Карма
Понятие кармы ключевое для индийской мысли и в основе своей имеет этический характер. Учение о карме, которое распростра&няется сейчас все шире, — это учение о естественной нравствен&ной причинности. Английский философ Г. Спенсер считал, что этика станет подлинной наукой, когда можно будет вывести об&щие правила жизни из ясно определенной причины и открыть неизбежные естественные соотношения между поступками чело&века и их последствиями. Хотя индийцы не создали этики в совре&менном научном смысле, но они были убеждены в существова&нии естественной этической причинности. Существует опыт (йо&гов, и не только их), подтверждающий естественную причинность (воспоминания о предыдущих рождениях и т.п.), но нет обще&обязательности полученных эмпирических результатов (их не мо&жет проверить каждый). Тут открывается поле для научных иссле&дований. Быть может, естественную этическую причинность мож&но будет когда-нибудь научно обосновать, но для этого понадо&бится иная по своему соотношению с нравственностью, хотя столь же строгая, как физика и математика, наука.
В соответствии с законом кармы что посеешь в этой жизни, то пожнешь в жизни будущей. Нравственный закон приобретает аб&солютный, космический статус. Законом кармы обосновывается социальное устройство Индии — наличие каст, наследственный характер которых имеет, по-видимому, расовую основу (арийцы не хотели смешиваться с дравидами и другими туземными племе&нами после их завоевания).
Последующие завоеватели использовали эту систему. «У под&ножия лестницы образовывались новые касты, а победители-при&шельцы превращались в правящий класс кшатриев»[22]. Кастовая система, обосновывающаяся концепцией кармы, способствовала устойчивости общества.
Итак, природные условия, история и национальный характер придали определенную направленность индийской культуре, со&здавшей целостный оригинальный архетип. Он образовался из не&скольких основных понятий, и прежде всего это понятие пере&воплощения и тесно связанного с ним — кармы.
Еще по теме Карма
: