<<
>>

Исторические судьбы учения Карла Маркса


Марксизм возникает как совокупность философских, экономических и социально-политических концепций, объединенных общей идеей коммунизма как конечной цели общественно-исторического процесса, достижение которой возможно лишь "путем насильственного ниспровержения всего существующего общественного строя" и установления диктатуры пролетариата под руководством его авангарда - революционной партии коммунистов.
Для его создателей марксизм выступал одновременно и как философское мировоззрение, и как фундаментальная основа социально-политической программы радикального преобразования общественного устройства. Теоретическому обоснованию и практической подготовке такого преобразования ПОСВЯТИЛИ они всю свою жизнь.
Никакая прежняя философия не была так тесно связана с политической практикой, а выводы философских рассуждений никогда не обращались столь прямо в политические лозунги. Идею нейтральности, надпартийности философии марксисты объявляют фикцией. Рассматривая человека как продукт общественных отношений, они полагают, что его мысли, в конечном итоге, выражают интересы того общественного класса, к которому он принадлежит. Поэтому всякие разговоры об универсальных моральных нормах, вечных истинах, общечеловеческих ценностях представляются марксистами как попытка господствующего класса замаскировать свои классовые интересы, выдавая их за общечеловеческие.
Марксизм открыто заявляет о своей партийной принадлежности и выступает на стороне промышленного пролетариата, защищая его цели и ценности и руководствуясь его представлениями о благе и справедливости. Поддержки, понимания и сочувствия марксисты искали, скорее, в пролетарских массах, чем в среде профессиональных философов, с которыми находились в состоянии постоянной "идеологической борьбы". Для сочинений практически всех авторов- марксистов характерен чрезвычайно резкий полемический тон, а основное содержание их собственного учения зачастую излагается походя, в статьях и книгах, посвященных критике философских и политических оппонентов.
В то время как мыслители XIX века разнообразили и усложняли философскую проблематику, марксисты стремились максимально упростить ее, сосредоточивая внимание лишь на том, что, с их точки зрения, было наиболее существенным. Они не признавали средних и компромиссных позиций, не искали полутонов и оттенков, сводя самые сложные отношения к простым двухполюсным контрпозициям: материализм-идеализм,буржуазия-пролетариат,революционер-оппортунист. Такая черно-белая картина социальных отношений легко усваивалась в пролетарской среде, складываясь в систему классификационных признаков, по которым любое философское учение или политическая программа легко определялась как близкая или враждебная, "наша" или "не наша". В результате цель создателей учения была достигнута - марксизм становится политической идеологией революционного движения пролетариата, победу которого предопределял в своих теоретических построениях как исторически неизбежную.
Однако к концу XIX века среди наиболее авторитетных марксистов Германии намечается отход от ортодоксального учения. В работах Эдуарда Бернштейна появляется склонность к неокантианству, Фридрих Адлер увлекается эмпириокритицизмом, а такой видный социалист, как Карл Каутский допускает даже философский плюрализм, утверждая, что главное - освобождение пролетариата, при этом совершенно безразлично, как это освобождение будет обосновано - материалистически, идеалистически, по-кантовски или по-христиански.
Лидеры Второго Интернационала склоняются к мысли о том, что сущность марксизма не в философской доктрине, а в социально-политической программе, которую можно совместить практически с любой философией.
В то время как Западная Европа отходит от ортодоксального марксизма, он находит себе новую социальную базу в России. Возникшая было среди русских большевиков тенденция к сближению марксизма с эмпириокритицизмом (А. Богданов, А. Луначарский, П. Юшкевич), встретила решительный отпор со стороны Ленина, подвергшего "русских махистов" жесточайшей критике в своем главном философском труде "Материализм и эмпириокритицизм" (1909). Наметившаяся же после его смерти дискуссия о философских основах марксизма (Н. Бухарин и А. Деборин), была жестко пресечена Сталиным, окончательно придавшим марксизму в СССР статус официальной идеологии, малейшее отступление от которой каралось как серьезное государственное преступление. В дальнейшем в Советском Союзе эта идеологическая система фигурировала под официальным названием "марксизм-ленинизм".
Оценивая роль Ленина в развитии марксистского учения, Сталин отмечал, что он был вернейшим и последовательнейшим учеником Маркса и Энгельса, не изменившим ни одного из основоположения их учения, но лишь развившим его применительно к новым историческим условиям. То новое, что внес Ленин в содержание марксизма - это не новые принципы, а скорее, новые выводы и политические рекомендации, полученные в результате применения канонических принципов марксизма к анализу новых политических условий. Неприкосновенность фундаментальных основ марксизма-ленинизма обусловила то обстоятельство, что наивысшим достижением в нем мог быть лишь титул "вернейшего ученика", который сделался непременным приложением к посту руководителя коммунистической партии, получавшего вместе с должностью главы государства также и статус "главного философа" страны. К 80-м годам XX века марксизм в СССР окончательно выродился в политическую идеологию, ис- ч пользуемую, в первую очередь, для оправдания существования партийной бюрократии.
Что же касается западного мира, то в XX веке там получили достаточно широкое распространение неканонические учения, условно объединяемые под общим именем неомарксизма. Для всех этих учений характерно критическое отношение как к капиталистической системе, так и к советскому варианту социализма с его марксистско- ленинской идеологией. Философские школы нео- (или евро-) марксизма весьма неоднородны, но моїут быть разделены на два основных направления, в которых, в свою очередь, можно выделить ряд более мелких течений. Главными направлениями можно назвать "гуманистическое", основы которого были заложены в 30-е годы XX в. работами Дьёрдя Лукача и Антонио Грамши, и "сциентистское" (научное), сформировавшееся в 60-х годах под влиянием работ Луи Альтюссера.
Туманисты", опираясь на работы молодого Маркса, и, прежде всего, на "Экономическо-философские рукописи 1844 г.", выступали против объективистско-натуралистического истолкования исторического процесса, появляющегося в более поздних произведениях. Они стремились сконцентрировать свои исследования вокруг проблемы человека, которого понимали как действительного субъекта истории, и не ограничивали себя слишком жесткой привязанностью к основоположениям Маркса, включая в свои рассуждения идеи, сложившиеся в рамках иных философских направлений.
"Сциентисты ", напротив, акцентировали внимание именно на элементах объективизма, присущих материалистическому пониманию истории, и, апеллируя к поздним работам Маркса, стремились придать своим социальным исследованиям строгую форму естественнонаучных теорий. Если "гуманисты" считали традиционный марксизм недостаточно человечным, то "сциентисты", напротив, считали его недостаточно научным.
К "гуманистическому” направлению можно отнести Франкфуртскую школу (Теодор Адорно, Юрген Хабермас), выступавшую с критикой существующего общественного строя и ставшую теоретической базой движения "новых левых"; фрейдомарксизм (Вильгельм Райх, Эрих Фромм), пытавшийся соединить личностную проблематику фрейдизма с социальной проблематикой марксизма; экзистенциалистский марксизм (поздний Жан-Поль Сартр, Морис Мерло-Понти), стремившийся дополнить марксистское понимание закона исторического развития экзистенциалистской концепцией "неустранимого своеобразия человеческой авантюры"; югославскую группу "Праксис", отвергавшую теорию отражения и полагающую практику фундаментальной основой субъектнообъектных отношений.
"Сциентистское" направление представлено, прежде всего, самим Альтюссером и его многочисленными последователями; к этому направлению можно отнести итальянского философа Г. делла Вольпе, считавшего, что философские абстракции непригодны для конкретно-научных исследований; и, наконец, к нему относится возникший в конце 70-х годов в Великобритании и США аналитический марксизм (Л. Коэн), стремящийся развивать учение об обществе на основе методологии современной науки (функциональный анализ, теория игр и др.).
Темы для обсуждения
  1. Трансформация традиций классического наследия в марксистской философии.
  2. Материалистическое понимание истории и социальная философия марксизма.
  3. Марксистская концепция диалектики.
  4. Исторические судьбы марксистской философии: неомарксизм, постмарксизм.

Литература
  1. Андерсон П. Размышления о западном марксизме / П. Андерсон. М., 1991.
  2. Виндельбанд В. Философия в немецкой духовной жизни XIX столетия / В. Виндельбанд. М., 1993.
  3. Карл Маркс и современная философия. М., 1999.
  4. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие / К. Маркс, Ф. Энгельс // Соч. Т. 13.


Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
<< | >>
Источник: B.C. Стёпин. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / B.C. Стёпин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. - Мн.; РИВШ,2006. - 624 с.. 2006

Еще по теме Исторические судьбы учения Карла Маркса:

  1. ИДЕЯ СУДЬБЫ И ПРИНЦИП ПРИЧИННОСТИ
  2. Глава вторая. Маркс - социолог.
  3. 4.1. Карл Поппер: кризис либерализма и опасность тоталитарного соблазна
  4.   ПРЕДИСЛОВИЕ [к работе К. Маркса «К критике гегелевской философии права. Введение»] 1887  
  5. III. Маркс
  6. Глава 1. Судьба Н. Я. Данилевского (школа жизни, наук и общений)
  7. Десакрализация понимания феномена насилия в XIX столетии. Понятие «насилие» и «террор» в философии К.Маркса и Ф.Энгельса
  8. Исторические судьбы учения Карла Маркса
  9. Исторические формы религии
  10. славянофилы-почвенники
  11. Постмарксизм в Германии. Триумф Гегеля над Марксом
  12. Либеральный консерватизм и учение о двух царствах
  13. ТЕМатика и планы семинарских занятий
  14. Список литературы и МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ней
  15. МАРКС