Смерть Сократа
Официальное обвинение Сократа состояло из трех пунктов.
Первый — «повинен в отрицании богов, признанных городом» (надо сказать, что в присяге, которую восемнадцатилетние юно&ши давали при приеме в афинские граждане, были слова: «Я буду чтить отеческие святыни»). Второй пункт — во «введении новых божественных существ». Обвинители Сократа имели в виду его внутренний голос. Из двух пунктов вытекал третий — «совраще&ние молодежи».Эти обвинения нельзя назвать справедливыми, несмотря на их оправданность с позиций господствующей отрасли культуры — мифологии. Сократ ни в чем не провинился перед родным горо&дом. Он был патриотом афинского полиса и хотел лишь заменить одну отрасль культуры другой. Он был мучеником за философию, и философия после его казни победила, как позже распятие Хри&ста привело к победе религии над философией.
Сократ умер не только за конкретную идею, но за идею как таковую, и с его идей-понятий начинается философия. Сократ поплатился жизнью за превращение богов в понятия, мифологи&ческой истины в философскую.
Это первое философское жертвоприношение не выходило за рамки общекультурной схемы жертвоприношений: сами рамки раз&двинулись и вышли за пределы мифологии. Но есть и важное от&личие. На стадии философии культура поднялась до понимания жертвы как самопожертвования. Случилось это в «осевое время» (термин немецкого философа К.Ясперса), основными характе&ристиками которого были становление личности, резкое, скачко&образное развитие самосознания под влиянием тенденции рацио&нализации.
Сократ не только был готов умереть, но и в какой-то степени стремился к этому.
Ницше недалек от истины, полагая, что при&говора «к смерти, а не к изгнанию... по-видимому, добился сам Сократ»[6]. Апофеоз философии — в словах Сократа, что только для истинного философа смерть означает конец мукам и начало веч&ной блаженной жизни. Это и есть, по Сократу, достижение до- ступного смертному человеку бессмертия. За такие обещания фи&лософия стала на пять веков в Греции и Риме главной отраслью культуры.Особо следует сказать о сократовской иронии, которая могла привлекать к нему людей, но в какой-то степени послужила при&чиной его осуждения, когда в последнем слове он предложил вместо наказания устроить ему бесплатный обед в Пританее, после чего за казнь было подано больше голосов, чем до этого. Можно сказать, что Сократ подтолкнул сограждан к такому ре&шению.
Единственная просьба, с которой Сократ обратился к судьям, касалась детей: «Если, афиняне, вам будет казаться, что мои сы&новья, повзрослев, станут заботиться о деньгах или еще о чем- нибудь больше, чем о добродетели, воздайте им за это, донимая их тем же, чем я вас донимал»[7].
Сократ мог бежать из тюрьмы, но не захотел этого сделать. Он отвечал, что всю жизнь подчинялся законам Афин и до конца останется этому верен. В назначенный час он выпил чашу с ядом.
В добровольной, по сути, смерти Сократа проявилось его по&нимание законов как не подлежащих нарушению, поскольку они приняты всеми. Сократ рассуждал, что если он следовал законам, когда они защищали его, то должен исполнять их и когда они наказывают его. Если закон плох, его надо менять, но, пока он существует в таком виде, ему надо подчиняться. Здесь проявилось понимание Сократом государства как «республики», т.е. общего достояния.
Всегда босой, в старом плаще, Сократ шагнул с улиц и пло&щадей Афин в историю культуры.
Как случилось, что в небольшом городе, в котором насчиты&валось около 20 тыс. граждан, родились Сократ, Платон, и к ним стекались сотни учеников со всей Греции, а философия росла наподобие снежного кома? Отправной точкой стала казнь Сокра&та.
Платон стал Платоном, каким мы его знаем, наблюдая за осуж&дением и смертью Сократа (его первый знаменитый диалог — «Апология Сократа»), а дальше начался процесс, который, то за&тухая, то снова воспламеняясь, продолжается по сию пору.Сократ — «одна из поворотных точек и осей так называемой всемирной истории»[8]. Если бы вся пробужденная Сократом сумма сил была обращена не на познание, а на эгоистические цели ин&дивида, то тогда, по Ницше, произошла бы всеобщая губитель&ная борьба народов.
Сократ создал определенное мировоззрение и собственными жизнью и смертью подтвердил верность своим взглядам. И если поверим современному философу Г. Марселю, что истина есть то, за что человек может умереть, то Сократ истину нашел. Сам Со&крат самокритично сказал в своей речи, что дельфийский ора&кул, признавший его мудрейшим из всех людей, воспользовался его именем ради примера, все равно как если бы он сказал: «Из вас, люди, всего мудрее тот, кто, подобно Сократу, знает, что ничего поистине не стоит его мудрость»'. Но мудрость Сократа стоила торжества философии. «Страстный философский порыв Со&крата к полям блаженным на том свете обернулся духовным бес&смертием на этом свете»[9].