<<
>>

Информация и дезинформация.

Информационная революция оказывается, по выражению П. Вирилио, «революцией в виртуальной дезинформации». Он пишет: «Мертвому светилу, прозванному кибермиром или cyberspace (киберпространством), больше подошло бы название cybertime (кибервремени), некоторой туманности, побочного продукта иллюзионизма, который со времен самой ранней античности зарабатывал деньги на ограниченном видении публики, разрушая ее способность отличать реальное от того, что она считает реальным и истинным» (27.
С.71). Идеологическая дезинформация является неизбывной акциденцией информационного общества. Возникает вопрос: как отличить информацию от дезинформации? И. Гальтунг предлагает три критерия различения информации и дезинформации: эмпирический, теоретический и прагматический. Первым -
эмпирическим - критерием является буддийская dukkha - cukkha. Другими словами, информация - это такие данные, которые корреспондируют с реальностью. А мы сталкиваемся с эмпирической реальностью, - считает Гальтунг, - когда испытываем страдание (физическое, умственное и духовное). Дезинформация - это то, что выводит нас на уровень виртуальной реальности (например, секс по компьютеру).
Второй критерий - это теоретическая полнота данных о реальности. Чтобы получить объективную информацию, необходимо восстановить упущенные данные. Но чтобы увидеть то, что упущено, нужна некая теория. Например, нам говорят о «развитии экономики», но с точки зрения экономической теории постиндустриального общества - это дезинформация, потому что в данном дискурсе упущено более важное, чем простой количественный рост экономических показателей: экономическое распределение. И. Гальтунг полагает, что информационные технологии имею тенденцию отцеживать, обеднять информацию, представленную в коммуникативном дискурсе.
Третий критерий носит прагматический характер - это равноценность сообщения и для отправителя, и для получателя. Информация имеет место там, где происходит коммуникация между равноправными партнерами, чувствующими ответственность друг перед другом (200. Р.219-220). И. Гальтунг утверждает, что коммуникация возможна только там и тогда, где есть информация, соответствующая данным критериям. «Если вам предложена дезинформация, - пишет Гальтунг, - то это, возможно, потому, что где-то наверху есть властные структуры, которые не считают себя ответственными перед вами» (200. Р. 220). Политические и технологические элиты ежедневно пичкают нас ложью о деидеологизации. На самом деле их взгляды чрезмерно идеологизированы, хотя они, возможно, и не подозревают об этом. СМИ, подчиненные элите, абстрагируют от нашей восхитительно сложной действительности какие-то кусочки информации, которые представляют собой некую карикатуру на реальность. Дезинформация выражается и в том, что СМИ навязывают массам ментальный образ мира, выражающий идеологию правящих (капиталистических) элит. В
частности, СМИ убеждают нас в том, что алчность - это замечательно, что эгоцентризм - это высшее проявление человеческих качеств. Все это не что иное, как примитивная идеология потребительского общества. Правы те исследователи, которые говорят, что потребительское общество - это эгоцентрическое и индивидуалистическое общество и не может быть другим. Канонизированная позиция эгоцентризма - это предельно низкая планка человеческой морали, - тиражируется с помощью высоких технологий. Таков один из парадоксов информационного общества.
Социальные исследователи указывают также на то, что информационные технологии породили упадок, или даже закат способности к логическому мышлению молодежи (200. Р.220). Компьютерные телекоммуникационные технологии формируют лоскутное мировоззрение и синхроническое «блип - мышление». Паттерны такого «мышления» организованы в структуры, напоминающие телевизионную презентацию реальности: проблески и мелькания, бессвязные мимолетные кадры. Нарушается мозговая способность организовывать информацию, делать умозаключения во времени. Это очень серьезная социально-культурная проблема, которую пытаются завуалировать апологеты информационных технологий. В конечном итоге люди оказываются обманутыми, и этот обман будет продолжаться до тех пор, пока не произойдет пробуждение от «виртуального сна» и не воцарится разумно- критическое отношение к технике и технологии, к информационному обществу вообще.
<< | >>
Источник: Мантатова Л.В.. Стратегия развития: Ценности новой цивилизации. - Улан-Удэ: издательство ВСГТУ,2004. - 242 с.. 2004
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме Информация и дезинформация.:

  1. 1.1. Информация и информационные процессы
  2. Информация - жизненная энергия гражданского общества.
  3. Дезинформация исследователя
  4. Информация и дезинформация.
  5. 2. Виды угроз информационной безопасности Российской Федерации
  6. Глава 1. Право массовой информации как отрасль права и законодательства
  7. Структура массово-информационной деятельности: сбор, обработка, компоновка, передача, восприятие, трансформация, хранение и использование массовой информации. Потенциальная, принятая и реальная информация. Семантический, синтаксический и прагматический аспекты массово-информационных текстов.
  8. РАСПОРЯЖЕНИЕ НАЧАЛЬНИКА ШТАБАВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ОТ 12 МАЯ 1941 Г.ПО ПРОВЕДЕНИЮ ВТОРОЙ ФАЗЫ ДЕЗИНФОРМАЦИИ ПРОТИВНИКА В ЦЕЛЯХ СОХРАНЕНИЯ СКРЫТНОСТИ СОСРЕДОТОЧЕНИЯ СИЛ ПРОТИВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА
  9. Направления, приемы и цели антисоциалистической пропаганды
  10. БУРЖУАЗНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПРОПАГАНДЫ НА СЛУЖБЕ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО КАПИТАЛА
  11. Понятие защиты информации Для более глубокого понимания проблемы определим еще дв
  12. Информационные правоотношения
  13. Информация, как товар
  14. Проблема качества в экономике
  15. Математические и логические "перлы" у Жана Тироля