Специальные философские дисциплины
Во многих науках есть общая и специальные части.
В филосо&фии есть систематическая философия и такие дисциплины, как этика — искусство жить, логика — умение мыслить, онтология — учение о бытии, гносеология — теория познания, эстетика — уче&ние о прекрасном, теология — учение о Боге. Систематическая философия имеет дело с единством истины, добра и красоты, а отдельные философские дисциплины — с истиной (теория по&знания), добром (этика), красотой (эстетика).Если систематическая философия — учение об идеях как тако&вых, то этика — учение о нравственных идеях, эстетика — учение об идее прекрасного, гносеология — учение об идее истины. На различные разделы философии по-разному распределена нагруз&ка основных ее функций: мировоззренческой, познавательной, систематической, критической.
В недрах философии зародилась логика с аристотелевскими за&конами тождества (А = А), непротиворечия (А Ф не-А) и исключе&ния третьего (возможно А или не-А, третьего не дано), которую затем дополняли Лейбниц и Гегель.
Особенно важны взаимодействия философии с этикой. С поис&ков нравственных ценностей, общих для всех людей, началась философия Сократа. Понятие всеобщего блага было стимулом для создания мира идей Платона. С Аристотеля этика начала расхо&диться с философией, хотя Аристотель написал первый учебник «Этики», что, впрочем, и свидетельствовало о ее обособлении. Никогда больше этика не служила основанием для философских систем. Кантовский категорический императив есть только кон&статация «золотого правила» этики. Для Гегеля проблемы нрав&ственного не являются первичными.
Этика имеет самостоятельный смысл как дисциплина об об&щечеловеческих ценностях. Там, где она подчиняется классовым, национальным и каким-либо другим интересам, исчезает ее са&моценность.
Как только историческая целесообразность (по Геге&лю и Марксу) ставится выше абсолютов, так этика теряет свое значение. Общечеловеческий (у Сократа) и даже метафизический (у Платона) смысл моральных принципов — условие развития этики. К закономерностям этики относится так называемое «зо&лотое правило», идущее от античной философии через христиан&ское «возлюби ближнего своего, как самого себя» к кантовскому категорическому императиву.Развитие отдельных философских дисциплин определялось гос&подствовавшими в обществе культурными доминантами, которые представляли собой последовательность: мифология — религия — наука.
В более полной схеме (см. с. 159) можно выделить внутреннее ядро философии, или систематическую философию, сферу фи&лософских дисциплин и сферу человеческой деятельности и от&раслей культуры.
Контрольные вопросы
- Как соотносятся предмет и метод исследования?
- В чем суть диалектического метода?
- Каково соотношение диалектики как метода и идеала как цели?
- В чем специфика прагматического метода?
- Как соотносятся философский метод и философские принципы?
- Как соотносятся систематическая философия и специальные фило&софские дисциплины?
- Какова структура философского знания?
Рекомендуемая литература
АйерА. Философия и наука // Вопросы философии. — 1962. — № 1.
Гегель Г. Энциклопедия философских наук: В 3 т. — М., 1975. — Т. 1.
Джемс У. Прагматизм. — СПб., 1910.
Кропоткин П.А. Этика. — М., 1992.
Поппер К. Нищета историзма // Вопросы философии. — 1992. — № 8 —10.