Упадок
В чем причина упадка древнегреческой философии? В соответ&ствии с теорией циклов можно считать причину естественной: как физический плод развивается, созревает и затем начинает портиться, так и духовный.
Упадок можно объяснить причиной, о которой писал П. Флоренский: отрыв культуры от исходного культа.Несомненна еще одна причина — изменение общественной ситуа&ции. Одним из условий появления философии было утверждение демократического правления в Афинах. Гибель демократии стала одной из важнейших причин упадка философии и ее престижа.
Подведем итоги. В эпоху кризиса древнегреческих городов-го&сударств в связи с македонским завоеванием на смену мечтам об идеальном человеке и государстве пришли вопросы: можно ли быть добродетельным в порочном мире и счастливым в мире стра&даний? Выше всего стало цениться личное благо — добродетель и наслаждение. Отсюда дорога к цинизму и самоубийству. Отойдя от сократовских представлений об абсолютности знания, всесилии разума и бессмертии души, философы неизбежно впали в споры о соотношении знания, блага и удовольствия. Для киренаиков и эпикурейцев добродетель лишь средство для счастья, для киников и стоиков она — цель. Эти споры велись почти 100 лет, хотя меня&лись названия противоборствующих школ. Модифицированные край&ности стали в эпоху заката афинской демократии главенствующи&ми и потом перешли, в качестве основных, в римскую культуру.
Большое значение имеет уникальное сочетание обстоятельств. Философия появилась в Древней Греции именно в то, и ни в какое иное, время. И она могла жить полноценной жизнью имен&но тогда. Один новейший философ сказал, что все, чем занима&лись философы после Платона, — это обсуждение проблем, ко&торые он поставил.
Философия не только появилась в Древней Греции, она достигла там своей высшей точки. Древнегреческая философия стала образцом философии как таковой, она опреде&лила ее возможные варианты развития иг в этом смысле была за&кончена в себе, совершив самый большой и плодотворный в ис&тории философии круг. Конечно, и после люди определенного склада ума философствовали, но их усилия были как искры в ночи, в то время как в Древней Греции это был факел разума. Быть может, то же самое можно сказать в отношении греческой трагедии и скульптуры. Мы не можем утверждать, что трагедия и скульптура прогрессировали потом на другой почве, хотя они и возникали там. То же с философией. Мы изучаем плод, который никогда не вырастет вновь в таком же виде. Правда, плод культу&ры в отличие от физического плода сохраняет свое значение пре&емственности. Знание древнегреческой философии — ключ к фи&лософии средневековой и новоевропейской, ключ к Августину и Фоме Аквинскому, Канту и Гегелю.Контрольные вонросы
- Что такое форма, по Аристотелю, в отличие от идеи?
- За что критиковал Аристотель платоновский мир идей?
- Какое значение придавал Аристотель развитию и цели?
- Что внес Аристотель в логику?
- Как развил Аристотель античную этику?
- Каковы сходства и различия во взглядах Эпикура и киренаиков?
- Чем различались взгляды Эпикура и Демокрита?
- Что, с точки зрения Эпикура, мешает человеку быть счастливым?
- В чем сходство и различие во взглядах стоиков и киников?
- Кто такие скептики?
- В чем причины упадка древнегреческой философии?
Рекомендуемая литература
Антология мировой философии: В 4 т. / Ред.-сост. В.В.Соколов. — М., 1969.-Т. 1.
Аристотель. Сочинения: В 4 т. — М., 1976—1983. Гончарова Т. В. Эпикур. — М., 1988.
Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых фи&лософов. — М., 1986.
Лосев А. Ф. История античной философии. — М., 1989. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Аристотель. — М., 1982. Лукреций Кар. О природе вещей: В 2 т. — М., 1947. — Т. 2. Материалисты Древней Греции / Под ред. М. А. Дынника. — М., 1955. Рассел Б. История западной философии. — М., 1959. Хрестоматия по истории философии: В 2 ч. / Отв. ред. J1. А. Микешина. — М., 1994.-Ч. 1.