<<
>>

ОНТОЛОГИЯ И ЕЕ ПРЕДМЕТ. БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ОНТОЛОГИИ


Любой из нас наверняка задумывался о том, почему существует мир, как он устроен и каким законам подчиняется, зачем в нем существует человек, каким был бы мир без меня и будет после меня и т. п. Все эти (и подобные им) вопросы составляют содержание фундаментальной проблемы философии - проблемы существования.
Ее анализом и решением издавна занимается особый раздел философского знания - онтология (от греч. "он"-сущееи "логос учение), то есть учение о бытии всего сущего, о его сущности и всеобщих принципах организации. Более того, через всю историю философии красной нитью проходит мысль о том, что вопрос "Что есть бытие?" и составляет подлинную и даже "единственную тему философии" (М. Хайдеггер). Пожалуй, с этим можно и согласиться, если учесть, что само понятие бытия, как мы увидим дальше, получало разную трактовку в различные философские эпохи. В любом случае следует иметь в виду, что онтологическая проблематика всегда составляла важнейший компонент философской мысли, начиная с античности и кончая нашими днями (хотя сам термин "онтология" довольно позднего происхождения: он был предложен в 1613 г. немецким философом Р. Гоклени- усом, а всерьез его ввел в философию в первой половине XVIII в. X. Вольф, который трактовал онтологию как науку о бытии как таковом и считал ее "первой философией").
Онтологический анализ мира проводится с помощью довольно обширной системы философских категорий, но центральными из них выступают понятия бытия и небытия. Эти категории, играющие важнейшую роль в философии и всей культуре, возникли в результате давнего осознания человеком того непреложного факта, что мир, в котором он живет, существует реально, он есть, он как бы предзадан человеку. И я не могу выбирать этот мир, а должен так или иначе существовать, быть в нем. Поэтому понятие бытия и фиксирует все то, что есть, что существует независимо от того, каково это существующее (или сущее) по своей природе: материальное или духовное, действительное или возможное, необходимое или случайное и т. д. Говоря же более строго, категория бытия обозначает в философии не каждое конкретное сущее и даже не всю их сумму, а их всеобщее свойство (атрибут) - быть в наличии, присутствовать, существовать. Таким образом, философская категория "бытие" отражает "существование как таковое" безотносительно к его конкретному носителю.
Критерий существования серьезно обсуждается и в современной науке (скажем, проблема реальных и виртуальных частиц в физике), используется он и в формирующейся сейчас экологической культуре - так, согласно "принципу Ноя”, все творения природы должны сохраняться уже потому, что они существуют; на Западе широко распространена идея "права на бытие" всех живых существ (в том числе вирусов, опасных для человека).
Вместе с тем человек осознал когда-то, что в окружающем мире наряду с фактом присутствия вещей и явлений есть и "эффект отсутствия": в реальной действительности нет в готовом виде многих предметов, которые ему хотелось бы иметь, а уже существующие вещи (да и сами люди) рано или поздно погибают, уходят "в никуда". Так постепенно в человеческой культуре возникает мысль о небытии, которая позже оформляется в соответствующее философское понятие.
Категория небытия и обозначает свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными. Это свойство, во-первых, присуще в потенции каждому конкретному сущему, поскольку оно не вечно; во-вторых, оно характерно для тех явлений, которые никогда не станут предметной действительностью - например, вечного двигателя или бесчисленного множества других явлений.
Таким образом, эта категориальная пара ("бытие - небытие") отражает в самом общем виде "онтологическую судьбу" каждого конкретного сущего, всех индивидуальных вещей и явлений: любое из них сначала отсутствует в реальности, как бы таясь в небытии, затем оно "приходит" в действительность (в результате действия природных или человеческих сил), существует в ней в течение определенного времени и, наконец, снова уходит в небытие: "все возникает на время, а погибает навечно" (А. Н. Чанышев). При этом, даже существуя, любое явление несет на себе печать небытия, оно отягощено им и, следовательно, представляет собой неразрывное единство бытия и небытия.
Однако в философии нередко используются и представления об абсолютных бытии и небытии. Понятно, что абсолютное бытие должно наделяться свойствами вечности, безусловности, стабильности и т. д. В роли подобного бытия выступают обычно такие феномены, как Бог (религиозная философия), Абсолютная идея (гегелевская школа), материя (своеобразный "Бог материализма"). Такое бытие принципиально ненаблюдаемо, оно трансцендентно (то есть находится "по ту сторону" человеческого опыта) и может быть постигнуто лишь Откровением или рациональным умом. Именно оно лежит в основе всякого конкретного сущего и, более того, является его творцом.
Несколько сложнее обстоит дело с категорией абсолютного небытия, которое чаще всего приравнивается к "Ничто” - полному ¦ отсутствию чего бы то ни было. Во-первых, само определение Ничто наталкивается на большие трудности. Как показал М. Хайдеггер, невозможно корректно поставить вопрос о Ничто и ответить на него. В самом деле, в обоих случаях мы пытаемся действовать по формально-логической схеме: "Что есть Ничто? Ничто есть то- то и то-то". Иными словами, мы предполагаем, что Ничто "есть" нечто сущее, хотя как раз от сущего оно абсолютно отлично. Выход из этого логического тупика видится обычно в допущении, что Ничто все-таки есть, но именно лишь как Ничто. И сам М. Хайдеггер все же пользуется "рабочим" определением: "Ничто есть отрицание всей совокупности сущего, оно - абсолютно не-сущее", чтобы как-то ввести это необычное понятие в рамки традиционной логики, привычной для человека.
Во-вторых, человеку, живущему в мире конкретных вещей и явлений, очень трудно представить себе абсолютное небытие, ибо он никогда не имеет с ним практических дел и, по существу, не знает его, например, "о Ничто наука ничего знать не хочет" (М. Хайдеггер). Правда, в культуре иногда даже делаются попытки выразить Ничто в форме художественного образа: таким, например, считают знаменитый "Черный квадрат" К. Малевича, где черное звучит "как некое ничто без возможностей, как мертвое ничто, как вечное молчание без будущего и надежды..." *.
Вместе с тем человек все-таки знает о Ничто: оно как бы приоткрывается ему в том чувстве ужаса, которое охватывает нас, когда мы осознаем неизбежность своего ухода в небытие. Мы склонны отождествлять этот будущий акт с исчезновением всего мира, его превращением в ничто. И в какой-то мере мы при этом правы: наш жизненный мир, действительно, исчезает абсолютно. Одновременно такое частичное постижение Ничто помогает человеку раскрыть специфику и значимость для человеческой жизни всего сущего, реального мира.
Сравнивая содержание категорий бытия и небытия, отметим также, что первой "повезло" значительно больше, чем второй. Философия, особенно западная, традиционно уделяла основное внимание прежде всего проблеме бытия - скорее всего, это объяснялось изначальной практической ориентацией на реалии мира и собственной жизни. Поэтому философская мысль была склонна к некоторой абсолютизации категории бытия и заметной недооценке понятий небытия и ничто (в частности, это характерно для марксистской философии, считающей их несовместимыми со своими базисными принципами).
Однако можно привести примеры и иного подхода к названным категориям. Так, в философии Древнего Востока небытию часто придавалась особая роль первичного источника всякого бытия. Например, по мнению древнекитайского философа Лао Цзы, именно небытие есть "мать всех вещей", в "его туманности и неопределенности скрыты вещи... и тончайшие частицы", которые "обладают высшей действительностью и достоверностью"[26]. Современный эскиз своеобразной "философии небытия", исходящей из его первичности и абсолютности, представлен в интересной работе А.Н. Чанышева[27]. И, наконец, серьезное внимание отводится этим категориям в философии экзистенциализма, анализирующей специфику человеческого существования. Следует упомянуть и о большом значении данных понятий для становления и развития форм художественной культуры - особенно для литературы, где трагическая проблема небытия личности традиционно является предметом глубоких размышлений: вспомним хотя бы гамлетовское "Быть или не быть?" или же строки современного поэта: "Век скоро кончится, но раньше кончусь я. Это, боюсь, не вопрос чутья. Скорей - влияние небытия на бытие: охотника, так сказать, на дичь..." (И. Бродский).
<< | >>
Источник: B.C. Стёпин. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / B.C. Стёпин [и др.]; под общ. ред. Я. С. Яскевич. - Мн.; РИВШ,2006. - 624 с.. 2006

Еще по теме ОНТОЛОГИЯ И ЕЕ ПРЕДМЕТ. БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ОНТОЛОГИИ:

  1. Что такое философия?Вместо введения
  2. Глава I Бытие
  3.   § 8. Язык онтологического видения мира  
  4.   §19. Развитие как всеобщая закономерность  
  5.   [ I] Критика как имплицитная феноменология  
  6. 1. ОНТОЛОГИЯ СОЗНАНИЯ, ИЛИ «БЫТИЕ-ДЛЯ-СЕБЯ»
  7. 2. ГРУППА КАК СУБЪЕКТ ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ
  8. «Ценностное основание» как онтологическое понятие
  9. ОНТОЛОГИЯ И ЕЕ ПРЕДМЕТ. БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ОНТОЛОГИИ
  10. Проблемы онтологии Субстанция и бытие
  11. Философский массив античности как онтологическая основа метафизики Мастера Экхарта.