<<
>>

Христианская картина мира

Бог сотворил мир из ничего, на шестой день творения создал человека для того, чтобы через человека весьтварный мир соединился с Богом-Творцом. Человек был создан Богом «по образу и подобию Своему».

Человек должен был объединить в себе две природы — тварную, телесную, «прах земной», и божественную, духовную. «Бог вдунул в лице его дыхание жизни и стал человек душою живою» (Быт. 11, 7). Так в нем соединяются земное и небесное начала. Богоподобие человека заключается в духе, душе, свободной воле и в разуме. Дух, обращенный к Богу — это вера.

Бог возвысил человека над прочими своими созданиями и предуготовил ему особое назначение: быть царем и господином природы, чтобы через себя соединить ее с Богом. Человек был предназначен Богом к «обожению», он должен был стать богом по благодати, по любви и свободному произволению. В результате грехопадения Адам не выполнил своего предназначения. Он нарушил волю Бога, который заповедал ему не вкушать от древа познания добра и зла. Но искушенный через Еву дьяволом, он отпал от Бога, нарушив волю Бога. Испытания свободой Адам не выдержал. Свободу свою он проявил не как сознательное и добровольное соединение своей воли с волей Бога, а как своеволие, как грех — нарушение воли Бога. Через грех, что значит «беззаконие», в мир вошли смерть и зло, так как Бог смертью положил предел греху, в котором отныне пребывала человеческая природа. А человек был отдан во власть того, за кем он последовал своею волей, во власть дьявола, хотя и сохранил в себе богоподобие.

С момента грехопадения человек находится в руках лукавого. Оторвавшись от Бога, природа его становится противоестественной, больной. Как говорил св.Григорий Нисский, первозданная иерархия в человеке, которая предполагала, что дух — «руководитель» всей природы человека — должен был жить Богом, душа — духом, а тело — душой, переворачивается. Дух оборачивается к душе, в свою очередь, живущей страстями тела, а тело становится паразитом земной вселенной, убивает, чтобы питаться, и так обретает смерть.

Но Бог даже в беспорядок вносит во избежание полного распада вселенной некий новый порядок, где смерть выполняет свою роль. Для человека лучше смерть, чем вечное проклятие. Смерть действует на человека преобразующе. От того как человек относится к смерти зависит, как он проживет свою жизнь.

Поскольку от мира была отъята благодать (благая энергия, исходящая от Бога, и позволяющая человеку соединяться с Богом), постольку человек, поврежденный в своей природе грехом, все больше и больше отпадал от Бога, и только небольшой остаток рода человеческого сохранял свою верность Богу. Именно из этого остатка в лице Пресвятой Девы Марии была воспринята человеческая природа, когда пришел час Боговоплощения.

Бог послал в мир Сына Своего Иисуса Христа для спасения людей. Иисус Христос — второй Адам. Он должен был исполнить то, что не исполнил первый Адам — соединить тварный мир с Богом. Он должен был добровольно и сознательно исполнить волю Божию до конца, до своего смертного часа. Он должен бьш победить зло, смерть и грех, победить то, что вошло в мир в результате грехопадения Адама. Богочеловек Иисус Христос своей жизнью и страшной смертью на кресте искупил первородный грех человеческий и сделал возможным приход в мир Духа Святого, возвращение в мир благодати. На пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа в мир пришел Дух Святой, огненные языки сошли на апостолов. Благодать позволяет человеку побеждать грех в себе и в мире, возрастать в своем стремлении к Богу. Поэтому с этого момента целью христианской жизни является, как говорит св. Серафим Саровский, стяжание благодати Божьей для преображения своих души и тела по «подобию Божьему». Это ведет к спасению человека, которое понимается в христианстве как соединение с Богом, что предполагает и обретение человеком бессмертия, вечной жизни с Богом.

Дальнейшая история человечества после прихода Иисуса Христа выстраивается как прямая линия, устремленная в будущее, конечным результатом которой будет Второе Пришествие Иисуса Христа и Страшный Суд, на котором произойдет окончательное разделение людей на грешников и праведников, первые обречены на вечные муки в аду, а вторые будут пребывать в блаженстве на небесах с Богом.

Страшный Суд — событие одновременно гибельное, но и дарующее надежду на вечную жизнь с Богом. Каждое событие истории в христианстве уникально, единично, неповторимо. Каждое мгновение человеческой жизни имеет значение для вечности. И поэтому именно христианство открывает подлинное историческое сознание, связанное с необратимостью исторического времени. Для античности было характерно циклическое понимание пространства и времени. Стоики считали, вслед за Гераклитом, что мир в следующем своем круге вечного повторения, полностью воспроизведет все, что происходило и происходит сейчас.

Христианство утверждает, что человек в течение своей жизни должен сделать выбор между Богом и дьяволом. И если он стремится к Богу, он должен преобразить свою жизнь и самого себя в соответствии с божественными заповедями. Как человек должен жить, чтобы спастись, то есть чтобы соединиться с Богом, обрести блаженное бессмертие? Есть два пути к Богу: мирской и монашеский. Первый — это жизнь в мире и исполнение божественных заповедей, а второй — это жизнь ради Бога, это доведение исполнения заповедей до отказа от мира ради Бога.

<< | >>
Источник: Рюмина М.Т.. Философия. Культура. Медицина. Теория и история. Лекции по философии и культурологии. Учебное пособие для медицинских ВУЗов. М.,2009. — 624 с.. 2009

Еще по теме Христианская картина мира:

  1. 1.МИР ПОСТМОДЕРНА ЛОМАЕТ ГОРИЗОНТ ИСТОРИИ
  2. СИМВОЛИКА КАРТИНЫ МИРА И ПРОБЛЕМА ПРОСТРАНСТВА
  3. Русская литература послепетровской эпохи и христианская традиция
  4. Поэтический мир Тютчева
  5.   2. Проблема отношения религиозного сознания к внешнему миру  
  6. Механическая картина мира
  7. Глава 3. Европа и славянский мир
  8. Глава 4. Россия и славянский мир
  9. Очерк 3. Образ князя-христианина в «Поучении» ВладимираМономаха: идеальные конструкты и исторические персонажи
  10. ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ: ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ
  11. Глава 10 Время — мера мира
  12. Христианская картина мира
  13. НОВЫЙ ЗАВЕТ: ХРИСТИАНСКАЯ МОДЕЛЬ НРАВСТВЕННО-ПРАВОВОЙ РЕАЛЬНОСТИ
  14. 1.3. Картина мира и языковая картина мира
  15. Красовский В. Е Роман‑эпопея «Война и мир»