Законы о наследстве
в царском Судебнике оставлены те же, какие были и в Судебнике 1497 г., т.е. после умершего без завещания наследниками были сперва сыновья, потом дочери, а потом и другие родственники, по степеням родства.
Стоглав. Стоглав был издан на Московском Соборе 1551 г. Царь Иван Васильевич, издав Судебник, т.е. узаконение относительно суда и управы в делах светских, вслед затем обратился и к устройству церковных дел. С этой целью он созвал в Москве собор духовных властей и, представив этому собору свой Судебник на утверждение, в то же время предложил ему 37 вопросов, относящихся к делам собственно церковным и церковно-гражданским, и просил, чтобы члены собора, по разрешении этих вопросов, на основании церковных постановлений и гражданских уставов, составили необходимые узаконения для руководства на последующее время, а также занялись бы разрешением других вопросов, которые найдут нужными для лучшего гражданского устройства церкви и для единообразного порядка в церковных делах. Собор, созванный царем Иваном Васильевичем для утверждения Судебника и для составления нового положения о церковных и церковно-гражданских делах, был открыт 23 февраля 1551 года в царских палатах, в присутствии самого царя и бояр. Собор преимущественно состоял из духовных лиц; председателем его был митрополит Макарий, а среди его членов были 3 архиепископа, 6 епископов и многие архимандриты, игумены и другие значительные духовные лица. Источником для своих решений Собор принял, во-первых, правила Апостольские и правила святых отцов, греческий Номоканон и правила прежних русских соборов, правила русских митрополитов и других русских учителей церкви, в особенности знаменитого Иосифа Волоцкого, митрополита Петра, Киприана и других русских митрополитов; в разрешении же тех вопросов, которые не были известны прежде, Собор составил свои правила. Сборник правил, составленных на Московском Соборе 1551 г., известен под именем Стоглава, потому что его узаконения разделены на 100 глав. Вопросы, разобранные в Стоглаве, по существу своему разделяются на чисто церковные и церковногражданские. Первые из них разрешены частью на основании правил Апостольских и отеческих, как греческих, так и русских, а частью их решения были составлены самим собором; вторые же - частью на основании греческих законов, находящихся в Кормчей, частью по русским древним уставам, частью же представлены были на разрешение государя. Нас интересуют только церковно-гражданские узаконения, Московского Собора 1551 г., поэтому мы рассмотрим только их, не касаясь узаконений чисто церковных. Церковно-гражданские узаконения Стоглава можно разделить на следующие отделы: 1) о святительском суде и управлении; 2) о поповских старостах; 3) о священниках и причте; 4) о монастырях; 5) о монастырских имениях; 6) о писании святых икон и книг; 7) об училищах; 8) о делах благотворительности; 9) о праздниках; 10) о прекращении разных суеверий в народе.