<<
>>

  Диалектический метод 

Диалектический метод обычно противопоставляют формаль- но-логическому, господствующему в естественно-научном позна&нии. Можно сказать, что диалектический метод ближе к жизни, формально-логический — к ее познанию в мысли.

При диалекти&ческом методе мышление остается на конкретном уровне, при формально-логическом от конкретного восходит к абстрактному.

Необходимо использовать оба метода. Диалектика при отрица&нии формальной логики превращается в иррациональную проти&воположность познанию, отрицание возможности мира и позна&ния его. Формальная логика в крайних вариантах предстает как тавтологическое умствование, имеющее мало общего с жизнью. Тут как бы два полюса мировоззрения и-миропознания. Ценность диалектического метода в том, что он очищает метафизику от ненужных мудрствований и тупика, в который заходит мысль. Но и сама диалектика не способна найти выход из противоречий, кото&рыми занимается, без привлечения аппарата формальной логики.

Диалектический метод может дополнять конкретно-научные. По существу, он не опровергает и не отрицает научные методы в силу своей всеобщности (любые научные данные подводимы под диалектику), но указывает на принципиальную неполноту науч&ного познания и способен помочь в выработке основополагаю&щих предпосылок научного познания.

Диалектика как метод есть рассмотрение явлений в их разви&тии. Поэтому диалектический метод противостоит любой за&мкнутой системе взглядов. Диалектический взгляд должен отри&цать и неподвижность платоновского царства идей, и гегелевскую Абсолютную Идею. Противоречие между методом и системой на&личествует у всех диалектиков — создателей систем.

Приблизившись к требованиям разума, став системой, диалек&тика удаляется от реальности. С помощью системы можно пред- сказать какое-то количество явлений, но чем оно больше, тем менее точно отражены отдельные индивидуальные события.

По&пытки найти субстанцию, «вечные законы» (в том числе диалек&тики) есть, по существу, формально-логическое стремление ра&зума к устойчивости. Во всем, что есть определенного в филосо&фии, налицо формально-логическое построение.

Диалектический метод хорош для опровержения противников, так как каждому положительному взгляду на вещи он противопо&лагает его отрицание. Поэтому диалектический метод широко распространен в качестве метода спора. Его отрицательное значе&ние, пожалуй, не меньше значения скептицизма; положительное значение заключается в ориентации на скрытые потенции бытия.

Диалектику как метод можно интерпретировать различным образом: или как учение о внешней борьбе, которая достигает своего крайнего обострения и революционного разрешения, или как учение о внутренней борьбе, которую человек ведет с самим собой. Другими словами, диалектика как метод представляет ши&рокие возможности для использования.

Диалектика претендует на гносеологический синтез конкрет&ного и всеобщего. От индивидуального через изучение связи меж&ду индивидуальным и закономерным к закономерному и от него опять к индивидуальному — таков метод исследования, отвечаю&щий диалектике. Философ может начать с понятных всем обыч&ных вещей, затем перейти к понятийному анализу, уйти в мето&дологию науки и снова вернуться к действительности, давая ори&ентиры на будущее.

<< | >>
Источник: Горелов А. А.. Основы философии : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / А. А.Горелов. — 9-е изд., стер. — М. : Издатель&ский центр «Академия»,2010. — 256 с.. 2010

Еще по теме   Диалектический метод :