Вопрос 39. Философия Шеллинга
- Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854) был видным представителем объективного идеализма немецкой классической философии, другом, затем оппонентом Гегеля. Пользовался большим авторитетом в философском мире Германии в начале XIX в. до появления Гегеля. Проиграв Гегелю открытую философскую дискуссию в 20-е гг. XIX в., потерял свое прежнее влияние и не сумел его восстановить даже после смерти Гегеля, заняв его кафедру в Берлинском университете.
Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить " абсолютное", то есть первоначало бытия и мышления. В своем развитии философия Шеллинга прошла три основных этапа:
- • натурфилософию;
- • практическую философию;
- • иррационализм.
- В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций объективного идеализма. Суть философии природы Шеллинга в следующем:
- • прежние концепции объяснения природы ("не-Я" Фихте, субстанции Спинозы) неистинны, поскольку в первом случае (субъективные идеалисты, Фихте) природа выводится из сознания человека, а во всех остальных (теория субстанции Спинозы и др.) дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются "втиснуть" природу в какие-либо рамки);
- • природа есть "абсолютное" — первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное;
- • природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум;
- • материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума;
- • природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет);
==120==
- • движущей силой природы является ее полярность - наличие
внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т. д.).
- Практическая философия Шеллинга решает вопросы социальнополитического характера, хода истории.
Главной проблемой человечества в целом и главным предметом философии, по Шеллингу, является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека и является главной целью всего исторического процесса. При окончательной реализации идеи свободы люди создают "вторую природу" — правовой строй. В дальнейшем правовой строй должен распространяться от государства к государству, и человечество должно в итоге прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств.
Другой важнейшей проблемой (наряду с проблемой свободы) практической философии Шеллинга является проблема отчуждения. Отчуждение — противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. (Пример: перерождение высоких идеалов Великой Французской революции в противоположную реальность — насилие, несправедливость, еще большее обогащение одних и обеднение других; подавление свободы).
Философ приходит к следующим выводам:
- • ход истории случаен, в истории царит произвол;
- • и случайные события истории, и целенаправленная деятельность
подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить;
- • теория (замыслы человека) и история (реальная действитель
ность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего;
- • в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и
справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости.
В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму — отрицанию какой- либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.