<<
>>

Е. относительно устойчивых схематичных образов социальных реалий (индивида, группы и групповых отношений,

е. относительно устойчивых схематичных образов социальных реалий (индивида, группы и групповых отношений, происходящих в обществе событий и т.д.), функционирующих в конкретных больших или малых группах (в данном случае в конкретном этносе).

Стереотипы могут касаться различных сторон действительности, как это показано в выше приведенной таблице.

Стереотипы жизненно необходимы, поскольку облегчают усвоение многих реалий окружающего мира, способствуют систематизации и классификации знаний в памяти человека: то, что проще - всегда быстрее поддается группировке и обобщению. Но весьма негативны стереотипы, если они создаются, формируются с идеологическими целями или (и) когда они "наполняются" предвзятостью и враждебностью. В советской экономической теории и практике великолепные образцы последнего - понятия и определения типа "буржуазия", "империализм - это паразитирующий или загнивающий капитализм", которые в течение многих лет советской власти старательно "заполнялись" идеологами и учеными всевозможными негативными характеристиками, суть которых в полной противоположности данного (капиталистического) общества развитию человека и человечества. Подобного рода стереотипы весьма дорого обошлись для стратегии и тактики российской экономики.

Кстати сказать, передовые умы России быстро поняли всю беспочвенность и негативизм подобной «большевистской» стерео-типизации собственников и исторически обусловленного способа организации производства. Весьма ярко в этом плане звучат слова из письма русского писателя В. Г. Короленко наркому просвещения Российской Федерации А. В. Луначарскому (1920 г.):

«Вы, Анатолий Васильевич, конечно, отлично еще помните то время, когда вы - марксисты - вели ожесточенную политику с народниками. Вы доказывали, что России необходимо благодетельно пройти через «стадию капитализма». Что же вы разумели тогда под этой благодетельной стадией? Неужели только «тунеядство буржуев» и «стрижку купонов»?

Очевидно, тогда вы разумели другое.

Капиталистический класс вам тогда представлялся классом - худо ли, хорошо ли - организующим производство. Несмотря на все его недостатки, вы считали, совершенно согласно с учением Маркса, что такая организация благодетельна для отсталых в промышленном отношении стран, каковы, например, Румыния, Венгрия и ... Россия.

Почему же теперь иностранное слово «буржуа» - целое огромное и сложное понятие - с вашей легкой руки превратилось в глазах нашего темного народа, до сих пор его не знавшего, в упрощенное представление о буржуе, исключительно тунеядце, грабителе, ничем не занятом, кроме стрижки купонов!» [44, с.152-153]. (Как тут не вспомнить строки из стиха: «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй»).

Стереотипные суждения типа «империалист», «буржуй» и т.п. точно так же, как и все другие стереотипы экономического сознания личности - это упрощенные привычные представления и суждения, поясняющие и оценивающие экономические явления, которые включают в себя следующие компоненты: а) знание, т.е. описание явления, факта в определенныхтерминах (буржуазия - тунеядствующий, пекущийся только о собственной прибыли, «стрижке купонов» социальный класс), б) образ, т.

<< | >>
Источник: Карнышев А.Д., Бурменко Т.Д., Иванова Е.А.. Карнышев А.Д., Бурменко Т.Д., Иванова Е.А. Человек и собственность: Учебное пособие. 2006. 2006

Еще по теме Е. относительно устойчивых схематичных образов социальных реалий (индивида, группы и групповых отношений,:

  1. Е. относительно устойчивых схематичных образов социальных реалий (индивида, группы и групповых отношений,
  2. 2. Основные закономерности и категории политологии.
  3. Глава IМЕНТАЛИТЕТ КАК СИСТЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСТАНОВОК
  4. 1.1. Устойчивость предприятия в условиях динамичной рыночной среды
  5. Формирование социальной работы как науки и специфической социально- психологической деятельности.
  6. Маргинальность как индикатор деструктивных тенденций
  7. Элементы внутренней структуры организации.
  8. ДИАЛОГ И ФОРМЫ «ЧЕЛОВЕКОТВОРЧЕСТВА»
  9. Глава 7. ИНТЕГРАЛЬНАЯСОЦИОЛОГИЯ П. СОРОКИНА  
  10. Глава 26. СОЦИАЛЬНЫЕОТНОШЕНИЯ  
  11. 5. Результаты философии Іераклита
  12. § 1. Честь, достоинство, деловая репутация как социально-правовые категории
  13. АНОМИЯ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ХАОСА
  14. 3.7. Социальные общности и группы
  15. 6.9. Общественное мнение как институт гражданского общества
- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -