>>

§ 1. Возникновение Древнерусского государства.

Государственные органы

О государстве

Существует много теорий возникновения и развития государства и, видимо, в каждой из них есть доля истинного. Подробно эти теории изучаются в курсе теории государства и права.

В настоящее время в отечественной науке нет единства мнений по этому вопросу, и мы выделим те аспекты, которые необходимы для понимания конкрет­ных процессов образования государственности на Руси.

Государство - универсальное явление человеческой цивилизации. Оно возникает при разложении первобытных родовых отношений в тот момент, когда человеческое общество нуждается в регулировании личностных, межличностных, групповых и социальных связей. Воз­никновение классов следует уже за государственным образованием, и их отношения также становятся предметом государственного регули­рования . На протяжении всего своего существования государство со­храняет регулирующее межличностное и социально-классовое значе­ние и по мере развития цивилизации эта роль усложняется, меняет на­правленность и приоритеты. Н.Коркунов отмечал, что государство "распространяет свое влияние на все стороны общественной жизни". Мнение о том, что существуют какая-то нерегулируемая экономика или нерегулируемая частная жизнь - иллюзорно, поскольку, предос- тавляя лицу "свободу", государство юридически определяет пределы и порядок этой свободы, то есть регулирует ее. Регулирующая деятель­ность исходит из центра и осуществляется государственными органа­ми в основном правовыми методами, поэтому всегда государство воз­никает как монархия. Республиканские периоды древности недолго­вечны, они всегда тяготеют к каким-либо централизующим органам (сенат, тиран, диктатор и т.д.). В настоящее время они существуют в виде президентов, премьеров, канидеров и т.д., причем реальные пол­номочия их порой превосходят полномочия средневековых королей.

В Древней Руси государство также сложилось в виде монархии раннефеодального типа.

Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что главным формально-юридическим признаком образования госу­дарственности на Руси является наличие наследственной княжеской власти, окончательно сформировавшейся в Х в.

Предыстория государства. Политические союзы племен

Образованию государства предшествует период протогосударст - ва, который ранее излагался в советской науке в соответствии с по­ложениями работы Ф. Энгельса "Происхождение семьи, частной соб­ственности и государства", рассматривавшего государство как орудие классового насилия. Считалось, что эта "военная демократия" разви­валась до IX в., затем на Руси происходит постепенное становление государственных институтов. Для нас важно то, что к IX в. на терри­тории будущей Руси уже существовали политические образования прогосударственного типа. Формирование имущественного неравен­ства и частной собственности очень важно, поскольку тем самым дос­тигается возможность сбора налогов в пользу государства при нали­чии слоя обеспеченных лиц для управления. В недатированой части "Повести временных лет" рассказывается в том, что три брата - Кий, Щек и Хорив - образовали город в честь Кия на берегу Днепра. По­ложение Кия - особое, он олицетворял "свой город" в международ- ных переговорах, "ходил к Царюгороду" и "велику честь принял". В это время на смену старой организации приходит новая власть, лето­пись ее именует "княжением". "По смерти братьев Кия стали их по­томки держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое...".

В VII в. на территории будущей Руси имелись устойчивые поли­тические образования предгосударственного типа: Куявия, Славия, Артания (Киев, Новгород, возможно - Тмутаракань). В 862 г. на нов­городском княжении укрепляется Рюрик. В 882 г. в результате воен­ного похода на Киев происходит объединение Северной и Южной Ру­си в единое княжение. В Х в. окончательно реализуется наследствен­ная передача княжеского стола, а вокруг Киева объединяются основ­ные массивы восточно-славянских земель, активно проводятся ре - формы по укреплению государственности и государственные порядки в целом доминируют.

Летописи о призвании варягов

Развитие славянских племен в IX в. представлено в летописях та­ковым , что оно уже требует государственного оформления. В эти процессы были втянуты не только славянские, но и окружающие их финские, тюркские, скандинавские народы. Стабилизация верховной власти у восточных славян связана с летописным рассказом о "при­звании варягов" и основании династии "Рюриковичей", в основе ко­торого лежат какие-то далекие от нас реальные события. Летописный отрывок об этом, именуемый летописью "легендой о призвании", по­мещен в "Повести временных лет" под 859 г. Летопись гласит: "В 6367 году (в 859 г. по нашему исчислению) брали дань варяги из за- морья на чюди, на славянах, на мере, на весе и на кривичах. А хазары имели дань на полянах, на северянах и на вятичах, брали по белой ве­верице от дыма" (скорее всего, по шкурке пушного зверька).

На громадной территории будущей Руси активизировались "об- ложения данью" различных племен. Так продолжалось несколько лет. Но в 6370 г. (862 г.) славяне "изгнали варягов за море и не дали им да­ни, стали собой владеть; и не стало у них правды, восстал род на род, была усобица, воевать стали между собой. Тогда решили они: "По­ищем себе князя, чтобы владел нами и судил по праву". Пошли они за море, к варягам, к Руси. Варяги те звались русью, как другие зовутся шведами, германцами, англичанами, а иные готами, так и здесь. Сказа­ли славянские племена: "Земля наша велика и обильна, а наряда (вла­сти) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами". Избрались три брата с родами своими, взяли с собой всю русь и пришли; старейший Рюрик сел в Новгороде, Синеус на Белоозере, а третий, Трувор, в Из- борске". После этого стабильность в государстве была восстановлена.

Современные научные изыскания показывают, что дело происхо­дило не так мирно, новая династия утверждалась в военных конфлик­тах. Сейчас ученые полемизируют о том, почему варяги называются Русью.

Одни объясняют это позднейшими вставками летописцев, другие - родством с русской династией и т.д. Призвание трех братьев некоторые исследователи рассматривают как аналогичную легенду о трех братьях Кие, Щеке, Хориве, в южном варианте основателях Кие­ва; на базе данного летописного отрывка в XVIII в. была создана "норманская теория".

"Норманская теория" и ее критика

Призвание варягов рассматривалось русскими летописцами с вы­соких гражданских позиции - как возникновение национальной вла­сти и начало гражданского мира. В 1724 г. Петр I основал Академию наук, куда приглашались иностранные ученые, в числе которых были основатели норманизма. После смерти Петра I в январе 1725 г. рус - ский трон стал объектом борьбы наследников. С занятием его Анной Иоановной (1730 г.) из Курляндии хлынуло дворянство, жаждавшее чинов и денег, а не служения России. Академия наук при ее фаворите Бироне стала оплотом идеологической реакции. Сложились условия для предвзятой трактовки прошлого России. В работах Байера, главы кафедры истории, говорилось, что возникновением государства рус - ские обязаны варягам. Это утверждение подрывало национальное достоинство русских, одержавших победу над Швецией в Северной войне, а шведы были потомками норманнов.

В дальнейшем идеи норманизма развивали Миллер и Шлецер. Однако они сделали и много полезного для исторической науки о России: писали о ней книги, изучали летописи, собирали источники. Шлецер придал завершенный вид норманизму как системе теоретиче­ских взглядов, предвзято и преувеличенно трактующих значение норманнов в образовании Древней Руси.

Проблемой варягов в дальнейшем занимались почти все русские ученые, от Ломоносова до Ключевского, и каждый вносил что-то свое, и все в чем-то ошибались. Теория обрастала фактами, усложня- лась, модернизировалась.

Критика норманской теории проводится по следующим направ­лениям. Нельзя отрицать возможность наличия в Древней Руси этни­чески чуждой династии. Но вопрос о династии не должен поглощать вопроса о государстве.

Последнее есть продукт внутреннего развития у всех народов и не привносится извне. Производительные силы и правовое сознание у славян в IX в. были развиты сильнее, нежели у скандинавов. Тезисы о норманской колонизации территории Руси не - состоятельны, поскольку раскопки содержат ничтожный процент скандинавских предметов. Молчат об этом и письменные источники. В русском языке имеется чуть больше десятка слов скандинавского происхождения (гридь, тиун, ябедник и т.д.). Вообще же древние ви­кинги сыграли очень заметную роль в развитии европейских госу­дарств, их дружины действовали от Англии до Византии.

Князь и княжеский совет

Летописные события и даты древнего периода во многом иска­жены переписчиками. В IX-X вв. сформировался важнейший "фор­мально-юридический признак монархии - наследственная передача стола. Ранняя смерть Рюрика в 879 г. и малолетство его сына Игоря осложнили вопрос регентством Олега (ум. в 913 г.), а смерть Игоря - регентством Ольги. В Х в. передача власти по сыновней линии - уже очевидность, реализация князьями государственных функций осуще- ствлялась ими как законными наследственными монархами, хотя в литературе делались попытки принизить уровень развития древнерус - ской государственности и доказать, что княжеская власть Х в. имела много общего с родоплеменной стариной.

Важнейшее значение имели военно-дипломатические функции князей. В Х в. они не были разделены. Практика обменов с Византией способствовала перенесению на национальную почву идей император­ского могущества Византии. В договорах с Византией подчеркивалось верховное, суверенное положение князей, осуществляющих переговоры от имени всего "русского народа" и "светлых князей". Военное руково­дство осуществлялось единолично, но по согласованию с дружиной.

Большую роль играла функция регулирования социально­политической деятельности, направленная на достижение социальной стабильности. Во время восстаний князья применяли вооруженную силу (1068 г., 1113 г.), но уже при Владимире I (до 1015 г.) обнаружи­вается стремление государства гасить конфликты мирными средства­ми.

Практиковалась раздача денежных средств нуждающимся, бес­платные "столы", помощь сиротам и вдовам. Широко применялась государственная "милостыня". Владимир Мономах (кн. 1113-1125 гг.) в своих теоретических трактатах обосновывал социальную помощь бедным как основу человеколюбия и законности.

Со времени Владимира I источники особенно подчеркивают важ­ность судебной функции князя. Его личный суд на "красном крыль­це ", доступный населению, был высшей справедливостью, сглаживал одиозные проявления и несправедливости вотчинной юстиции. Зако­нодательная функция князей в Х в. была достаточно развита. Издава­ли законы княгиня Ольга, Владимир I.

ТЛ W W

В своей деятельности князья опирались на княжеский совет, куда входили наиболее значительные государственные фигуры. Состав со­вета не был постоянным: в него могли входить местные князья, стар­шины городов, видные дружинники. Не было у этого органа и устой­чивых форм; в дальнейшем из него сформировалась Боярская дума.

Реформы княгини Ольги

Почти у всех народов эпоха становления государственности свя­зана с реформами, целью которых было приспособление к новым го­сударственным условиям всего общества. На Руси реформы такого рода осуществлялись княгиней Ольгой. Хотя летописи говорят о них туманно, можно выделить следующие направления реформ: упорядо­чение налогов, реконструкция старых племенных границ, издание за­конов для руководства административной деятельностью. Поводом к реформам послужило восстание древлян в 945 г. и убийство князя Игоря. Суть событий - неупорядоченность даннических отношений с центральной властью. После подавления восстания Ольга долгое вре­мя на территории древлян устанавливала "уставы и уроки", "стано­вища и ловища". В 947 г. реформаторская деятельность проводилась по Новгородской земле, где устанавливались "оброки и дани", "лови- ща, знаменья, места, погосты". Речь идет о комплексе государствен­ных преобразований, связанных с установлением дани и оброков, с правами администрации и князей на определенные территории, об охотничьих угодьях князей. Строгая фиксация этих моментов исклю­чала будущие столкновения.

Государственные повинности и налоги

Во все времена любое государство нуждается в средствах, посту­пающих в казну в виде налогов. В Древней Руси финансовые повин­ности слагались из дани, полюдья, оброков. Точное содержание этих понятий представляет научную проблему, но можно полагать, что дань была формой государственных взысканий, а оброки - частновла­дельческих. Дань платили все слои населения, но феодалы, как при­нято считать, были от нее освобождены. В IX-Х вв. размеры дани были невелики и составляли часто по одной шкурке пушного зверька с "дыма" (хозяйства). Уже в Х в. сложилась устойчивая практика, со­гласно которой одна треть сборов шла в личную казну князей на со­держание дружины, приемы и т.д., а две трети - в государственную казну. Кроме того, князья имели свои села и населенные пункты, до­ходы с которых составляли их личную собственность.

Национальное богатство росло довольно быстро. В XI в. Новго­род облагался данью в 3 тыс. гривен (стоимость примерно тысячи ко­ней) в год. К XIV в. сумма налогов в Новгороде была поистине астро­номической - 50 тыс. гривен (стоимость шестидесяти тысяч коров по цене в Русской Правде).

Особенности статуса русских князей

Древнерусская политико-правовая доктрина обосновывала осо­бое положение князей как представителей всего народа, объединяю­щих население в единое целое. Будучи творцами законов, князья об - ладали обширной сферой внеправовой (надзаконной) деятельности. Ответственность князей наступала лишь перед Богом. В "Повести временных лет" монархическая власть рассматривается как детерми­нированное Богом явление - Бог ставит того цесаря, "которого хочет". Ответственность за грехи власти разделяет народ. Никто из поддан­ных, включая крупнейших феодалов, не мог посягнуть на личность князя, хотя в княжеской среде не так уж редко имели место убийства в борьбе за власть. Князья стояли над законом и народом, и летопис - цы робко осуждали их за взаимные распри.

Государство и Церковь

ТЛ W W

В языческий период отношения власти и служителей культов развивались таким образом, что значительная часть реализации са­кральных действий принадлежала князю. Взяв на себя функции соци­ального регулирования, княжеская власть неизбежно сталкивалась с буйствами язычества, с отживающими сакраментальными устоями, с человеческими жертвоприношениями. Мораль и государство должны были стать единым целым в эпоху государственную.

Едва утвердившись на престоле, Владимир I за несколько лет до принятия христианства пытался реализовать реформу, суть которой сводилась к созданию при княжеской резиденции пантеона языческих богов - Перуна, Даждьбога, Стрибога и т.д. Центр язычества и жерт- воприношений перемещался в княжескую резиденцию в Киеве. Вер­ховенство в религиозной области позволило Владимиру I проявить большую активность в утверждении христианства.

Русь приняла православие в 988 г., и ее крещение приобщило страну к великим ценностям христианства. Отныне государственная власть согласовывала свои действия с установками Церкви. Но при всем этом, в отличие от христианских стран Европы, на Руси не было сакрализации княжеской власти, не было такого, как в Европе, ажио­тажа вокруг исцелений от прикосновения к монархам и т.д. По право­славным воззрениям, монарх был служителем Бога с целью установ­ления правды в земном царстве. С принятием христианства Церковь на Руси приобрела организацию, в городах были поставлены еписко­пы, киевский митрополит стал главой Русской Церкви. Ей была по­жалована десятина от всех видов доходов и земельная собственность. Уходили в прошлое буйства язычества. Создавалась русская христи­анская культура и русская национальная вера.

Княжеские съезды

Экономическую основу борьбы князей за власть и распада госу­дарства создавали огромные массивы земель, находившихся у князей в форме государственной собственности. Крупные феодалы на Руси не участвовали в овладении династическим престолом. Уже в Х в.

сыновья случайно убитого печенегами (972 г.) Святослава втянулись в междуусобный конфликт, при сыновьях Владимира I он продол­жился (1015-1019 гг.). Ярослав Мудрый хорошо помнил эти бурные события, и чтобы предотвратить новые конфликты после своей смер­ти, завещал стол старшему сыну, выделив другим уделы.

Для совместных решений стали созываться феодальные съезды, на которых князья согласовывали политику, обсуждали законода­тельство, отменяли кровную месть, заключали мир и т.д. Первый съезд был созван сразу после смерти Ярослава Мудрого (1054 г.). Съезд 1100 г. в Уветичах рассматривал вопросы землевладения, съезд 1101 г. обсуждал проблемы войны и мира, Долобский съезд 1103 г. решал проблему войны с половцами. Знаменитый съезд 1097 г. в Лю- бече фактически узаконил политическую раздробленность страны, определив, что каждый князь "держит отчину свою". Последний об - щерусский съезд состоялся накануне битвы на реке Калке (1223 г.). Однако деятельность съездов не решила проблем страны и показала, что реально содействовать ее процветанию могут не "федеративные" органы, а сильная централизованная общенациональная власть.

Соборы

Исследованиями Л.В. Черепнина и В.Т. Пашуто установлено, что в Древней Руси действовали собрания сословий с широким предста­вительством от бояр, городов, духовенства, "всех людей". Они реша- ли вопросы престолонаследия (в 1187 г. - в галицкой земле, в 1211 г. - в суздальской).

По времени и поводам к созыву они совпадают с аналогичными совещаниями в Западной Европе. Есть основания полагать, что эти собрания эволюционировали бы в сословно-представительные орга­ны, не будь ордынского разорения городов, нарушившего естествен­ное развитие сословий. Согласно этой точке зрения, уровень полити­ческого развития домонгольской Руси был аналогичен европейскому.

Вечевые органы

Истоки вечевых собраний у славян, как и у германцев, уходят в глубокую старину. Летописи не раз упоминают о них даже в XI-XII вв. Но вопрос очень сложен, развитие вечевых органов на Руси на­блюдается в городах и впервые летопись говорит о городском вече в 997 г., когда жители осажденного врагами Белгорода собрались для решения его судьбы. Были ли эти собрания продолжением племенных сходок или они рождались именно в городских условиях - от ответа на этот вопрос зависит и оценка уровня социально-политического развития Руси. Большинство исследователей полагает, что в вечевых собраниях участвовали совершеннолетние свободные мужчины. Соб­раниями руководила администрация городов, велись протокольные записи, имелись свои вечевые органы управления.

Местное управление и военная организация

Летописи упоминают довольно много управленческих должно­стей, входивших в княжеский аппарат. Их названия в целом отражают выполняемые функции: ловчий, печатник, стольник и т.д. С.В. Юш­ков считал, что с разложением первобытных порядков войско славян делилось на тысячи, сотни, десятки, откуда возникли должности ты­сяцких, десятских, сотских. Эти должности перешли к городской ад­министрации вместе с княжескими посадниками (от понятия "поса­дить"). Посадник и тысяцкий считались высшими должностями. В княжеских землях управление осуществляли вассалы, тиуны и ста­росты. В свободных селах действовала общинная администрация. Во­енные функции выполняла профессиональная княжеская дружина, но в случае военной опасности собиралось военное ополчение из сво­бодных "воев".

| >>
Источник: В.А. Рогов. История государства и права России IX - начала XX вв. Учебник. М.: МГИУ,2000. - 256 с.. 2000

Еще по теме § 1. Возникновение Древнерусского государства.:

  1. Период, который открывает следующую страницу нашей истории после Древнерусского государства, принято
  2. Древнерусское государство и право (IX-XII вв.).
  3. Политические образования восточных славян накануне возникновения государства
  4. Возникновение Древнерусского государства
  5. § 1. Возникновение Древнерусского государства
  6. ВОЗНИКНОВЕНИЕИ СТАНОВЛЕНИЕ ГОРОДОВ РОСТОВСКОЙ ЗЕМЛИ
  7. ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ФИЛОЛОГИ О СТАРОСЛАВЯНСКОМ И ДРЕВНЕРУССКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ
  8. §3.3. Теоретические проблемы происхождения древнерусского государства
  9. 2.2. Предпосылки происхождения государства
  10. Древнерусское государство и право (IX-XII вв.).
  11. Возникновение Древнерусского государства
  12. 1.1 Возникновение государственности у восточных славян.
  13. Глава 1 ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
  14. § 2. Становление древнерусскогоправового мышления • и его характерные черты
  15. 2. Образование Древнерусского государства
- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -