27. З. ФРЕЙД, ЕГО ПОСЛЕДОВАТЕЛИ И ОППОНЕНТЫ
Основные работы Фрейда, содержащие философские идеи и концепции:
— «Массовая психология и анализ человеческого "Я"»;
— «По ту сторону принципа удовольствия»;
— «"Я" и „Оно“»;
— «Психология бессознательного»;
— «Неудовлетворенность в культуре»;
— «Цивилизация и анализ человеческого "Я"» и др.
Фрейд выдвинул:— гипотезу об исключительной роли сексуальности в возникновении неврозов;
— утверждение о роли бессознательного и возможности его познания через толкование сновидений;
— гипотезу, что психическая деятельность бессознательного подчиняется принципу удовольствия, а психическая деятельность подсознательного — принципу реальности.
Для философии Фрейда основная мысль — это то, что поведением людей управляют иррациональные психические силы, а не законы общественного развития, что интеллект — аппарат маскировки этих сил, а не средство активного отражения реальности, все более углубленного его осмысления.
Главным исследованием Фрейда является роль важнейшего, по его мнению, двигателя психической жизни человека — «либидо» (полового влечения), определяющего противоречия:
— человека и социальной среды;
— человека и культуры;
— человека и цивилизации.
Через призму сублимации Фрейд рассмотрел:
— формирование религиозных обрядов и культов;
— появление искусства и общественных институтов;
— возникновение науки;
— саморазвитие человечества.
Со стороны философии Фрейд дает свое осмысление человека и культуры. Культура выступает у него как «Сверх-Я», основанная на отказе от удовлетворения желаний бессознательного, она существует за счет сублимированной энергии либидо.
В своей работе «Неудовлетворенность в культуре» Фрейд делает вывод о том, что прогресс культуры уменьшает человеческое счастье, усиливает у человека чувство вины из-за ограничения его природных желаний.
В рассмотрении социальной организации общества Фрейд концентрирует свое внимание не на ее надындивидуальном характере, а на природной склонности человека к разрушению, агрессии, которая может быть обуздана культурой.