Основные понятия
Философия в буквальном переводе с греческого означает «лю&бовь к мудрости» («филиа» — любовь, «софиа» — мудрость). Это слово ввел в употребление выдающийся древнегреческий ученый Пифагор (580 — 500 до н.э.), но широкое применение оно полу&чило в V в.
до н. э. В это время в Греции — богатом, процветающем регионе с высокоразвитой культурой — были люди, которых на&зывали софистами, т.е. мудрецами. Они не только рассуждали, но и обучали мудрости, и желающих находилось предостаточно. Од&нако обучение мудрости сильно отличается от обучения ремес&лу, где можно проверить, научился человек чему-либо или нет. Если он способен построить дом, стало быть, овладел строи&тельным мастерством. Самому учителю легко показать, что ре&меслом, которому он обучает, он владеет. Ни того ни другого нет, когда речь идет об обучении мудрости. Как доказать, что учитель мудр и действительно чему-то научил? А деньги за обу&чение брали немалые. Как водится в таких случаях, находились обманщики, желающие заработать на наивности людей. В резуль&тате странствующие софисты становились объектами шуток. Под&линно мудрые люди сторонились их и отказывались учить за деньги. Они скромно называли себя философами. Мы только любим муд&рость, говорили они, а достигли ее или нет, нам не известно. Один из первых философов — Сократ, иронизируя над объяв&лявшими себя мудрыми софистами, часто повторял: «Я знаю, что я ничего не знаю». Позже Диоген Лаэртский говорил о семи мудрецах, которые жили в прошлом. Таким образом, философия начинается с сомнения в собственной мудрости и любовного стремления к ней.Какая любовь и какая мудрость имеются в виду, когда гово&рят о философии? Любовь — одно из важнейших понятий в жизни. В греческом языке есть несколько слов для обозначения того, что в русском языке называется одним словом, включающим в себя и сексуальную любовь, и любовь к друзьям, детям, Родине.
Говоря о философии как любви к мудрости, следует иметь в виду, что филиа означает прежде всего «дружеское влечение». Любовь в дан&ном смысле, как показано в диалоге Платона «Пир», есть духов&ное стремление к высшему и совершенному, преодолевающее индивидуальную ограниченность физического существования и представляющее собой отказ от себя как обособленной эгоисти&ческой личности.Мудрость же, как писал другой выдающийся греческий фило&соф — Аристотель, «занимается первыми причинами и начала&ми»[1], из которых все выводится, но которые нельзя вывести из каких-то других, более общих положений. Такое знание, отмечал Аристотель, «выше человеческих возможностей». Имея это в виду, современный французский философ Г. Марсель пишет, что муд&рыми «не бывают, ими стремятся стать»[2]. Мудрость «пред&ставляет собой не столько состояние, сколько цель». Она, по Мар&селю, есть то, что стремится открыть и сберечь смысл жизни, т.е. решить основной, с точки зрения другого современного фран&цузского философа — А. Камю, вопрос «зачем жить?», без реше&ния которого жизнь не будет оправдана. Итак, мудрость ориенти&рована на целостное бытие и смысл жизни.