<<
>>

ПРАКТИКА КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ СПОСОБ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ,КАК ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 
  1. В чем принципиальное отличие марксистского понимания практики от понятий опыта в философии JI. Фейербаха или в философии Р. Авенариуса?
  2. Второй тезис К.
    Маркса о Фейербахе гласит: «Вопрос о том, обладает ли человеческое мышление предметной истинностью,— вовсе не вопрос теории, а практический вопрос. В практике должен доказать человек'истинность, т. е. действительность и мощь, посюсторонность своего мышления. Спор о действительности или недействительности мышления, изолирующегося от практики, есть чисто схоластический вопрос» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 264).

Как вы понимаете данный тезис?

  1. Один из студентов на семинаре сказал: «Я не понимаю, в чем проявляется специфика человеческой практики освоения мира. Ведь животные также осваивают мир, добывая себе пищу, строя гнездо или логово. Они также преобразуют мир, как человек, вспомним, например, коралловые рифы или плотины, созданные бобрами».

Как бы вы ответили студенту на поставленный им вопрос?

  1. Существует мнение, что человек познает мир не из природного любопытства, а из практической потребности. Отсюда известное положение о том, что познание, науку движет практика. Однако исследования высших животных показывают, что у них существует потребность в информации с невыясненными прагматическими целями. Такую склонность к познанию из «бескорыстных потребностей» зоопсихологии объясняют тем, что «если бы живые существа стремились только к заведомо полезным результатам, они остановились бы в своем развитии и деградировали» (С и м о н о в П. В. Междисциплинарная концепция человека. М., 1989. С. 21). По-видимому, это еще в большей степени относится к человеку. Не противоречит ли это положение диалектического материализма о практике как основе, движущей силе и конечной цели познания?
  2. Всякая ли человеческая деятельность относится к практике? Рассмотрите с этой точки зрения следующие виды деятельности: воспитание, изобретательство, идеологическая борьба, художественная самодеятельность, художественное творчество, научный поиск.

  1. «Главный недостаток всего предшествующего материализма — включая и фейербаховский — заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно...» (М а р к с К., Э н г е л ь с Ф.
    Соч. Т. 42. С. 264).

Как понимать этот тезис К. Маркса? Что означает, в частности, требование брать, рассматривать объект «субъективно», «практически»? Можно ли адекватно познать предмет, если рассматривать его субъективно?

  1. Если практика—это материальная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества, то можно ли отнести к практике такие виды трудовой деятельности, как сбор диких ягод и плодов, чем человечество занималось в течение довольно длительного периода своей истории?
  2. Охарактеризуйте философские позиции, которые нашли отражение в различном понимании сущности практики, в приведенных ниже суждениях.
    1. Практика — это наблюдение и эксперимент.
    2. Практика — это чувственное созерцание.
    3. Практика — это духовная деятельность человечества.
    4. Практика — это совокупность реальных действий субъекта, направленных к достижению поставленных целей.
    5. Практика — это приспособительные действия человека или животного.
  3. В. И. Ленин в «Философских тетрадях» заметил, что практика выше теоретического познания. Почему?
  4. Известный афоризм гласит: «Практика без теории слепа, а теория без практики — это просто интеллектуальная игра». Дайте философскую интерпретацию этому афоризму.
  5. Перечислите основные формы практики, укажите конкретные примеры каждой из форм.
  6. Существует выражение, что в практике происходит слияние, синтез субъекта и объекта, материального и духовного. Как вы понимаете эти выражения? Проиллюстрируйте это примерами.
  7. В «Тезисах о Фейербахе» К. Маркс отмечает, что «совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика». Что имел в виду К. Маркс?
  8. Практика — это критерий истины, она объективный судья, мерило теории. По отношению к естествознанию это понятно, но ведь в обществе результаты практики в значительной мере зависят от субъекта, который может «подгонять» практику под теорию.
    Так ли это?

ЗАДАЧИ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНОГО КОНТРОЛЯ

  1. Выделите среди предложенных суждений правильное.
    1. Практика — это чувственное восприятие мира.
    2. Практика — это логическое обоснование мыслей.
    3. Практика — это только производственная деятельность людей.
    4. Практика — это только научно-экспериментальная деятельность.
    5. Практика — это материально-производственная, общественно-историческая и научно-экспериментальная деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества.
    6. Практика — это деятельность человека, направленная на достижение поставленных им целей.
  2. Выделите в приведенных в предыдущей задаче суждениях такое, которое принадлежало созерцательному материализму.
  3. Выделите в задаче № 488 суждение, выражающее прагматизм.
  4. Какие виды деятельности следует отнести к практике:

1) Политическая забастовка. 2) Критика в печати. 3) Обучение. 4) Религиозные обряды. 5) Классовая борьба. 6) Доказательство теоремы. 7) Программирование компьютера. 8) Научная дискуссия. 9) Война. 10) Устное народное творчество.

  1. В чем специфика социально-исторической практики?
    1. Она более субъективна, чем материальное производство.
    2. Ей в большей мере присущ творческий характер.
    3. Она направлена на преобразование общественных отношений.
    4. В ней находят непосредственное отражение классовые интересы людей.
    5. В ней через деятельность людей проявляются объективные законы.

4—1934

 

<< | >>
Источник: Кочергин А. Н.., Плесский Б. В., Уемов А. И.. Философский лабиринт: Сборник задач и упражнений по философии.-- М.: Изд-во МГУ,1992.— 173 с.. 1992

Еще по теме ПРАКТИКА КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ СПОСОБ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ,КАК ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

  1.   § 34. Сознание как самосознание  
  2.   2.7. Философские проблемы медицины 2.7.1. Философия медицины и медицина как наука  
  3. ПРАКТИКА КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ СПОСОБ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ,КАК ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  4. 17 1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВА КАК СЛОЖНООРГАНИЗОВАННОЙ САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СИСТЕМЫ. ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТРУКТУР
  5. К. МАРКС: ТЕОРИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  6. Искусство и эстетическое освоение действительности
  7. Апофатизм христианского неоплатонизма в формировании диалектического концепта метафизики Мастера Экхарта
  8. ГЛОССАРИЙ
  9. 11.2. Механизм действия переходного права
  10. Сущность, содержание и структура художественно-проектной деятельности студента-дизайнера