<<
>>

Классические ортодоксальные системы


Брахманистские системы возникают в полемике с буддистской точкой зрения на природу человека, характер спасения и возможность познания мира.
Ньяйя ("вхождение в предмет”) - философская школа, основанная брахманом Гаутамой около III в. до н. э., сходна с западной логикой. Ньяйя изучала механизм познания и определяла правила ведения дискуссии, что делало знание ее принципов обязательным для всякого, занимавшегося систематическим философствованием. Базовыми текстами этого направления являются "Ньяйя Сутры" \ созданные в III-II вв.
до и. э.
"Ньяйя Сутры" - трактат из пяти книг, каждая из которых содержит по два раздела. В ней обсуждается шестнадцать основных тем ньяйя. Основные из них - природа познавательной способности и мышления, а также характер сомнения и обоснованность средств доказательства.
Ньяйя исходит из принципиальной познаваемости мира и рассматривает всякое знание как раскрытие реальности. По природе своей человек способен воспринимать объекты, сравнивать их между собой и делать выводы из сходства. Познание может быть правильным и неправильным. Задача ньяйя - ответить на вопрос о том, как достичь правильного познания.
Всякое познание предполагает четыре условия: 1) наличие познающего субъекта (праматри); 2) объект (прамею); 3) результат познания (прамити); 4) средства познания (праману).
Три первых фактора принимают участие во всяком процессе познания, но лишь четвертый фактор (прамана) способен сделать этот процесс правильным.
Существуют четыре средства правильного познания: 1) интуиция (пратъяхма); 2) вывод (анумана); 3) сравнение (упамана);
  1. устное свидетельство (шабда).

Проблема вывода является центральной для ньяйя, однако и такие источники познания, как интуиция и устное свидетельство не остаются вне круга рассуждений философов данной школы. Устное свидетельство пророков (риши), постигших вечные истины и законы, является гарантией правильности ведического знания.
Вайшешика ("философия различий"), созданная Канадой (III в. до н. э.), - система, родственная ньяйя. Так же, как и ньяйя, вступая в полемику с буддизмом, вайшешика исходит из принципиальной познаваемости мира и рассматривает адекватное познание в качестве основной цели систематического мышления. Основная тема этой школы - классификация и характеристика рассматриваемых объектов. Различая объективно существующие предметы, вайшешика разделяет их на категории и подробно характеризует каждую из них.
Все существующие вещи могут быть осмыслены (артха) и названы (пада), следовательно, все они - падартхи. Падартхи делятся на шесть категорий: 1) субстанцию (дравью); 2) качество (гуна);
  1. действие (карма); 4) общность (саманью); 5) особенность (ви- шешу) и 6) присущность (самаваю).

Субстанция существует и обладает качествами, которые делятся на два вида: принадлежащие множеству объектов, общие (сама- нья) и присущие индивидам (вишеша). Они бывают постоянные (гуна) и преходящие (карма). Присущность же есть особый вид отношения.
Первые три категории реальны (артха). Знание о них можно получить интуитивно. Три следующих - продукты интеллектуального различения (буддхьяпекшам). Доказательство их реальности должно быть логическим.
Познание объектов не рассматривается в вайшешике как самоцель. Оно необходимо для истинного освобождения.
Страсти и желания навязывают человеку телесное существование и перерождение, понимание истинной сущности вещей лишает их власти над человеком.
Основателем школы санкхья считается Капила (около VII в. до н. э.). Его идеи были систематизированы в "Санкхьяправа- кана Сутре".
Санкхья исходит из посылки о существовании в мире двух вечных принципов: пуруша - начала, подобного духу, - и пракрити, материи.
Пуруша обладает сознанием, но полностью пассивен, и сам по себе не в состоянии создать ничего, в то время как пракрити - активна. Однако это действующее начало лишено сознания. Только из взаимодействия обоих первоначал возникает мир.
При соединении пуруша и пракрити формируются три гуны (состояния): 1) святость (саттва)\ 2) активность (раджас); 3) инертность (тамас). Эти состояния, или качества, присутствуют во взаимодействии в каждом конкретном явлении.
Активизированная пракрити становится Буддхи (интеллектом), из которого возникают индивидуальные сознания. Связь тела и духа индивидуума мнима.
Как кристалл становится красным, если сквозь него просвечивает красный предмет, так и дух появляется лишь от свечения пуруша. Процессы, происходящие в душе, в действительности принадлежат пуруша.
Путь же освобождения человека из круга перерождений состоит в освобождении от пракрити.
Санкхья является теоретическим основанием для йоги[7] - практической методики для достижения освобождения. Однако в отличие от санюсьи, йога содержит идею высшего личного божества.
В основе методики йоги лежит убеждение в том, что человек с помощью концентрации духовных сил, медитации и аскетизма, ведущего к успокоению нрава, может достичь освобождения от материального пракрити.
Йога - это упорядоченная методика, направленная на разрыв связей между духом и телом. Она охватывает восемь восходящих ступеней совершенствования, первые пять из которых направлены на совершенствование тела, в то время как три последних обращены на понимание:
  1. самодисциплина;
  2. праведное поведение;
  3. правильная поза;
  4. правильное дыхание;
  5. подавление ощущений;
  6. самоконцентрация;
  7. медитация;
  8. просветление.

Веданта ("завершение Вед") - учение Шанкары, получившее завершение в конце VIII в., - наиболее влиятельное направление индийской философии. Эта доктрина основывается, прежде всего, на толковании Упанишад. Главными текстами веданты являются "Брахма Сутра" и "Бхагавадгита".
"Бхагавадгита" ("Песнь господа") - часть обширной эпической поэмы "Махабхарата", в которой поступки героев иллюстрируют идеи сансары, кармы и дхармы. "Бхагавадгита" состоит из 90 ООО строф. Большую ее часть составляют рассуждения о моральном долге.
"Брахма Сутра" Шанкары представляет собой попытку последовательного и логически непротиворечивого истолкования Упанишад. По его мнению, знание о мире, полученное из Упанишад, должно быть во всех смыслах единообразным. В первую очередь это касается идеи Брахмана, верховного божества, причины и начала всего.
Все сущее в конечном итоге является Брахманом. Он стоит за всеми явлениями. Однако духовный и материальный миры не од- нопорядковы. Мир материальный, состоящий из множества вещей, является лишь иллюзией (майя).
Освобождение из круга перерождений достигается высшим знанием единства Атмана и Брахмана. Свобода от перерождений является истинной целью изучающего веданту.
Миманса - школа, примыкающая к веданте. Ее центральной проблемой является познание и описание истинного ритуала, необходимого для того, кто желает достичь спасения. Исследование дхармы - жизненного долга человека - вот основная тема "Пурва
Миманса Сутра" Джаймини (около V в. до н. э.). "Миманса Сутра" описывает различные виды жертвоприношений и их цели.
Таким образом, особенности восточной философии связаны со специфическим для индийской и китайской культур пониманием места человека в мире. Идеалом человеческого бытия в этих традициях выступает не столько реализация себя в предметной области, сколько нацеленность на вживание в окружающую среду и обращенность человеческой активности на свой собственный внутренний мир, что и обусловливает рационально-практическую направленность философии Древнего Китая и религиозно-мифологический характер основных философских школ Древней Индии.
Темы для обсуждения
  1. Общая характеристика и специфика древневосточной философии.
  2. Философия Древнего Китая: рационально-практическая направленность.
  3. Становление и основные философские школы Древней Индии: религиозно-мифологический характер.

Литература
  1. Антология мировой философии: в 4 т. М., 1969. Т. 1, ч. 1.
  2. Древнекитайская философия: собр. текстов: в 2 т. М., 1972.
  3. Китайская философия: энциклопедический словарь. М., 1994.
  4. Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке. Древний Китай и Индия / А. Е. Лукьянов. М., 1992.
  5. Лысенко В. Г. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма / В. Г Лысенко, А. А. Терентьев, В. К. Шохин. М., 1994.
  6. Мистерия Дао. Мир "Дао дэ цзина" М., 1996.
  7. Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба / Л. С. Переломов. М., 1993.
  8. Радхакришнан С. Индийская философия: в 2 т. / С. Радхакришнан. СПб., 1994.
  9. Степанянц М. Т. Восточная философия: вводный курс: избранные тексты / М. Т. Степанянц. М., 1997.
  10. Торчинов Е. А. Введение в буддологию: курс лекций / Е. А. Торчи- нов. СПб., 2000.
  11. Торчинов Е. А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания / Е. А. Торчинов. СПб., 1998.
  12. Чаттерджи С. Индийская философия / С. Чаттерджи, Д. Дат- та. М., 1994.
  13. Шохин В. К. Брахманистская философия. Начальный и раннеклассический периоды / В. К. Шохин. М., 1994.
  14. ЕЦуцкий Ю. К. Китайская классическая "Книга перемен" / Ю. К. Щуцкий. М., 1997.
<< | >>
Источник: B.C. Стёпин. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / B.C. Стёпин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. - Мн.; РИВШ,2006. - 624 с.. 2006

Еще по теме Классические ортодоксальные системы:

  1. Глава двадцать пятая. Условия, в которых сформировались взгляды Маркса
  2. НАЧАЛО КЛАССИЧЕСКОЙ ПАТРИСТИКИ 
  3. ТЕОЛОГИЯ И НАУКА
  4. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ
  5. Философия Индии
  6. Классические ортодоксальные системы
  7. Преломление идейных основ учения Мастера Экхарта в философской школе немецкой мистики
  8. НАУКА И РЕЛИГИЯ
  9. 1. Особенности классического индусского права
  10. § 2. Классическая школа уголовного права
  11. К истории вопроса СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВЫЕ КОРНИ «ПЛЮРАЛИЗАЦИИ МАРКСИЗМА»
  12. ГИПАТИЯ, ИЛИ РАСТЕРЗАННАЯ МУЗА. К 1600-ЛЕТИЮ КАЗНИ ОТ РУК ФАНАТИКОВ-ХРИСТИАН
  13. Индуизм и классическая индийская философия
  14. ВВЕДЕНИЕ, ИЛИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ