Юридическая
консультация:
+7 499 9384202 - МСК
+7 812 4674402 - СПб
+8 800 3508413 - доб.560
 <<
>>

  Становление философии из мифологии  

Любовь к мудрости послужила основой становления филосо&фии как отрасли духовной культуры. Если уподобить (что делали древние греки) философию древу, то любовь к мудрости — ко&рень, из которого она произрастает в том смысле, что развитие философии вдохновлено любовью к мудрости.
Материалом же для построения духовного древа философии послужила предшество&вавшая ей по времени отрасль духовной культуры — мифология.
Мифология как система, уходящая своими корнями к време&нам первых цивилизаций и являющаяся их духовной основой, состоит из двух уровней: образного, доставшегося ей от ис&кусства, и более глубокого — омыслового, который по мере эво&люции логического мышления и развития тенденции рациона&лизации становился все более важным. В определенное время в определенном месте этот развившийся в мифологии глубинный уровень прорвал оболочку образов и вышел на поверхность, за&явив о своей самоценности. Философия начинается с осознанной замены образов понятиями. Это точка перехода от мифологии к философии.
В процессе философской рационализации мифа образы мифи&ческих сказаний из личных существ превращаются в безличные категории. Постепенное выхолащивание мифологических представ&лений хорошо видно на примере перехода от образа бабочки-Пси&хеи к понятию души-Психеи (а затем к науке психологии).
Предпосылкой становления философии служит введение от&влеченных сущностей, а окончательно утверждается она тогда, когда эти сущности начинают рассматриваться как понятия, формиру&ющиеся в мозгу человека и выступающие в качестве предмета мышления. От вечных и неизменных понятий берет начало фило&софия, и они — гарант бессмертия человеческого духа.
Когда говорят, что философия — высшее достижение челове&ческого разума, то под этим можно иметь в виду, что отличающее человека от животных понятийное, абстрактное, отвлеченное мышление достигает в философии своего расцвета. В этом смысле философия в наибольшей степени соответствует понятию Homo sapiens — человек разумный. Этот вид, по современным антропо&логическим данным, возник примерно 100000 лет назад, но фи&лософию он создал только 2500 лет назад. Известный афоризм французского философа Декарта «Я мыслю, следовательно, я су&ществую» можно интерпретировать таким образом: разумно мыс&ля, я существую как представитель человеческого рода.
С возникновением философии развитие духовной культуры происходит в явном виде, что облегчает ее изучение. Можно на&блюдать, как в процессе критического обсуждения происходит смена одних представлений другими. «Философия — это попытка заменить утраченную магическую веру рациональной верой»[3]. Фи&лософия имеет дело с теми же вечными проблемами, что и мифо&логия, но рассматривает их по-своему.
Философское творчество предполагает личные усилия, а кри&тическая направленность мышления заставляет подвергать сомне&нию как общепринятые, так и собственные выводы. В обсуждение фундаментальных проблем, стоящих перед человеком, филосо&фия тем самым вносит личностную ноту и беспокойство. Это слу&жит стимулом развития культуры в целом.
Примерно 2500 лет тому назад мифологическому периоду с его спокойствием и самоочевидностью пришел конец. Сразу в несколь&ких точках «началась борьба рациональности и рационально прове&ренного опыта против мифа...
и вызванная этическим возмущени&ем борьба против ложных образов бога»[4]. В результате целостность мифа была разрушена, и он стал элементом рефлексирующего со&знания. Новое вопрошание, обращенное к миру, привело к иным ответам. Человек открыл внутри себя духовный источник, подняв&ший его над самим собой и миром. Общим было растущее осозна&ние человеком себя как индивидуальности в пределах целого.
Философия могла возникнуть в Индии, Китае, Греции. Поли&тическая ситуация в трех регионах была сходной: небольшие сво&бодные государства, взаимодействующие друг с другом. Индий&ская и китайская культуры подготовили появление философии, но возникла она в культуре греческой. Становлению философии в Индии и Китае помешал мистицизм, греческая же мифология оказалась благотворной почвой, создав набор образов, перешед&ших в понятия. На то были особые причины. Греция — страна наиболее четкой, последовательной и логичной мифологической системы. По мере нарастания драматизма ситуаций в мифах боги очеловечивались; недаром именно в Греции возникла концепция Эвгемера о том, что боги — это мифологизированные культурные герои. Человекоподобное изображение богов подрывало веру в мифы (на что справедливо указывали впоследствии христиане) и способствовало переходу к философии, который совершился, когда мифология достигла апогея.
Необходимость систематизации мифов вела к формированию логики и правил понятийного мышления и тем самым была внут&ренней культурной причиной, приведшей к возникновению фи&лософии. Выход философии из мифа хорошо виден в «Диалогах» Платона, например в «Пире», где миф, во-первых, выступает в качестве отправной точки философствования, а во-вторых, в ка&честве иллюстрации.
Миф широко использовался в период становления филосо&фии как удобная, привычная всем согражданам форма, в кото&рую вкладывалось новое, рациональное содержание. Например, пишется", что для обеспечения возможности совместной жизни людей боги решили «ввести среди людей "стыд и правду"», но что это такое, определяется по-философски. Исследователи от&мечают, что довольно длительное время античная философия была своеобразной рационалистически стилизованной мифоло&гией.
Корни философии — в обычных представлениях, прошедших стадию мифологизирования. В одной из основных философских категорий — материи, обозначающей объективную реальность, данную в ощущениях, слышится слово «мать», которое в мифо&логии поднялось до символа Матери-Земли, Матери-Природы как бесконечного пространства, понимаемого в виде бесформенной протяженности, доходящей до бескачественности в философском понятии материи. А в понятии идеи как образца для всех вещей — отголоски представления об отце или, в мифологизированном варианте, об Отце-Небе как основателе и творце мира. Отыскивая корни философии, можно уйти и глубже — в мистику.
Философия вышла из мифологии, но ее становление не было безоблачным. За возможность развивать философию люди плати&ли своей жизнью. У истоков философии стояла жертва Сократа.
<< | >>
Источник: Горелов А. А.. Основы философии : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А.Горелов. — 9-е изд., стер. — М. : Издатель&ский центр «Академия»,2010. — 256 с.. 2010

Еще по теме   Становление философии из мифологии  :

  1. 1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада
  2.   Становление философии из мифологии  
  3.   Рациональность философии  
  4. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО КИТАЯ 
  5. к ИСТОРИИ ПРОБЛЕМЫ ГЕНЕЗИСА ФИЛОСОФИИ
  6. ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ
  7. НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ В КИТАЕ
  8. Культурно-исторические и экзистенциальные факторы генезиса философского мышления. Проблема начала философии
  9. Сравнительный анализ особенностей философии, науки, искусства, морали
  10. Философия жизни Фридриха Ницше
  11. М. Т. Рюмина ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
  12. Н.В. Телегина ВОЗНИКНОВЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
  13. Античная философия
  14. Философия «всеединства» B.C. Соловьева
  15. ВВЕДЕНИЕ, ИЛИ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАССУЖДЕНИЯ О ТОМ, ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ
  16. 1. ШЕЛЛИНГ. ФИЛОСОФИЯ ТОЖДЕСТВА
  17. Духовная революция Античности. Философия и наука
  18. 1. ШЕЛЛИНГ. ФИЛОСОФИЯ ТОЖДЕСТВА