Прагматический метод
Прагматизм и есть, по утверждению Джемса, не что иное, как метод. «Прагматический метод... пытается истолковать каждое мне&ние, указывая на его практические следствия... если мы не в со&стоянии найти никакой практической разницы, то оба противо&положных мнения означают, по существу, одно и то же»2. Все выводы проверяются экстраполяцией их на человека.
Структурализм, системный подход, функциональный анализ, прагматизм, диалектика представляют собой методы исследова&ния, которые при их возникновении в какой-то степени имма&нентны предмету. Затем метод, достигший успеха в сфере его фор&мирования, начинает проникать в смежные области, действуя в них в качестве инструмента. В методологии тоже есть преемствен&ность, сдвиги методов аналогичны сдвигам проблем, и здесь ог&ромное поле деятельности для методологов.
Метод и принцип
По существу, основные методы философствования — скорее принципы, которые открывают в мире и мышлении и затем ре&комендуют применять везде. Результаты познания сами в какой-то мере определяются исходными принципами. У каждой стройной философской системы свой принцип: у Гегеля — Абсолютная Идея, у Ницше — воля к власти и т.д. О роли принципа в философии В.С.Соловьев сказал так: «Когда в умственном развитии должен проявляться какой-нибудь принцип, то для того, чтобы он всеце&ло был выражен и вполне развит, необходимо, чтобы носители этого принципа признавали его абсолютным и, следовательно, безусловно отрицали значение всякого другого принципа»[161].
Значение имеют также личность философа и внешние условия его работы. Подчеркнем еще раз, что главное в философии не набор знаний, а способность думать.
Философия имеет свои мето&ды: сократовскую майовтику, развившуюся в диалектику как ме&тод мышления; совокупность рациональных правил — универсаль&ный циркуль, которым измеряется бытие, и т.д. Использование этих методов необходимо, но недостаточно.Здесь подходит аналогия с языком. Существуют фонетика, грам&матика, лексика, которые можно знать, но не уметь говорить на данном языке. Точно так же можно выучить философию, но не уметь думать. Навык и тренировка требуются как для овладения умением говорить, так и для овладения умением мыслить. Это второй уровень овладения дисциплиной. Наконец, наивысший, третий, уровень — творческий, когда удается сказать новое слово в буквальном и переносном смысле. Итак, три уровня: знание, умение, творчество.