<<
>>

О святительском суде и управлении.

1) Собор 1551 года требует, чтобы никто не вступался в святительский суд, и в подтверждение этого приводит как греческие узаконения о неприкосновенности суда святительского, так и русские.

Из последних особенно ссылается на устав Св. Владимира и послание митрополита Киприана в Псков о святительском суде. 2) Собор отменяет все прежние царские грамоты, так называемые судильные, по которым разные архимандриты, игумены и попы освобождались от подсудности своему епископу, и подчиняет всех церковных людей суду местного епископа по всем делам, кроме татебных (с поличным), разбойных и душегубных, подлежавших светскому суду. Если же духовного чина будут искать обид на мирских людях, то им взять у своего епископа судью духовного и с ними судиться у мирского судьи по Судебнику. А ежели мирские люди будут чего искать на монастырских слугах и крестьянах, то им судиться у государевых бояр, т.е. в приказе Большого Дворца, который заведовал всеми делами по монастырским имуществам. 3) Московский Собор делит святительский суд на церковный и мирской. Церковному суду подлежали все дела церковные или, как сказано в Стоглаве, «греховные», как церковных людей, так и светских. Суд этот производил сам святитель с архимандритами и игуменами по церковным правилам, и к нему не допускался никто из светских, за исключением истцов. Мирскому суду святителя подлежали все гражданские дела духовных и других лиц, подведомственных церкви, а также дела по духовным завещаниям всех лиц, как церковных, так и светских. Первоначальное производство этих дел принадлежало святительским боярам. Кроме бояр на мирском святительском суде присутствовали поповские старосты и пятидесятские священники, которые исправляли свои судейские обязанности по двое или по трое понедельно, а также и городские старосты, и целовальники, и земский дьяк. Руководством для этого суда служил Судебник.
В тех городах и волостях, где искони были установлены святительские десятильники, этот суд принадлежал им.

Относительно управления епископом своей епархией Стоглав узаконяет: 1) чтобы каждый епископ в своей области избирал по городам и селениям поповских старост и десятских священников; для Москвы Стоглав назначает 7 поповских старост, а для других городов - смотря по надобности. Поповские старосты обязаны были смотреть за церковным по - рядком и за поведением священников и причта. А для надзора за поповскими старостами и для наблюдения за порядком и правильностью священнослужения епископы должны были время от времен посылать доверенных соборных священников с духовными поучениями причту и народу (которые писались самими епископами). Сверх того, епископы по Стоглаву должны были писать грамоты к местным архимандритам, игуменам и протопопам, чтобы они также надзирали за поповскими старостами и причтами их местности. 2) Епископы, каждый в своей области, должны наблюдать, чтобы мирские люди без нужды не строили новых церквей, чтобы старые церкви не оставались в небрежении, строители церквей не оставляли их без содержания и обеспечивали бы содержание причта. 3) Епископы должны наблюдать, чтобы затворники и пустынники не скитались по городам и селам, а если где отыщутся таковые, то отсылать их в монастыри и затворы; чтобы обители и пустыни учреждались с разрешения государя и благословения епископа и чтобы мелкие скиты и пустыни, построенные без разрешения, сносились в одну пустынь, церкви же в таких пустынях уничтожать или приписывать к монастырям и приходским церквям, или обращать в погосты и приходы, а монахов из них переводить в более устроенные монастыри. 4) Архимандритов и игуменов епископы должны назначать по правилам церковным и по прошению монастырской братии. Но один архиерей не мог назначать архимандритов и игуменов, а должен был докладывать об их назначении государю, потому что они назначались для управления не одной монастырской братией, но и имуществами монастырскими, а эти имущества зависели от государя. 5) Епископы своих бояр и дьяков, уличенных во взятках три раза, сами отставляют от должности, лишают поместий и отсылают от себя, а неуличенных во взятках не могут отсылать без разрешения государя. А у которого епископа «изведутся», т.е. помрут бояре или дворецкие, или дьяки, то прибирать их из тех же фамилий, а если не будет их, то из других фамилий, но не иначе как с разрешения государя.

<< | >>
Источник: Беляев И. Д.. Лекции по истории русского законодательства / Предисл. А. Д. Каплина / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации,2011. — 896 с.. 2011

Еще по теме О святительском суде и управлении.:

- Авторское право России - Аграрное право России - Адвокатура - Административное право России - Административный процесс России - Арбитражный процесс России - Банковское право России - Вещное право России - Гражданский процесс России - Гражданское право России - Договорное право России - Европейское право - Жилищное право России - Земельное право России - Избирательное право России - Инвестиционное право России - Информационное право России - Исполнительное производство России - История государства и права России - Конкурсное право России - Конституционное право России - Корпоративное право России - Медицинское право России - Международное право - Муниципальное право России - Нотариат РФ - Парламентское право России - Право собственности России - Право социального обеспечения России - Правоведение, основы права - Правоохранительные органы - Предпринимательское право - Прокурорский надзор России - Семейное право России - Социальное право России - Страховое право России - Судебная экспертиза - Таможенное право России - Трудовое право России - Уголовно-исполнительное право России - Уголовное право России - Уголовный процесс России - Финансовое право России - Экологическое право России - Ювенальное право России -