ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

§ 150. Интонация — это звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части, противопоставляют высказывания по их цели (повествование, волеизъявление, вопрос) и передают субъективное отношение к высказываемому.

Образование звуков и интонации — это единый артикуляционно­акустический процесс. Интонация и звуки состоят из одних и тех же акустических компонентов: основного тона, тембра, интенсивности и длительности звучания. Одни качества и изменения этих компонентов существенны для звуков, другие — для интонации.

Основной тон и его обертоны образуются в результате колебания голосовых связок. Различные соотношения обертонов, усиливающихся или ослабляющихся в результате изменений резонирующей ротовой полости, образуют тембр звуков (см. § 1).

Интонация характеризуется количественными изменениями основного тона: чем больше число колебаний в единицу времени, тем выше основной тон и наоборот. При этом направление движения основного тона может быть ровным: —, нисходящим: (ㅿ), восходящим: (ㅾ), нисходяще­восходящим: (ㅽ), восходяще­нисходящим: (ㅼ). Из всех компонентов интонации изменения основного тона (в дальнейшем изложении просто «тона») наиболее существенны для выражения и восприятия различий по цели высказывания и субъективного отношения говорящего к высказываемому. Для интонации существенно, что степень отчетливости тембра ударного гласного может быть большей и меньшей: увеличение отчетливости — обязательное условие усиления словесного ударения; это усиление является одним из средств смыслового выделения слова. Тембр звуков может меняться в зависимости от эмоционального состояния говорящего, например, при гневе, радости, страхе. Эти тембровые оттенки являются свойством эмоциональной интонации и в «Грамматике» не рассматриваются.

Напряженность артикулирующих органов может быть различной. От этого зависит амплитуда колебания голосовых связок и соответственно интенсивность звуков. Чем больше амплитуда, тем больше интенсивность и наоборот. Количественные изменения интенсивности разных звуков, и в первую очередь гласных, являются свойством интонации и в сочетании с тоном звуков влияют на их громкость при восприятии. Увеличение интенсивности у звуков с одинаковой высотой тона усиливает их громкость; с другой стороны, при равной интенсивности звук с большей высотой тона воспринимается как более громкий.

Время звучания, т. е. длительность произнесения звуков, различается в зависимости от их качества и от их положения в слове по отношению к ударению. Однако изменение длительности произнесения любого звука, слога, слова, предложения может быть связано и с темпом речи, который характеризуется количеством звуков, произнесенных в единицу времени: чем больше количество звуков, тем быстрее темп речи и меньше длительность звучания слога, слова, предложения. Эти количественные изменения длительности являются свойством интонации.

Таким образом, для интонации существенны те количественные изменения акустических компонентов, которые не затрагивают фонемные характеристики звуков во всем многообразии их позиционных видоизменений и могут распространяться на разный звуковой состав высказываний. Различные соотношения количественных изменений акустических компонентов составляют основу интонационных противопоставлений, которые используются как средство выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний.

Итак, интонация — это различные соотношения количественных изменений тона, тембра, интенсивности, длительности звуков, служащие для выражения смысловых и эмоциональных различий высказываний.

§ 151. Количественные различия интонации многообразны. Однако слушающие и говорящие воспринимают не абсолютное, а относительное количественное изменение ее компонентов. Так, например, при выражении вопроса Ее зовут Наташа? воспринимается резкое повышение тона на ударном гласном в слове Наташа, независимо от того, будет ли произнесен этот вопрос мужским или женским голосом, в убыстренном или замедленном темпе речи.

Количественные изменения интонации вычисляются с помощью электроакустического анализа, результаты вычисления представляются в таблицах или графиках. На графиках горизонтально в линейном масштабе откладывается длительность, выраженная в миллисекундах (м/сек); вертикально в логарифмическом масштабе, который нагляднее передает особенности восприятия низких и высоких голосов, откладывается высота тона, выраженная в герцах (гц); интенсивность выражается в миллиметрах и обозначается над гласными. Графики, вычерченные на основе электроакустического анализа, отражают особенности индивидуальных произнесений (см. рис. 1–64). На основе графиков вычерчиваются схемы, в которых обобщены соотношения компонентов интонации, существенные для выражения таких смысловых различий, как вопрос, утверждение, волеизъявление. Такими соотношениями являются прежде всего изменения тона на гласных (см. § 153).

§ 152. Смыслоразличительные возможности интонации наиболее ярко проявляются при сравнении высказываний с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом или высказываний с разным синтаксическим строением, но одинаковым звуковым составом словоформ; например (в схемах жирной чертой обозначается усиление словесного ударения, а пересечением линии — смычка голосовых связок при повышении тона):

1) – Стㅹудㅹентㅹы вㅹернㅰулㅺись.

2) – Стㅹудㅹентㅹы вㅹернㅬулㅺись?

3) – Вㅶыклㅺючㅺите свㅺет!

4) – Вㅬыклㅺючㅺите свㅺет?

5) – Кㅹакㅶой тㅺам клㅺимㅺат?

6) – Кㅹакㅫой тㅺам клㅺимㅺат!

7) – ㅹОтㅹорвㅶите бㅺилㅺет! (требование)

8) – ㅹОтㅹорвㅬитㅺе бㅺилㅺет! (просьба)

Смысловые различия в 1 и 2, 3 и 4, 5 и 6 несовместимы в одном контексте: нельзя употребить одно высказывание вместо другого без нарушения смысловых отношений в последовательности из двух или трех высказываний; например:

1) — Студенты верн1улись.

— Да? А мы ждали их через неделю.

2) — Студенты верн3улись?

— Нет. Ждем их через неделю.

3) — В2ыключите свет! Сколько раз можно напоминать!

4) — В3ыключите свет?

— Конечно.

5) — Как2ой там климат?

— Мягкий (какой — вопросительное местоименное слово, там — наречие)

6) — Говорят, она из­за климата уехала.

— Как7ой там климат! Дело не в этом (какой — местоименное слово в роли частицы, там — частица)

Различия высказываний 7 и 8 совместимы в одном контексте, так как при замене одного высказывания другим сохраняется смысловая общность, в данном случае — волеизъявление.

Тип соотношения тона, тембра, интенсивности и длительности звучащей речи, способный противопоставить несовместимые в одном контексте смысловые различия высказываний с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом или высказываний с разным синтаксическим строением, но одинаковым звуковым составом словоформ, называется интонационной конструкцией.

§ 153. В русском языке выделяются семь типов интонационных конструкций. Фонетически их различия определяются уровнем и направлением движения тона в том слоге, на котором начинаются изменения компонентов интонации, значимые для выражения таких различий, как вопрос, утверждение, волеизъявление, незавершенность/завершен- ность высказывания. Этот слог является центром ИК и, в зависимости от смысловых условий, может находиться в начале, в середине и в конце конструкции на ударном слоге интонационно выделенного слова:

Вㅬы бㅺылㅺи в кㅺинㅺо? Вㅹы бㅬылㅺи в кㅺинㅺо?

Вㅹы бㅹылㅹи в кㅹинㅬо?

Ниже следует краткая предварительная характеристика ИК.

ИК­1 (ика­один): на гласном центра тон понижается, например, при произнесении названия:

Кㅹакㅹиㅹе ㅹу нㅹих ㅹобㅰычㅺаㅺи.

ИК­2: на гласном центра движение тона ровное или нисходящее, усилено словесное ударение (усиление ударения на схеме обозначается жирной чертой), и это отличает ИК­2 от ИК­1, например, при выражении вопроса:

Кㅹакㅷиㅺе ㅺу нㅺих ㅺобㅺычㅺаㅺи?

ИК­3: на гласном центра тон резко повышается, например, при повторении вопроса в ответе:

Кㅹакㅹиㅹе ㅹу нㅹих ㅹобㅬычㅺаㅺи?

ИК­4: на гласном центра тон понижается, затем повышается; высокий уровень тона держится до конца конструкции, например, при выражении сопоставительного вопроса:

ㅹА ㅹу нㅹиㅳх? Кㅹакㅹиㅹе ㅹу нㅹиㅳх ㅹобㅹычㅹаㅹи?

ИК­5: два центра; на гласном первого центра тон повышается, на гласном второго центра — понижается, например, при выражении оценки:

Кㅹакㅬиㅹе ㅹу нㅹих ㅹобㅰычㅺаㅺи!

ИК­6: на гласном центра тон повышается, высокий уровень тона держится до конца конструкции; ИК­6 отличается от ИК­4 более высоким уровнем тона на гласном центра, например, при выражении 1) недоумения, 2) оценки:

(1) ­ Кㅹакㅬиㅹе ㅹу нㅹих ㅹобㅹычㅹаㅹи?

(2) ­ Кㅹакㅹиㅹе ㅹу нㅹих ㅹобㅬычㅹаㅹи!

ИК­7: на гласном центра тон резко повышается, гласный заканчивается смычкой голосовых связок (смычка обозначается пересечением линии), и это отличает ИК­7 от ИК­3, например, при выражении экспрессивного отрицания:

Кㅹакㅫиㅺе ㅺу нㅺих ㅺобㅺычㅺаㅺи!

Типы ИК можно обозначить с помощью схем и цифр:Он верн1улся.

Когд2а он вернулся? Он верн3улся? А его тов4арищи? Как мн5ого они видели! И когд6а они все успели? Гд7е нам за ними угнаться! Цифра обозначает также и место центра ИК: Когд2а Павел вернулся? Когда П2авел вернулся?

§ 154. Интонационная конструкция реализуется на речевом отрезке, который может включать простое или сложное предложение, главную или придаточную часть сложного предложения, словосочетание, отдельную словоформу, служебное слово: Он скоро вернется. Обещал позвонить, когда вернется. Обещал позвонить, / когда вернется. Вернулся, / но / не позвонил. Идем, / а?; Ой, / далеко как!; Ты как? За, / против / или воздерживаешься?

Каждый из таких речевых отрезков в конкретном произнесении интонационно нечленим, так как связан определенным соотношением компонентов интонации, характеризующим тот или иной тип ИК: Обещал позвонить, когда верн1ется. Обещал позвон3ить, / когда верн1ется. При этом речевой отрезок в конкретном произнесении может иметь протяженность от одного слога до (примерно) 8–11 многосложных слов: Да? Вы думаете, что о результатах этого опыта он сможет рассказать без применения математических ф3ормул? Эти разнообразные возможности интонационного членения регулируются смысловыми отношениями между предложениями и его частями. Интонационно нечленимые смысловые отрезки речи, включающие предложение или часть его, называются синтагмами, а членение речи на синтагмы — синтагматическим членением.

Наибольшие смыслоразличительные возможности синтагматического членения проявляются при выражении различий по цели сообщения у высказываний с одинаковым синтаксическим строением и лексическим составом и различий высказываний с разным синтаксическим строением, но одинаковым звуковым составом словоформ:

В 3августе у него отпуск? — В 3августе / у него 1отпуск.

Гд2е здесь расписаться? — Гд2е? Зд3есь расписаться?

Вера ч2увствовала: / мать не зр2я вызвала ее. — В3ера, чувствовала мать, / не зр2я вызвала ее.

Пауза, т. е. молчание, перерыв и артикуляции при синтагматическом членении, возможна, но не обязательна.

Пауза является средством подчеркивания смысловых (1) и эмоциональных (2) отношений, выраженных в предложении: (1) Лес рубят / щепки летят; (2) В углу стоял медведь / из шоколада! Наибольшие возможности паузы при синтагматическом членении проявляются в тех высказываниях, где слово на границе членения может быть отнесено и к предшествующей, и к последующей синтагмам, граница уровней тона которых выражена недостаточно. Пауза делает членение однозначным; ср.: А 3я здесь жив4у! (из фильма) и: А 3я здесь / жив4у! А 3я / здесь жив4у!; А вдруг ей х2олодно станет? (разг. речь) и: А вдр3уг ей / х2олодно станет? А вдр3уг / ей х2олодно станет? Пауза возможна также и внутри синтагмы. Так, наличие или отсутствие паузы может быть одним из средств разграничения смысловых отношений в односинтагменных высказываниях с ИК­2; ср.: — Какой это Петя? — Иван2ов... какой (недовольство вопросом собеседника); — Иван2ов какой! В новом костюме, стройный! (высокая степень признака).

Синтагматическое членение, тип ИК, место центра ИК — это основные интонационные средства русского языка, которые всегда проявляются в единстве: членение речевого потока означает одновременное образование такого же количества интонационных конструкций, каждая из которых имеет свой центр.

Одно и то же предложение в зависимости от цели высказывания может быть расчленено на разное количество синтагм, а одна и та же синтагма может быть произнесена с разными типами ИК или с разным местом интонационного центра. Взаимодействием этих средств передаются различные смысловые и эмоционально­стилистические оттенки сообщения. Ср.: Удив5ительно интересными оказались наши прогулки в окрестностях города — предложение односинтагменное, ИК­5 подчеркивает высокую степень признака; Удив5ительно интересными / оказались наши прог3улки / в окр2естностях города — предложение многосинтагменное, ИК­5 подчеркивает высокую степень признака, центр ИК­2 выделяет место действия среди других возможных ((именно в окрестностях)); Удивительно инт6ерес- ными / оказались наши прог6улки / в окрестностях г1орода — предложение многосинтагменное, ИК­6 передает эмоциональность повествования.

<< | >>
Источник: Н. Ю. ШВЕДОВА. РУССКАЯ ГРАММАТИКА. Том I. ФОНЕТИКА ФОНОЛОГИЯ УДАРЕНИЕ ИНТОНАЦИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ МОРФОЛОГИЯ. ИЗДАТЕЛЬСТВО • НАУКА• Москва 1980. 1980

Еще по теме ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:

  1. Лекция № 1. Тема: Содержание и основные понятия дисциплины «Прокурорский надзор».
  2. Тема 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА
  3. § 1. Основные понятия страхования
  4. § 1. Основные понятия страхования
  5. Тема 1. Основные понятия менеджмента
  6. Глава 1 Основные понятия ИНС.
  7. Глава IОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СТРАХОВАНИЯ
  8. Глава 1.2. Основные понятия психологии социальной работы.
  9. Глава IОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ДИСЦИПЛИНЫ "ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
  10. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
  11. Предмет и основные понятия экологического права. Источники экологического права
  12. ВОПРОСЫ, ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  13. Тема 1. Основные понятия о ГНВП и фонтанах.
  14. Основные понятия в американской психологии развития.
  15. § 3. Основные понятия морфологии
  16. 9. основные понятия теории деятельности
  17. Основные понятия и определения.