<<
>>

РЕФОРМА

(франц. reforme, от лат. reformo — преобразовываю), преобразование, изменение, переустройство к.-л. стороны обществ. жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.
С формальной т. зр. под Р. подразумевается нововведение любого содержания. Однако в политич. практике и политич. теории Р. обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к лучшему (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 15, с. 107).

В условиях антагонистич. общества Р., поскольку она имеет вынужденный характер (уступка со стороны господствующего класса своему классовому противнику), двойственна и по содержанию, и по влиянию, к-рое она оказывает на ход социальных процессов. С одной стороны, Р. есть реальный шаг вперёд, улучшающий в том или ином отношении положение трудящихся, предпосылка для дальнейшей их борьбы, с другой — Р. является «...предохранительной реакцией, т. е. предохраняющей правящие классы от падения мерою...» (там же, т. 7, с. 209); правящие классы соглашаются на Р., чтобы ослабить напор революц. сил, направить его в русло заурядного реформаторства и сохранить своё господство. Противоречивый характер Р. подтверждается, напр., всей историей социального законодательства капитализма. В развитых бурж. странах организованная борьба рабочего класса привела к серии Р., улучшивших положение трудящихся. Вместе с тем успехи рабочего движения сопровождались ростом реформистских иллюзий, распространением влияния социал-демократов (см. Реформизм). Комму-нистич. партии, поддерживая непосредственные, ближайшие требования трудящихся, выступают за доведение их борьбы до коренного переустройства общества.

Соотношение Р. и революции — одна из важнейших теоретич. и практич. проблем междунар. рабочего движения, мирового революц. процесса в целом. Принципиальное отличие реформистского пути от революционного заключается в том, что при первом власть остаётся в руках прежнего правящего класса, а при втором власть переходит в руки нового класса.

Имея в виду указанное различие, В. И. Ленин писал: «Понятие реформы, несомненно, противоположно понятию революции; забвение этой противоположности, забвение той грани, которая разделяет оба понятия, постоянно приводит к самым серьезным ошибкам... Но эта противоположность не абсолютна, эта грань не мертвая, а живая, подвижная грань, которую надо уметь определить в каждом отдельном конкретном случае» (там же, т. 20, с. 167).

Ленин боролся как против реформистов, ревизионистов, к-рые «забывают» эту грань, так и против догматиков, сектантов, которые метафизически противопоставляют Р. революции и принижают роль борьбы за Р. Значение Р. в революц. процессе определяется сложным переплетением объективных и субъективных факторов, среди к-рых первое место занимает соотношение классовых сил как в междунар. масштабе, так и в рамках каждой страны. В зависимости от него возможны два осн. пути революц. преобразований: мирный и немирный. В свою очередь, в зависимости от того, по какому пути пойдёт революция, Р. играют существенно различную роль.

В условиях немирного развития революции роль и значение Р. совершенно точно описываются формулой Ленина: «...реформы, как побочный продукт революционной классовой борьбы пролетариата» (там же, т. 15, с. 108). Практически это означает, что рабочий класс и его партия ориентируются на непосредств. осуществление радикальных политич. и социально-эко-номич. преобразований. Борьба за те или иные Р. прежде всего выступает как средство подготовки политич. революц. армии, создания, укрепления классовых орг-ций, воспитания пролет. сознания. Если революция побеждает, Р. осуществляются как её «побочный продукт», если же революция терпит поражение, то характер и значимость вырванных у господствующего класса уступок определяются размахом и глубиной революц. борьбы.

В условиях мирного перехода к социализму формула о Р. как «побочном продукте» уже не отражает всех особенностей революц. процесса. «В новой исторической обстановке,— говорится в Программе КПСС,— рабочий класс многих стран еще до свержения капитализма может навязать буржуазии осуществление таких мер, которые, выходя за пределы обычных реформ, имеют жизненное значение как для рабочего класса и развития его дальнейшей борьбы за победу революции, за социализм, так и для большинства нации» (1976, с.

37). Мирный путь к социализму предполагает ряд переходных этапов, промежуточных мер, «комбинированных типов» (В. И. Ленин), экономич. и политич. организации, посредством к-рых будут ограничиваться власть монополий, укрепляться анти-монополистич. коалиция, происходить изменения в самой структуре общества. Борьба за такие глубокие Р. выступает как важное средство активизации масс, постепенного подрыва позиций господствующего класса, как особая форма революц. процесса. Такие, выходящие за пределы обычных, Р. рассматриваются как совокупность постепенных коренных преобразований, к-рые, хотя и не «вводят» социализм, но уже непосредственно затрагивают основы капиталистич. строя, открывают социалистич. перспективу.

Принципиальное отличие такой позиции от реформистской заключается в том, что коммунисты не отрывают борьбу за Р. от борьбы за политич. власть и за коренные революц. преобразования при помощи этой власти. Смысл политики коммунистов в том и состоит, чтобы не ждать пассивно революц. ситуации, а постоянно бороться за демократич. цели, достижение к-рых ведёт к усилению социалистич. сил и создаёт почву для относительно мирного взятия власти рабочим классом. При таком развитии событий Р.— существ. элемент самого революц. процесса, практич. выражение сочетания борьбы за демократию с борьбой за социализм.

С победой социализма противоположность Р. и революции снимается окончательно. Отсутствие классовых антагонизмов ведёт к тому, что сдвиги в обществ. отношениях как правило осуществляются путём более или менее постоянного изменения, развития, совершенствования существующих порядков.

• Ленин В. И., Письмо «Северному союзу РСДРП», ПСС, т, 6; его же, Еще о думском министерстве, там же, т. 13; его же, Итоги выборов, там же, т. 22; его ж с, Возрастающее несоответствие, там же; его же, Марксизм и реформизм, там же, т. 24; е г о ж е, О значении золота теперь и после полной победы социализма, там же, т. 44; А г а е в С. Л., В. И. Ленин о соотношении Р. и революции, «Рабочий класс и совр. мир», 1974, № 1; Красин Ю. А., Революц. процесс и реформы, «ВФ», 1977, № 9; е г о ж е, О революц. преобразованиях переходного типа, «ВФ», 1981, № 4; Шадрин Э. И., Р. и революция как социальные явления и категории обществ. развития, в кн.: Проблемы перехода к новому качеству в обществ. развитии, Межвузовский сборник научных трудов, в. 167, Ярославль, 1977; Карякин Ю. ?., ? л и м а к В. Г., О формах революц. борьбы за социализм, в кн.: Ленин как поли-тич. мыслитель, М., 1981. А. Е. Бовин.

<< | >>
Источник: Федосеев, Ильичев. Философский энциклопедический словарь. 1986

Еще по теме РЕФОРМА:

  1. 2. Реформация
  2. 5. ОТ ЛИБЕРАЛЬНЫХ РЕФОРМ К ПОСТЛИБЕРАЛЬНЫМ КОНТРРЕФОРМАМ
  3. Реформа христианства
  4. А. И. Будов РЕФОРМАЦИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ЕВРОПЕЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
  5. 1.Реформы советской политической и социально-экономической системы в 50 - 60-х гг.
  6. § 1. Государственный строй и реформы в царствование Петра I
  7. Начало Реформации: общие соображения
  8. Реформации: обоснование так называемой «духовной свободы»
  9. Реформации: массы, мотивы их поведения и последствия совершенного. - Лютер
  10. К вопросу о положении католической церкви: непосредственное влияние Реформации
  11. РЕФОРМАЦИЯ
  12. Формирование идеологии и религиозных доктрин протестантизма. Особенности проведения Реформации в Европе XVI века
  13. Реформаторское движение и Кан Ювэй
  14. 1. РЕФОРМАТОРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И КАН ЮВЭИ
  15. Начало Реформации в Англии
  16. Тема: РЕФОРМАЦИЯ И КОНТРРЕФОРМАЦИЯ B ЕВРОПЕ
  17. 3. Политическая борьба за реформы после смерти Мао Цзэдуна. Дэи Сяопин.
  18. Введение: Краткий обзор истории христианства в Финляндии в период, предшествовавший Реформации (XII - нач. XVI вв.)