<<
>>

4. Философия Сократа



Влияние софистов V в. до н.э. на дальнейшее развитие философии было как бы "от противного": своим отрицанием истинности всякого знания софисты содействовали росту интереса к знанию.
В философии начался новый период, подготовленный софистами и характеризующийся тем, что философия основывается на знании.
Этот период начинается с Сократа и заканчивается Аристотелем.
Именно в этот период стало употребляться слово "философия". Сократ иронизировал над тем, что софисты берутся обучать науке или мудрости, а сами отрицают возможность всякого знания, всякой мудрости. В противоположность им Сократ приписывал себе не саму мудрость, а только любовь к мудрости. И называл их "софистами", т.е. мудрыми, а себя - философом, т.е. любящим мудрость. Слово "философия" стало употребляться в этом значении его учениками и с тех пор стало обозначать особую сферу интеллектуальной деятельности. Слово "философия" заменило собой слово "мудрость", причем до конца V в. до н.э. философия была единственной наукой, охватывающей все научные знания. Разделение наук на специальные началось лишь с конца V в. до н.э.
Период, предшествующий Сократу, называется натурфилософским. Сократ явился родоначальником второго периода античной философии: ориентации философии на знание. Сократ вступил на путь изучения самого процесса правильного мышления и повел за собой науку.
Сократ (469-399 гг. до н.э.) как объект изучения представляет для историка философии значительные трудности. Бесспорно, что он был афинским гражданином, обладавшим небольшими средствами, который проводил свое время в диспутах и учил молодежь философии, но не за деньги, как это делали софисты. Достоверно известно, что в 399 году до н.э., когда Сократу было около 70 лет, он был осужден, приговорен к смерти и казнен. Бесспорно так же, что он был хорошо известной личностью в Афинах, поскольку Аристофан изобразил его в карикатурном виде в своей комедии "Облака". Но за пределами этих фактов сведения о Сократе приобретают спорный характер. Двое из учеников Сократа, Ксенофонт и Платон, написали о нем много, но рассказывают различные вещи.
Ксенофонт, военный человек, не очень щедро одаренный интеллектом, в целом придерживался традиционных взглядов. Ксенофонт огорчен тем, что Сократа обвинили в нечестии и в развращении юношества; он утверждает, что, наоборот, Сократ был весьма благочестив и что влияние его на юношество было благотворным. Как говорил Барнет, "защита Сократа Ксенофонтом чересчур успешна. Сократа никогда не приговорили бы к смерти, если бы он был таким, каким его описывает Ксенофонт"[31].
Описание личности Сократа у Платона вызывает затруднение совершенно иного рода, чем описание Ксенофонта, а именно очень трудно судить о том, в какой мере Платон хотел изобразить Сократа как историческую личность и в какой мере он превратил лицо, называемое в его диалогах "Сократом", в выразителя своих собственных мнений. Платон был не только философом, но также талантливым писателем, обладавшим живым воображением и обаянием. Никто не предполагает, да и сам Платон не претендовал всерьез на то, что беседы в его диалогах происходили точно так, как он их излагает. Тем не менее, для понимания учения Сократа важны диалоги Платона "Пир", "Федон", "Апология Сократа".

Сократ происходил из небогатой Афинской семьи и в молодости был ваятелем, изучал произведения Гераклита, Анаксагора. Об этом Платон писал в "Федоне". Сократ занимался самообразованием и называл себя "самодеятелем в философии" (об этом писал Ксенофонт). Когда он достиг 40 лет, с ним произошел духовный переворот, благодаря которому он стал преподавателем нравственности. Платон в "Апологии Сократа" писал, что этот переворот в Сократе связан с прорицанием дельфийского оракула, который назвал его наимудрейшим из афинян.
Штрихи к личности:
* Сократ учил изустно и не оставил ни одного трактата. Рассказывают, что Тимей спросил его: "О учитель, почему ты не запишешь свою мудрость на бумаге?" Сократ ответил: "О Тимей, сколь прочно все же твое доверие к шкурам мертвых зверей и сколь сильно твое недоверие к живым, вечным мыслям".
* Сократ ходил всегда босой, в старом хитоне; этот наряд был столь обычен для Сократа, что его восторженный слушатель Аристодем, увидев его однажды в сандалиях, весьма удивился. Выяснилось, что Сократ "вырядился" на пир к поэту Агафону по случаю его победы в афинском театре.
* Жил в бедности, обучение вел бесплатно, т.к. считал своих слушателей друзьями, а не "учениками". Софист Антифон поэтому поводу как то заметил Сократу: "Очевидно, если бы считал свое собеседование что-нибудь стоящим, то брал бы за него деньги не менее стоимости. Ты, может быть, справедлив, потому что никогда не обманываешь из-за любостяжания, но ты не можешь быть умным, потому что знаешь то, что ничего не стоит".
* Не был способен ни к какому роду государственной службы, любил посмеяться, подтрунить, был отличным плясуном и считал такое упражнение полезным для тела.
* Сократ был настоящим учителем, образцом невозмутимой ясности и душевного спокойствия, честности, благочестия, человеколюбия. Он чрезвычайно строго относился к себе.
* Сократ был некрасив: невысокого роста, приземистым, с большим животом, огромный выпуклый рот, приплюснутый и вздернутый нос с широкими ноздрями, взгляд исподлобья. Но стоило ему заговорить, то, по словам Алкивиада в Платоновском "Пире", можно было состариться, слушая его: "Когда я слушаю его, ... из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу, происходит и со многими другими. Слушая Перикла и других превосходных ораторов, я находил, что они хорошо говорят, но ничего подобного не испытывал, душа у меня не приходила в смятение, негодуя на рабскую мою жизнь. А этот Марсий приводит меня часто в такое смятение, что мне казалось - нельзя больше жить так, как я живу"[32].
* Важное значение для характеристики Сократа имеют последние дни и часы его жизни. Весь суд над Сократом передан Платоном в "Апологии Сократа", там есть три речи, произнесенные Сократом на суде.
Последние его слова на суде:
"Но уже пора идти отсюда, мне - чтобы умереть, вам - чтобы жить, что из этого лучше, никому не ведомо, кроме бога".[33] Федон в платоновском диалоге "Федон" описывая впечатление, произведенное на него Сократом в его последние дни, говорил: "Я был свидетелем кончины близкого друга, а между тем жалости я к нему не ощущал - он казался мне счастлив - он казался мне счастливцем..., я видел поступки и слушал речи счастливого человека! До того бесстрашно и благородно он умирал, что у меня даже являлась мысль, будто и в Аид он отходит не без божественного произволения..." [34]
Сократ, по словам Федона, объяснял это так: "Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним умиранием и смертью. Люди, как правило, этого не замечают, но если это все же так, было бы, разумеется, нелепо всю жизнь стремиться к одной цели, а потом, когда она оказывается рядом, негодовать на то, в чем так долго и с таким рвением упражнялся!"[35].
Философия.
Неудовлетворенный изысканиями последних философов физиса, Сократ сконцентрировался на проблематике человека.
Натуралисты пытались найти решение проблемы: "Что такое природа и последняя реальность вещей?" Сократа мучает проблема: "В чем природа и последняя реальность человека?" "Что есть сущность человека?"
По Сократу, человек - это его душа, с того момента, когда она становится в действительности таковой, т.е. специфически отличает его от какого бы то ни было другого существа. А под "душой" Сократ понимает наш разум, мыслящую активность и нравственно ориентированное поведение. Душа для Сократа - это "Я сознающее", т.е. совесть и интеллектуальная и моральная личность.
Если сущность человека - это его душа, то в особой заботе нуждалось не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя - научить людей возвращению души. "Что это - повеление Бога - читаем мы в "Апологии Сократа", - я убежден, и не мог бы большей услуги оказать я своему городу, чем приняв эту обязанность, возложенную на меня Богом. Нет другой истины, которой я гляжу в лицо, и в которую вы не можете не верить, юноши и старцы, что не о теле вашем должны вы заботиться, ни о богатстве, ни о какой другой вещи прежде чем о душе, которая должна стать лучшей и благороднейшей; ведь не от богатства рождается добродетель, но из добродетели - богатство и все прочее, что есть благо для людей, как для каждого по отдельности, так и для государства"[36].
Эти рассуждения означают, что на первом месте в деятельности Сократа стояла этика. Из тезисов Сократа следуют выводы, часто называемые "парадоксами":
1. Добродетель (мудрость, справедливость, постоянство, умеренность) есть всегда знание, порок - это всегда невежество. Разъясним: поскольку для Сократа сама природа человека это его душа, т.е. разум, а добродетели суть то, что совершенствует природу человека, то очевидно, что добродетели становятся формой познания, назначение которых - совершенствовать душу и разум.
2. Никто не грешит сознательно, а кто совершает зло, делает это по незнанию. Что означает второй парадокс? Сократ хорошо видел, что человек по своей природе ищет всегда собственного блага и, когда делает зло, то делает это не ради зла, а потому, что хочет извлечь выгоду, т.е. благо. Сказать, что зло не осознано, означает, что человек склонен обманываться в ожидании добра для себя, что ведет к ошибке в расчете, и в конечном счете, он - жертва ошибки, т.е. невежества, незнания.
Теперь ясно, что познание, по Сократу, есть необходимое условие благого дела, доброго поступка, ибо, если не знаешь блага, то и не знаешь, как действовать во имя добра.
Сократ был убежден, что люди от природы добры. Его учение можно назвать этическим интеллектуализмом, т.к. он считал знание наиважнейшей частью нравственности. Более того, знание считал он самой нравственностью.
Сократ полагал, что правильное знание следует определять с помощью двух методов: 1) метода выделения общего из ряда частных случаев; 2) метода выявления признаков, упущенных при общем анализе. Сам Сократ назвал свой метод преподавания майевтикой - "повивальным искусством". Объяснял он это следующим образом: подобно тому, как повивальная бабка, приглашенная к роженице, всего лишь помогала последней произвести на свет дитя, так и он не сообщал своим ученикам никакого знания ("Я знаю, что я ничего не знаю", - говорил Сократ, считая, что ничего не стоит его мудрость в сравнении с мудростью Бога), он помогал им сделать вполне ясными те мысли, которыми их головы "беременны"; мысли же рождаются не им, а самими учениками.
Действительно ли Сократ лишь помогал выяснить то, что знал ученик? Нет, конечно. Метод Сократа был вполне научным методом выявления знания, который впоследствии Аристотелем был назван индукцией и был приемом выявления определений для общих понятий. Сократ обучал искусству общения, искусству находить правильные определения общих понятий.
Таким образом, учение Сократа явилось началом логики и этики. Оно не было систематическим, т.к. Сократ ничего не писал, и ограничивался только беседами с учениками. Из всех учеников Сократа развил его учение Платон. Многие же так и не осознали, что с философией Сократа свершилось открытие логики[37].
<< | >>
Источник: Апрелева В.А.. Философия: Учеб. пособие. – Курган.: Изд-во «Пайдейя»,2006. – 633 с.. 2006

Еще по теме 4. Философия Сократа:

  1. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ СИСТЕМНОГО ПОВТОРЕНИЯ ПО КУРСУ ФИЛОСОФИИ
  2. Проблема человека в античной философии. Нравственная философия Сократа.
  3.   Смерть Сократа  
  4.   СУЖДЕНИЯ ДИОГЕНА ЛАЭРЦИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И О ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ В ЦЕЛОМ  
  5. 3. СОКРАТ
  6. АПОЛОГИЯ СОКРАТА
  7. § 1. Рационализм Сократа
  8. 5. Богословие Сократа
  9. Мелос и логос философии*
  10. суждения диогена лаэрция о происхождении греческой философии и о греческой философии в целом
  11. 4. Философия Сократа
  12. Классический период античной философии
  13. Философия Сократа
  14. И.З. Шишков КАК ВОЗМОЖНА ФИЛОСОФИЯ
  15. Н.В. Телегина АФИНСКАЯ ШКОЛА В АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  16. Античная философия
  17. ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ФИЛОСОФИИ
  18. Проблема души в этическом рационализме Сократа
  19. Философия Сократа
  20. II.1. ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ. НАТУРФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ. ПЕРВАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ ФОРМА ДИАЛЕКТИКИ