<<
>>

Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи

  1. Прагматизм — направление идеалистической философии, которое имеет своей главной целью не нахождение абстрактной истины при изучении философских вопросов, а выработку арсенала конкретных средств, которые помогут людям решать их конкретные жизненные задачи на практике (разрешать "проблематические ситуации").

Основателями прагматизма считаются американские философы Ч. Пирс и У. Джемс. Но особый вклад в дальнейшую разработку их учения, в становление и развитие современного прагматизма внес Джон Дьюи (1859 — 1952).

Дьюи — автор более 30 книг и 900 научных статей по философии, социологии, педагогике и другим дисциплинам. Его философия не получила широкого распространения в СССР и Европе, однако пользуется большой популярностью в США и ряде англоязычных стран. 80% американцев, знакомых с философией, считают Дьюи лучшим философом Америки своего времени.

К заслугам Дьюи зачастую относят то, что он разрушил многие стереотипы традиционной философии (философского фундаментализма) и новаторски взглянул на важнейшие философские проблемы.

  1. По своей философской направленности Д. Дьюи был эмпиристом, то есть в своих исследованиях особую роль уделял опыту. В частности, Д. Дьюи:
  • • отвергал идею первотолчка, считал поиски первопричины всего сущего бессмысленными;
  • • выдвинул мысль о том, что центральным понятием философии является понятие опыта, вокруг изучения которого необходимо построить все философские исследования;
  • • под опытом понимал все то, что имеется в человеческом сознании, как врожденное, так и приобретенное в процессе человеческой жизни;
  • • особую роль отводил человеческому сознанию как носителю опыта;
  • • делил опыт на чувственный, сверхчувственный (спиритический, духовный), религиозный, моральный, а также художественный, социальный, культурный и другой, — имея в виду, что в совокупности опыт охватывает все сферы жизни.
  1. Цель философии (по Дьюи, Джемсу и др.) — помочь человеку в потоке опыта двигаться по направлению к поставленной цели и достигать ее.

Данная идея легла в основу философии американского прагматизма.

Если ранние американские прагматики (Джемс) считали, что философия в тесной связи с опытом помогает найти истину, которая ведет к новому опыту и в дальнейшем к достижению поставленных целей (то есть является связующим звеном внутри цепочки опыта и между опытом и поставленной целью), то Дьюи новаторски развил данную идею и уточнил задачи философии.

  1. Согласно Дьюи основная задача философии не в том, чтобы, правильно используя опыт, добиваться единичных целей, а в том, чтобы с помощью философии преобразовать сам опыт, систематически совершенствовать опыт во всех сферах человеческой жизни.

Поскольку значительная доля опыта (исключая узкопрофессиональный, спиритический и др.) накапливается при взаимодействии индивида с обществом и внутри общества, то важнейшим условием совершенствования опыта является совершенствование самого общества — социальная реконструкция.

Социальная реконструкция включает в себя:

  • • совершенствование отношений собственности, что подразумевает наделение собственностью как можно большего числа людей, расщепление собственности между собственниками, с одной стороны, и ее максимальное объединение для производственно-хозяйственных целей, с другой стороны (фактически речь идет об акционировании собственности);
  • •              через акционирование и иное совершенствование отношений

собственности — приближение человека к результатам своего труда, сокращение паразитирующей прослойки, присваивающей часть результатов труда (крупные единоличные собственники, работодатели, монополисты и др.);

  • •              более справедливое распределение произведенных материаль

ных благ;

  • •              борьбу с бедностью, постоянную заботу государства об улучше

нии благосостояния граждан;

  • •              обеспечение              прав              человека              и              совершенствование демократи

ческого государственного устройства;

  • •              наведение              порядка              в              обществе, совершенствование, профес

сионализацию управления во всех сферах человеческой жизни и деятельности;

  • •              сглаживание              внутренних              и              международных              конфликтов.
    Другим

ключевым средством совершенствования опыта помимо социальной реконструкции Дьюи считает применение к опыту глубоко разработанных научных методов "высоких технологий".

Дьюи обращает внимание, что человечество достигло высочайших результатов во всех сферах жизни (особенно в науке и технике — то есть совершило научно-техническую революцию) благодаря разработке и внедрению в производство новейших научных методов, "высоких технологий", в то время как ни научные методы, ни высокие технологии абсолютно не применяются к управлению обществом, морали, опыту.

Следовательно, опыт можно преобразовать, используя совершенные научные методы и высокие технологии, причем внедрять данные методы и технологии необходимо прежде всего в образовании (начальном, среднем, высшем) и через образование.

Третий важнейший путь реконструкции опыта — совершенствование мышления (также на основе научных методов). 5. Поскольку согласно Дьюи основная задача философии заключается в том, чтобы совершенствовать опыт путем применения к нему новейших научных методов, возникает вопрос о самом научном методе: что такое научный метод? каковы его основные характеристики?.

Учение о методе занимает значительное место в философии Дьюи.

По Дьюи:

  • •              метод — порядок (процесс) приобретения знания и дальнейшего

функционирования приобретенного знания в ходе человеческого опыта;

  • •              основная              задача              науки              и              научного              метода              — оптимальное

достижение человеком своих целей;

==200==

только для ознакомления

  • • от того, насколько способствует научный метод достижению целей, зависит его истинность; то есть метод, при использовании которого цель достигнута, — истинный (правильный); а тот метод, который не ведет к цели или усложняет ее достижение, — ложный;
  • • следовательно, научный метод является инструментом успешной человеческой деятельности, достижения целей. Данный подход к методу как средству достижения цели получил название

инструментализма.

Исходя из идей инструментализма и диалектики, Дьюи делает ряд выводов:

  • • не может быть "метода вообще" (либо методы, не направленные на практический результат, не заслуживают внимания);
  • • существуют конкретные методы для достижения конкретных целей;
  • • следовательно, необходимо выявить конкретный механизм действия метода.

Для поиска конкретного механизма действия метода Д. Дьюи выводит учение о проблематической ситуации и путях ее разрешения, суть которого в следующем:

  • • потребность в методе (как в опыте) возникает при наличии актуального (действительного) сомнения, которое мешает дальнейшим действиям;
  • • данное актуальное сомнение порождает "проблематическую ситуацию" — конкретную (любую) жизненную ситуацию, которую необходимо решить с помощью конкретных шагов;
  • • решение проблематической ситуации зачастую связано с выбором альтернатив (в решениях и поступках);
  • • цель научного метода — превратить проблематическую ситуацию в решенную ситуацию;
  • • действие научного метода осуществляется в процессе преобразования проблематической ситуации в решенную;
  • • следовательно, научным методом (конкретным воплощением его действия) являются конкретные шаги по превращению проблематической ситуации в решенную.

Джон Дьюи выделяет следующие конкретные шаги (этапы преобразования проблематической ситуации в решенную):

  • • ощущение затруднения, препятствия (зачастую тревожное, не имеющее четкого объяснения) — в данном случае необходимо: выяснить источник подобного ощущения; осознать проблему; четко сформулировать, в чем заключается проблема;
  • • после того как имеющаяся проблема четко сформулирована, неопределенная ситуация превращается в проблематическую;

==201==

  • на данном этапе необходимо: четко поставить конечную цель; осознать возможные трудности;
  • • выдвижение гипотезы (решение последовательности действий), которая приведет к решению проблемы, устранению проблематической ситуации;
  • • критический анализ гипотезы; теоретическое моделирование (предвидение, основанное на опыте) действия гипотезы на каждом этапе решения поставленной цели;
  • • принятие окончательного решения, воплощение смоделированной гипотезы в жизнь, решение проблематической ситуации, экспериментальная проверка примененной гипотезы на истинность (при достижении результата) либо ложность (при недостижении результата).

Также Д. Дьюи выделяет признаки, которым должен соответствовать научный метод:

  • • способность к самоисправлению (в зависимости от вновь приобретенного опыта, как положительного, так и отрицательного);
  • • способность к действию (применемый научный метод должен не только отражать окружающую действительность, но и действовать в любой ситуации);
  • • истинность (только те методы, которые привели к достижению цели, истинны и заслуживают их дальнейшего применения).
  1. Рассматривая проблему познания, Джон Дьюи также проявляет философское новаторство.

Из общего массива накопленных знаний, опыта Д.

Дьюи выделяет различные типы знания:
  • • "эпистеме" — достоверное знание, проверенное теорией и
  • практикой (опытом);
  • • "докса" — недостоверное знание (догадки, мнение) людей, которые неспособны подняться до подлинного знания. Данные виды знания являются результатом двух типов познания:
  • • непосредственного, чувственного — доступно всем, но недостоверно, дает поверхностное знание ("докса") вследствие того, что окружающий мир изменчив и неустойчив;
  • • созерцание чистых идей — доступно немногим, однако, поскольку "чистые идеи" устойчивы, постоянны и универсальны, они дают достоверное знание — "эпистиме".

Следуя Платону, Дьюи считает, что:

  • • чувственное знание свойственно людям, занятым физическим трудом и, как правило, не имеющим образования, — рабочим, крестьянам, торговцам и т. д.;
  • •              высшая духовная деятельность (духовное познание через созер

цание чистых идей) свойственна людям специально подготовленным, очень образованным и не занятым физическим трудом.

В связи с тем, что исторически труд людей делился на низкую физическую деятельность и высшую духовную, то соответственно выделилось два типа мировоззрения (и познания):

  • •              материалистическое;
  • •              идеологическое.

Спор между материализмом и идеализмом (мировоззрением, способом познания) был актуален и существовал тогда, когда имело место разделение труда на грубую физическую деятельность и высшую духовную.

По мере стирания грани между физическим и умственным трудом, их сближения конфликт между материализмом и идеализмом будет сглаживаться, уменьшаться.

В будущем, по Дьюи, когда умственный труд сольется с физическим и грань между ними исчезнет, будет исчерпан конфликт между материализмом и идеализмом. Но поскольку именно умственный труд побеждает, поглощает физический (а не наоборот) и в конечном итоге одержит окончательную победу, то и идеализм одержит окончательную победу над материализмом и станет основным мировоззрением и способом познания.

Пока же указанного процесса не произошло, необходимо использовать и идеалистический, и материалистический способы познания, но поскольку высшая умственная деятельность постепенно вытесняет грубый физический труд, то, используя оба типа познания (как идеалистический, так и материалистический), уклон следует делать в пользу идеалистического. Разработав теорию научного метода и учение о проблематической ситуации, Дьюи делает еще одно философское открытие.

Поскольку достоверное знание и правильное использование научного метода приводит к превращению проблематической ситуации в решенную, то данная ситуация приобретает иное качество. Следовательно, познание приводит к качественному изменению объекта познания, познание изменяет само существование предмета познания.

  1. Особое место в своем творчестве Д. Дьюи уделяет проблеме морали и социальной философии.

Можно выделить следующие положения учения Дьюи о морали и общественной жизни:

  • •              не существует единственно возможного "высшего блага", к

которому должно стремиться человечество;

  • •              существует плюрализм целей и благ;
  • •              цели и блага не могут быть абстрактны, они конкретны;
  • •              основными благами являются здоровье, богатство, честь, доброе

имя, дружба, высокая оценка со стороны общества, образованность, умеренность, справедливость, доброжелательность;

  • • большинство людей стремится к указанным благам, причем не к данным благам вообще, а к конкретному размеру указанных благ;
  • • достижение любого блага есть изменение в качестве опыта;
  • •              следовательно, сам рост является во всех случаях главной

моральной целью;

  • • моральные заповеди (не убий, не укради и т. д.) не имеют абсолютного характера (например, на войне по отношению к врагу) и справедливы (либо несправедливы) лишь в каждом конкретном случае;
  • • демократия является наиболее оптимальной формой человеческого общежития;
  • • лозунг "цель оправдывает средства" неправилен по своей сути и должен быть отвергнут;
  • • цели должны соответствовать средствам, а средства — целям; применение неблаговидных средств обязательно приведет к качественному изменению целей (цели придут в соответствие со средствами);
  • • демократия должна отказаться от насилия, войны и использовать только мирные средства (это же касается и всего человечества);
  • • общество нуждается в сглаживании социальных противоречий, социальной реконструкции;
  • • основной рычаг социальной реконструкции - применение научных методов и высоких технологий в образовании и морали.

<< | >>
Источник: ЯКУШЕВ А.В.. Философия (конспект лекций). — М.: Приор-издат,2004. — 224 с.. 2004

Еще по теме Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи:

  1. Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи
  2. Вопрос 60. Американский прагматизм. Новаторство философии Джона Дьюи
  3. 15.Становление научной психологии в Западной Европе и США (В. Вундт, У. Джеймс, Г. Эббингауз, Э. Крепелин, Ст. Холл).