ЧАСТЬ ШЕСТАЯ/ Самый верный последователь Ас Бона и Тарда: Зигмунд Фрейд.
· Именно либидо действует и в отношениях между гипнотизером и гипнотизируемым как причина внушения.
· Согласно психологии толп люди имеют антисоциальные наклонности, которые препятствуют объединению.
Любая группа или любая толпа, чтобы установить длительную социальную связь, должна преодолеть эти наклонности.· Существуют антисоциальные тенденции.
· Во-первых, нарциссизм, привязанность к себе, исклюючительная любовь к собственному телу и к собственному "Я".
· Немедленное удовлетворение желаний и инстинктов, особенно сексуальных, является вторым препятствием на пути создания общественных связей. В самом деле, эротическое влечение привлекает одних людей к другим и соединяет их. Но, как только желание удовлетворено, они снова разделяются. Толпа, получившаяся в результате этого, имела бы лишь недолгое существование:
· В истоках социальной связи лежат очень взыскательные идентификации, оставляющие след в жизни людей. С одной стороны, они приводят к регрессии желания в отношении сексуального объекта. С другой стороны, они влекут за собой дифференциацию психического аппарата, инкорпорируя в него внешние влияния. Он разделяется на собственно индивидуальное "Я" и "Я" социальное, или сверх-"Я", которое доминирует над ним.
· Заключение
· Предложенные гипотезы обнаруживают ограничения. Я вовсе их не отрицаю, они очевидны. Психология масс, и я не делал из этого тайны, решительно недооценивает влияние экономических и социальных условий. Болеетого, она берет на себя труд доказывать, что тип людей, составляющий массу, их принадлежность к классу и культуре, не имеет никакого значения для коллективных явлений.
· Эта психология имеет также тенденцию занижать интеллектуальную и человеческую ценность масс. Она пытается научно доказать их бесплодность и несостоятельность.
· И, наконец, психология толп, по-видимому, не уделяет такого внимания историческим условиям, как другие науки.
· Психология толп осталась непонятой. Ничто другое не указывает на это лучше, чем заключение, которое вывели и выводят из ее гипотез: она противоречит демократии и превозносит единоличную власть. Эту необузданную власть мы видели в действии.
· Разработка наилучших путей управления обществом не является задачей науки, даже несовершенной.
· Ее вывод совершенно прост. Что революционизирует власть в век толп? Против всякого ожидания именно вожди появляются как ответ на психологическую нищету масс. Они представляют собой составную часть человеческой природы, с которой необходимо постоянно считаться. Отрицать ее важность значило бы закрывать глаза на то, что является наиболее фундаментальным в обществе, и обрекать на бездействие этот ведущий политический фактор. Принимать его в расчет означает признать, что, если наша эпоха желает восстановить демократию, необходимо, чтобы она нашла ему замену.
62.