<<
>>

Концепция будущего.

Идея устойчивого развития есть не самое удачное выражение глубочайшей философской истины, касающейся самой природы вещей, той истины, до которой человечество должно дорасти, чтобы ощутить и понять ее - мы имеем в виду эйдос космической гармонии.
Устойчивое развитие - это космический принцип, выражающий динамическое равновесие противоположных сил и тенденций, сбалансированность, гармонию и мер-ную определенность всего сущего. Следовательно, устойчивое развитие общества возможно только в том случае, если гармонизированы отношения как внутри общества, так и с окружающей средой в соответствии со Стратегией Разума (78. С.34-37).

Под гармонией мы понимаем иерархическую систему контрастов, противоречий и равновесий во вселенной. Чтобы понять сущность устойчивого человеческого развития, надо учесть, что последнее представляет собой не что иное, как часть

вселенского синергетического процесса, где властвует закон гармонии. В теории социальной синергетики развитие понимается как рост степени совершенства гармонии между порядком и свободой, обусловленный стремлением к абсолютно устойчивой иерархии. «Совместить тенденцию социальной системы к достижению устойчивого состояния, - пишет В.П. Бранский, - с тенденцией к изменчивости (ввиду возникновения в результате разрешения старых противоречий новых противоречий) возможно только при одном условии: постепенное «затухание» (смягчение) противоречий и возникновение на этой почве некоторого предельного (бесконфликтного и потому абсолютно устойчивого) состояния, к которому система бесконечно долго приближается, не достигая, однако, его полностью никогда» (12. С.688). Таким образом, проблему гармонии можно рассматривать и как проблему структурной устойчивости; гармония есть тот «магический кристалл», который позволяет заглянуть в сущность устойчивого развития.

Сегодня мы становимся свидетелями безмерного упрощения идеи устойчивого развития - и такое упрощение является неизбежным, когда та или иная идея отрывается от всеобщего философского контекста, в рамках которого она сохраняет глобальную значимость и ценность. Чтобы понять смысл устойчивого человеческого развития, нужны фундаментальные истины о природе и цивилизации. Здесь недостаточно признания ценности выживания человечества. Императив устойчивого развития есть требование цивилизуемости человека и общества, а «цивилизация есть не что иное, как неустанное стремление к высшему совершенству гармонии» (149. С.676).

В качестве общефилософского понимания сущности цивилизации мы принимаем утверждение А. Уайтхеда о том, что цивилизованное общество руководствуется минимум пятью - шестью ценностями: Истиной и Красотой, Приключением и Свободой, Идеалом и Умиротворенностью (Peace) (149. С.643- 702).

<< | >>
Источник: Мантатова Л.В.. Стратегия развития: Ценности новой цивилизации. - Улан-Удэ: издательство ВСГТУ,2004. - 242 с.. 2004

Еще по теме Концепция будущего.:

  1. Сценарии будущего.
  2. Концепция будущего.
  3. Концепция Л. С. Выготского о психическом развитии человека
  4. Взаимоотношение философии и науки: основные концепции
  5. и. п. и л ь и нР. УЭЛЛЕК и ЕГО НЕОПОЗИТИВИСТСКИЕ КОНЦЕПЦИИ КРИТИКИ
  6. Синергетическая концепция развития
  7. ЧЕЛОВЕК И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
  8. СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ КОНЦЕПЦИЙ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПЛЮРАЛИЗМА
  9. 23. РАЗМЫШЛЕНИЯ О СИМОНЕ ВИЗЕНТАЛЕ И КОНЦЕПЦИИ ГЕНОЦИДА СТИВЕН ДЖЕЙКОБС Steven Jacobs
  10. Основные концепции финансового менеджмента
  11. § 10. Мистически-субъективированная концепция права преп. Нила Сорского как явление правовой образованности и интеллектуальности
  12. «Фалсафа» – светский вариант арабо-исламской философии. «Фалсафа» и религия. Разработка проблемы единства бытия как философской проблемы. Концепция творения мира вещей: необходимосущее и возможносущее бытие. Картина строения бытия, эволюции сущего.
  13. Недостаточная концептуальная расчлененность основных философских понятий, контрарностей (вера – знание, нравственность – наука, идеальное – материальное). Взгляд на природу как божественное творение; нравственно-практические установки, вытекающие из такого взгляда. Концепция целостности мира с точки зрения исторического прогресса и современного «экологического» мировоззрения.
  14. 4. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития
  15. Y.4.5. Концепция «информационного общества»
  16. § 4. Формулирование идеи и подготовка концепции нормативного правового акта (Абрамова А. И., Власенко Н. А.)
  17. § 1. Историко-правовые предпосылки формирования концепций европейкой интеграции
  18. § 4.Концепция «Европы Отечеств»: проблемы реализации и правового оформления
  19. § 1. Генезис проекта Европейского Союза: концепция «трех опор» и ее оформление в Маастрихтском договоре