<<
>>

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Художественный стиль речи — это стиль произведений художествен­

ной литературы, которые призваны не столько сообщать, сколько воз­действовать на читателя — на его волю, чувства, представления.

Основные особенности художественного стиля речи

1.

В отличие от всех других стилей, художественный стиль речи

выполняет ещё и эстетическую функцию. С этой целью используются различные выразительные средства, например, метафоры, сравнения, эпитеты, повторы, аллюзии и т. п.

Эпитет — художественное, образное определение, например: белый

плащ с кровавым подбоем (М.А. Булгаков).

Сравнение — уподобление одного предмета другому на основании

общего признака, например:

Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде.

С.А. Есенин

Метафора — скрытое сравнение, использование слова в переносном значении на основе сходства, например: Пустых небес прозрачное стекло (А.А. Ахматова). В саду горит костёр рябины красной (С.А. Есенин).

Олицетворение — разновидность метафоры, когда неживому объекту

приписываются свойства живого:

Руки милой — пара лебедей —

В золоте волос моих ныряют.

С.А. Есенин

Реализация метафоры — представление привычной метафоры в пря­мом смысле:

Любит? не любит?

Я руки ломаю

и пальцы

разбрасываю, разломавши.

В.В. Маяковский

Гипербола — преувеличение:

Солнце моноклем

Вставлю в широко растопыренный глаз.

В.В. Маяковский

Мейозис (литота) — преуменьшение: Тени вечера волоса тоньше

(Б.Л. Пастернак).

Метонимия — перенос значения по смежности: съел тарелку, выпил чашку.

Синекдоха — частный случай метонимии — обозначение целого

через его часть; употребление единственного числа вместо множест­венного: Швед, русский колет, рубит, режет (А.С. Пушкин). Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину? (Н.В. Гоголь) — (борода — человек с бородой).

Повтор — ряд приёмов, основанных на повторении одинаковых

слов или конструкций в начале (анафора), в конце (эпифора) произве­дения и т. п.

Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих клёнов шатёр.

Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор.

Только в мире и есть, что душистый Милой головки убор.

Только в мире и есть, что чистый Влево бегущий пробор.

А.А. Фет

Аллюзия — намёк, обращение к общему с читателем знанию. Онегин, добрый мой приятель,

Родился на брегах Невы,

Где, может быть, родились вы,

Или блистали, мой читатель!

Там некогда гулял и я;

Но вреден север для меня.

А.С. Пушкин, намёк на запрет жить в Петербурге

Ирония — придание высказыванию противоположного значения, насмешка: Отколе, умная, бредёшь ты, голова? (И.А. Крылов).

2. Художественный стиль речи использует языковые средства всех

других стилей речи. Однако в художественных произведениях эти средст­ва, выступая в изменённой функции — эстетической, служат для харак­теристики изображаемой среды, для создания у читателей определённо­го образа, определённого отношения к изображаемому. Использование элементов разных стилей может быть обусловлено темой произведения.

Например, изображая людей науки, их занятия, интересы, идеи, автор

неизбежно вводит специальные слова, термины, использует своеобраз­ную манеру научного изложения.

Элементы разных функциональных

стилей могут также использоваться в стиле художественной литературы

для речевой характеристики персонажа, в сатирических, комических, иронических целях.

3. Использование выразительных средств языка, элементов разных стилей речи ограничено рамками индивидуального стиля автора про­изведения. Общеизвестно, что синтаксис прозаических произведений

А.С. Пушкина, А.П. Чехова более прост, чем синтаксис прозы Л.Н. Тол­стого. Произведения В.В. Маяковского отличаются неологизмами:

«море синеволновое», «молоткастый, серпастый советский паспорт».

В стихотворениях М.И. Цветаевой широко применяются антонимы

(антитезы), короткие предложения, парцелляции, тире, которые соз­дают ощущение тревоги, трагедии. Для А.А. Вознесенского характерно использование в поэзии элементов научного стиля речи как отражение времени научно-технического прогресса.

Практикум

ЗАДАНИЕ 61. Какое основное выразительное средство использует М.И. Цветаева в этом стихотворении? Какой представляется её жизнь благодаря использованию данного выразительного средства?

Красною кистью Рябина зажглась.

Падали листья,

Я родилась.

Спорили сотни Колоколов.

День был субботний,

Иоанн Богослов.

Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть.

ЗАДАНИЕ 62. Прочитайте стихотворение Б.Л. Пастернака. Какое основное выразительное средство использует здесь автор?

Зимняя

Мело, мело по всей земле Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Как летом роем мошкара Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора К оконной раме.

Метель лепила на стекле Кружки и стрелы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На озарённый потолок Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног, Судьбы скрещенья.

ночь

И падали два башмачка Со стуком на пол.

И воск слезами с ночника На платье капал.

И всё терялось в снежной мгле, Седой и белой.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

На свечку дуло из угла.

И жар соблазна

Вздымал, как ангел, два крыла

Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,

И то и дело

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

ЗАДАНИЕ 63. Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина. Скажите, о чём это стихотворение. Какие чувства оно рождает?

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой... Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит — оттого,

Что не любить оно не может.

ЗАДАНИЕ 64. Проанализируйте стихотворение из задания 63.

1) Прочитайте вслух ту часть стихотворения, которая посвящена описанию пейзажа.

2) Прочитайте вслух ту часть текста, которая посвящена женщине.

3) По Вашему мнению, что именно (пейзаж или любовь к женщине)

вызывает чувство лёгкой грусти, светлой печали?

4) Каким образом (с помощью каких средств) создаётся ощущение гармонии в этом стихотворении?

5) Как объясняется возникновение новой любви?

ЗАДАНИЕ 65*. Прочитайте стихотворение Э.Г. Багрицкого. Какие выразительные средства здесь используются?

Над нами гремят трубачи молодые,

Над нами восходят созвездья чужие,

Над нами чужие знамёна шумят...

Чуть ветер,

Чуть север —

Срывайтесь за ними,

Гонитесь за ними,

Катитесь в полях,

Запевайте в степях!

ЗАДАНИЕ 66. Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова. Какое выразительное средство здесь используется? Какой смысл придаётся автором слову благодарность? Как называется подобный приём?

Благодарность

За всё, за всё тебя благодарю я:

За тайные мучения страстей,

За горечь слёз, отраву поцелуя,

За месть врагов и клевету друзей;

За жар души, растраченный в пустыне,

За всё, чем я обманут в жизни был...

Устрой лишь так, чтобы тебя отныне Недолго я ещё благодарил.

ЗАДАНИЕ 67*. Определите автора и произведение. Какие вырази­тельные средства здесь используются?

1) Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Ни­кифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением. У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табач­ного цвета и рот несколько похож на букву ижицу; у Ивана Никифо­ровича глаза маленькие, желтоватые, совершенно пропадающие между

густых бровей и пухлых щёк, и нос в виде спелой сливы.

2) Я признаюсь, не понимаю, для чего это так устроено, что жен­щины хватают нас за нос так же ловко, как будто за ручку чайника? Или руки их так созданы, или носы наши ни на что больше не годят­ся. И несмотря, что нос Ивана Никифоровича был несколько похож на сливу, однако ж она схватила его за этот нос и водила за собою, как собачку.

3) Что за ассамблею дал городничий! Позвольте, я перечту всех, которые были там: Тарас Тарасович, Евпл Акинфович, Евтихий Ев- тихьевич, Иван Иванович — не тот Иван Иванович, а другой, Савва Гаврилович, наш Иван Иванович, Елевферий Елевферьевич, Макар Назарьевич, Фома Григорьевич... Не могу далее! Не в силах! Рука устаёт писать! А сколько было дам! Смуглых и белолицых, длинных и коротеньких, толстых, как Иван Никифорович, и таких тонких, что, казалось, каждую можно было упрятать в шпажные ножны го­родничего.

4) Чудный город Миргород! Каких в нём нет строений! И под со­ломенною, и под очеретяною, даже под деревянною крышею; на­право улица, налево улица, везде прекрасный плетень; по нём вьётся

хмель, на нём висят горшки, из-за него подсолнечник выказывает

свою солнцеобразную голову, краснеет мак, мелькают толстые тык­вы... Роскошь!

5) Свечи при пасмурном, лучше сказать — больном дне, как-то были

странно неприятны; тёмные притворы были печальны; продолговатые окна с круглыми окнами обливались дождливыми слезами.

ЗАДАНИЕ 68. Выразительно прочитайте стихотворение. Какие вы­разительные средства здесь используются? Определите, чем вызваны ударения, не соответствующие современной норме.

Парижская зима Какая грусть, какая проза,

Что за безумия печать...

Четыре градуса мороза,

А суеты на двадцать пять!

Бегут. Укутали затылки.

Надели шарфы на ворсе,

Как будто вправду им поджилки Наружу вывернуло все.

У каждой женщины по кошке От подбородка до бедра.

На автобусах, на подножке Дрожат, как лист, кондуктора.

Ребят не то что подсинили,

А прямо ляписом прижгли...

Со страху в синьку уронили Иль раньше срока родили?

В приютах армии спасенья,

На перекрёстках и в кафе Горят жаровни, жгут поленья,

Пылают ауто-да-фэ.

А как подпрыгивают знатно,

Танцуют, пляшут на ходу!

Какую льют в себя развратно Невыносимую бурду.

Но всё напрасно: смесь и доза,

И причитания, и вздох.

И гибнут люди от мороза —

При двух, при трёх, при четырёх!

...И только русские шоферы,

Землячеств разных земляки,

Сидят на козлах, изуверы,

И, Реомюру вопреки,

Плюют на жизнь, на мостовую,

Твердя мечтательно чуть-чуть:

«Зима... Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь...»

Дон-Аминадо

ЗАДАНИЕ 69. Прочитайте отрывок из рассказа М.А. Булгакова «Кре­щение поворотом», в котором повествуется о самостоятельной клини­ческой практике начинающего врача. Укажите на черты научного стиля

речи в этом отрывке. Определите элементы, характерные для разго­ворной речи, которые соседствуют со средствами научного стиля речи. Скажите, чем диктуется использование элементов разных стилей речи в данном тексте. Найдите пример метонимии.

— Демьян Лукич, — обратилась она к фельдшеру, — приготовляйте хлороформ.

Прекрасно, что сказала, а то ведь я ещё не был уверен, под наркозом ли делается операция! Да, конечно, под наркозом — как же иначе!

Но всё-таки Додерляйна надо посмотреть...

И я, обмыв руки, сказал:

— Ну-с, хорошо... вы готовьте для наркоза, укладывайте её, а я сей­час приду, возьму только папиросы дома.

— Хорошо, доктор, успеется, — ответила Анна Николаевна.

Я вытер руки, сиделка набросила мне на плечи пальто, и, не надевая его в рукава, я побежал домой.

Дома в кабинете я зажёг лампу и, забыв снять шапку, кинулся

к книжному шкафу.

Вот он — Додерляйн. «Оперативное акушерство». Я торопливо стал шелестеть глянцевыми страничками.

«...поворот всегда представляет опасную для матери операцию...»

Холодок пополз у меня по спине, вдоль позвоночника.

«...Главная опасность заключается в возможности самопроизволь­ного разрыва матки».

ЗАДАНИЕ 70. Прочитайте следующие отрывки из художественных произведений. Скажите, элементы каких стилей речи используются в каждом из них. Какова цель употребления элементов разных стилей?

Найдите примеры аллюзии, эпитеты в первом микротексте. Какую

функцию они выполняют?

1) Покуда строились и монтировались трамвайная станция и депо, старгородцы только отпускали шуточки.

В «Старгородской правде» трамвайным вопросом занялся извест­ный всему городу фельетонист Принц Датский, писавший теперь под псевдонимом «Маховик». Не меньше трех раз в неделю Маховик раз­ражался большим бытовым очерком о ходе постройки. Третья полоса газеты... стала дарить читателей солнечными и бодрыми заголовками очерков Маховика: «Как строим, как живём», «Гигант скоро заработа­ет», «Скромный строитель» и далее, в том же духе. Треухов с дрожью разворачивал газету и, чувствуя отвращение к братьям писателям, чи­тал о своей особе бодрые строки: «...Подымаюся по стропилам. Ветер

шумит в уши. Наверху — он, этот невзрачный строитель нашей мощной трамвайной станции, этот худенький с виду, курносый человек, в затра­пезной фуражке с молоточками.

Вспоминаю: «На берегу пустынных волн стоял он, дум великих

полн». Подхожу. Ни единого ветерка. Стропила не шелохнутся. Спра­шиваю:

— Как выполняются задания?

Некрасивое лицо строителя, инженера Треухова, оживляется... Он пожимает мне руку. Он говорит:

— 70 % задания уже выполнено...»

Статья кончалась так:

«Он жмёт мне руку на прощанье ... Позади меня гудят стропила. Ра­бочие снуют там и сям. Кто может забыть этих кипений рабочей строй­ки, этой неказистой фигуры нашего строителя.

Маховик».

И. Ильф, Е. Петров. «12 стульев»

2) Пишут, что хорошо выезжать из Москвы, потому что, дескать, сра­зу окунёшься, во-первых, в травяную русскую природу, отдыхая душой,

а во-вторых, в советские массы, в строительство. Хотя писатели и пи­шут всегда о том, чего с них не спрашивают, тем не менее слово печат­ное уважать надо: и мы поехали в город Воронеж на предмет изучения бюрократизма ЦЧО и ознакомления с массами, поселились за тремя окошками с палисадником и с цветами на подоконниках, известными от детства и с детства не имеющими имени. На окне у нашего хозяина,

кроме цветов, помещался ещё и всесоюзный дьячок, как называют здесь

радио за хрипоту его и поучительность. Хозяин наш Фёдор Фёдорович каждое утро уходил к себе в железнодорожные мастерские, а мы изуча­ли, взяв предпочтительно в поле зрения нашего людей, а не учрежде­ния, дабы не быть оглушёнными гулом мероприятий, придерживаясь при изучении материала статистических принципов.

А. Платонов «Че-че-о»

областные организационно-философские очерки

3) ... со справочником я расставаться не буду... Если что выписать, можно пока руки моешь, обдумать. Справочник будет раскрытым ле­жать прямо на книге для записей больных. Буду выписывать полезные,

но нетрудные рецепты. Ну, например, натри салицилици 0,5 по одному

порошку три раза в день...

«Соду можно выписать!» — явно издеваясь, отозвался мой внутрен­ний собеседник.

При чём тут сода? Я и ипекакуанку выпишу — инфузум... на 180. Или на двести. Позвольте.

И тут же, хотя никто не требовал от меня, в одиночестве у лампы я малодушно перелистал рецептурный справочник, проверил ипекаку- анку, а попутно прочитал машинально и о том, что существует на свете какой-то «исипин». Он не кто иной, как «сульфат эфира хининдигли­колевой кислоты»... Оказывается, вкуса хинина не имеет! Но зачем он? И как его выписать? Он что — порошок? Чёрт его возьми!

М.А. Булгаков. «Полотенце с петухом»

ЗАДАНИЕ 71*. Прочитайте два стихотворения о любви, написан­ные в начале XX века и в 70-х годах XX века. Определите, когда именно написано каждое из них. Обоснуйте свой ответ. Назовите авторов этих произведений.

1) Среди миров

Среди миров, в мерцании светил Одной Звезды я повторяю имя...

Не потому, чтоб я её любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,

Я у Неё одной молю ответа Не потому, что от Неё светло,

А потому, что с Ней не надо света.

2) В человеческом организме Девяносто процентов воды,

Как, наверное, в Паганини Девяносто процентов любви.

Даже если, как в исключенье,

Всё растаптывает толпа,

В человеческом назначенье Девяносто процентов добра.

Девяносто процентов музыки,

Даже если она беда.

Так во мне, несмотря на мусор,

Девяносто процентов тебя.

ЗАДАНИЕ 72. Выучите наизусть наиболее понравившееся вам сти­хотворение.

ЗАДАНИЕ 73. Внимательно прочитайте отрывок из романа М. Бул­гакова «Мастер и Маргарита».

Тут глаза гостя широко открылись, и он продолжал шептать, глядя на луну:

— Она несла в руках отвратительные, тревожные жёлтые цветы. Чёрт

их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы отчетливо выделялись на чёрном её весеннем пальто. Она несла жёлтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в пе­реулок и тут обернулась. Ну, Тверскую Вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и погля­дела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько её красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!

Повинуясь этому жёлтому знаку, я тоже свернул в переулок и по­шел по её следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что не вымолвлю ни одного слова, а она уйдёт, и я никогда её более не увижу...

И, вообразите, внезапно заговорила она:

— Нравятся ли вам мои цветы?

Я отчетливо помню, как прозвучал её голос, низкий довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо, показалось, что эхо ударило в пе­реулке и отразилось от жёлтой грязной стены. Я быстро перешёл на её сторону и, подходя к ней, ответил:

— Нет.

Она поглядела на меня удивлённо, а я вдруг, и совершенно неожи­данно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?

— Ничего я не говорю, — воскликнул Иван и добавил:

— Умоляю, дальше!

И гость продолжал:

— Да, она поглядела на меня удивлённо, а затем, поглядев, спро­сила так:

— Вы вообще не любите цветов?

В голосе её была, как мне показалось, враждебность. Я шёл с нею рядом, стараясь идти в ногу, и, к удивлению моему, совершенно не чувствовал себя стеснённым.

— Нет, я люблю цветы, только не такие, — сказал я.

— А какие?

— Я розы люблю.

Тут я пожалел о том, что это сказал, потому что она виновато улыб­нулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я всё- таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках.

Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую, затем продела свою руку в чёрной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом.

— Дальше, — сказал Иван, — и не пропускайте, пожалуйста, ничего.

— Дальше? — переспросил гость. — Что же, дальше вы могли бы и сами угадать. — Он вытер неожиданную слезу правым рукавом и про­должал:

— Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!

Так поражает молния, так поражает финский нож!

Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что мы любили друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя, и что она жила с другим человеком, и я там тогда ... с этой, как её...

Так вот она говорила, что с жёлтыми цветами в руках она вышла в тот

день, чтобы я наконец её нашёл, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь её пуста.

ЗАДАНИЕ 74. Выполните стилистический анализ текста из зада­ния 73:

1) Какие чувства вызывает у вас данный отрывок? Почему?

2) Найдите слова, прямо указывающие на тревогу, тревожное чувство.

3) Найдите в тексте описание букета цветов, который несла женщи­на. Какие эпитеты при этом используются? Какое чувство они вызывают?

4) Какие цвета преобладают в этом отрывке? Какое значение они имеют? Какие чувства они вызывают?

5) При помощи каких слов автор передаёт первый взгляд женщины на мужчину?

6) При помощи каких синонимов передаётся большое одиночество в глазах женщины?

7) Как (при помощи каких средств) описана Тверская улица и пе­реулок, по которому шли герои?

8) При помощи каких глаголов герой описывает своё состояние

в первые минуты встречи с женщиной?

9) Как герой описывает голос женщины? Какие выразительные

средства он использует при этом?

10) Какие наречия сопровождают описание поступков героини?

11) В какой момент женщина поглядела на мужчину удивлённо? По­чему ему показалось, что в голосе её была враждебность?

12) С чем герой сравнивает любовь, которая возникла между ге­роями?

13) Какие чувства вызывает такое сравнение?

14) При помощи каких средств автор передаёт паузы, которые делает

герой во время рассказа?

15) Какие синтаксические средства воздействия использует здесь

автор? Какую цель они преследуют?

ЗАДАНИЕ 75. Прочитайте поэтические толкования понятия мир. Дайте своё художественное определение данного понятия.

1) Мир — это стены,

Выход — топор.

(«Мир — это сцена», —

Лепечет актёр). М.И. Цветаева

2) Из мешка на пол рассыпались вещи.

И я думаю,

Что мир —

Только усмешка,

Что теплится

На устах повешенного. В.В. Хлебников

ЗАДАНИЕ 76. Напишите буриме, т. е. стихотворение по заданным рифмам:

1) лес — небес мерцанье — сияние;

2) знаю — блистаю море — на просторе;

3) вселяет — окрыляет любовь — вновь;

4) весна — сосна прогрета — света.

ЗАДАНИЕ 77. Напишите небольшой рассказ, в котором все слова, кроме предлогов, начинались бы с одной буквы.

ЗАДАНИЕ 78. Напишите небольшой рассказ, состоящий только из существительных.

ЗАДАНИЕ 79. Напишите небольшой рассказ, состоящий только из глаголов.

ЗАДАНИЕ 80. Напишите небольшой рассказ, состоящий из глаго­лов, существительных и междометий звучания (хлоп, скрип, дзынь, мяу-мяу и т. п.) на тему «Утром».

ЗАДАНИЕ 81. Напишите небольшие рассказы, используя приёмы звукописи (ассонанс, аллитерация) на темы: дождь, листопад, метель.

ЗАДАНИЕ 82. Попробуйте написать акростих.

ЗАДАНИЕ 83. Напишите палиндром.

ЗАДАНИЕ 84. Напишите небольшие тексты на тему «Врач — паци­ент» в разных стилях речи: разговорном, публицистическом, художе­ственном, научном.

ЗАДАНИЕ 85. Найдите в художественных произведениях примеры метафор, эпитетов, сравнений, повторов, аллюзии, иронии, метони­мии, синекдохи, гиперболы, мейозиса (литоты) и т. п.

ЗАДАНИЕ 86. Попробуйте написать своё небольшое произведение, используя разные приёмы выразительности.

7.

Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ
<< | >>
Источник: Орлова Е.В.. Русский язык и культура речи для медицинских вузов / Е.В. Орлова. — Ростов н/Д,2011. — 462, [1] с.. 2011

Еще по теме ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ:

  1.   РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧИ 
  2.   Художественный стиль
  3. §6 Художественный стиль: стилевые и жанровые особенности
  4. Тема 6. «Художественный стиль»
  5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ
  6. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА РУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  7. О СВЯЗИ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА И СТИЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  8. РАЗВИТИЕ УЧЕНИЯ О ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ В СОВЕТСКУЮ ЭПОХУ
  9. ПРОБЛЕМА ОБРАЗА АВТОРА В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
  10. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ
  11. Стилистические пласты русской лексики. Функциональные стили современного русского языка (стиль художественной литературы, разговорный стиль речи и его особенности). Взаимодействие стилей речи в журналистике.
  12. 48)Научный стиль речи (общая характеристика)