6.1. ИСТОРИЯ РИТОРИКИ
6.1.1. Античная риторика. 6.1.2. Средневековая риторика.
6.1.3. Риторика в эпоху Возрождения. 6.1.4. Риторика в Новое
время. 6.1.5. Риторика в XX в. и её современное состояние.
стория риторики, которая является ровесницей европейской
И культуры в целом, насчитывает примерно два с половиной тысячелетия. Риторика возникла и переживала периоды расцвета в те периоды, когда публичное общение не сталкивалось с особыми политическими и идеологическими ограничениями, когда была возможность и необходимость говорить то, что думаешь, прямо и открыто. Именно этим обусловлено активное возрождение риторики в наши дни.
6.1.1. АНТИЧНАЯ РИТОРИКА
Согласно древним представлениям риторика была дана людям Меркурием по приказу Юпитера. Считается, что риторика возникла в V в. до н. э. на Сицилии, когда там была свергнута тирания. Среди первых наиболее ярких риторов можно упомянуть Коракса, Лисия и Горгия (483 -367 гг. до н. э.), которого иногда называют основателем риторики. Риторика означает искусство создания и произнесения речи.
Возникновение риторики тесно связано с деятельностью софистов - древнегреческих философов, которые известны прежде всего тем, что полагали, будто доказать можно что угодно, главное - выбрать правильное средство доказательства, в число которых могло входить также манипулирование сознанием, использование неправильных и даже недопустимых способов доказательства. (Всё, что ты не потерял, ты имеешь. Ты не потерял рога. Следовательно, ты имеешь рога.)
Впрочем, нельзя сказать, что софисты были плохими ораторами и не могли использовать для убеждения более приемлемые средства. Роль софистов в становлении риторики была достаточно важной. Они первыми решились поставить под сомнение то, что все остальные принимали на веру. Если бы не софисты, видимо, философы вообще не открыли бы такого явления, как истина.
Важную роль в развитии риторики сыграл древнегреческий философ Платон.
Идеал Платона состоял не только в убеждении, т. е. одностороннем воздействии на слушающего, но и в поиске истины. Утверждение Платона о том, что нельзя овладеть искусством красноречия, не познав истины, очень важно для риторики. Уже одно то, что оратор показывает в своей речи не готовый результат, а процесс его нахождения, проводя слушателей по тому пути, который он проделал сам, делает речь гораздо более убедительной.Платон резко отрицательно относился к софистам и софистической риторике, противопоставляя ей диалектику - особое средство поиска истины.
Особый этап развития риторики справедливо связывают с именем Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) - древнегреческого философа, логика и ритора. Среди его работ, имеющих непосредственное отношение к риторике, следует назвать трактаты «Риторика», «Топика» и «О софистических опровержениях». Аристотелю удалось реабилитировать риторику, исключив использование риторики, связанное с возможн остью манипулированием сознанием. Аристотель указывал на то, что риторика должна пользоваться только допустимыми средствами убеждения.
Ещё одним достижением Аристотеля является изобретение собственно риторических доказательств. По мнению Аристотеля, оратор должен опираться на логику, не забывая также о ценностной и психологической сторонах убеждения. Всё это нашло отражение в противопоставлении логоса (Logos - аргументы), этоса (Ethos - нравы) и пафоса (Pathos - страсти). Этос в риторике - это источник убеждения, связанный с личностью автора, его нравственными качествами. Пафос - побуждение аудитории к переживанию (негодованию, радости, восторгу, ужасу и т. п.), а также чувства, которые испытывает оратор к предмету речи.
Следующий этап развития риторики - это период эллинизма. Античная Греция постепенно утрачивает своё господствующее положение, и в центре античного мира оказывается Древний Рим. Хотя римская культура достигла небывалых высот, без греческого влияния это было бы невозможно. Этот период называют эллинизмом, что свидетельствует об усвоении Древним Римом культурных достижений Греции.
Риторика проникает в Рим достаточно рано: уже в I в. до н. э. Одна из наиболее ярких фигур в риторике этого времени, несомненно, Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Помимо большого количества речей, которые и сегодня могут служить прекрасным образцом для других ораторов, до нас дошли теоретические сочинения Цицерона, посвящённые ораторскому искусству: «Об ораторе», «Брут (О знаменитых ораторах)», «Оратор», «О наилучшем роде ораторов».
Цицерон считал, что любой оратор должен быть разносторонне развитым человеком: «Оратор должен соединять в себе тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юрисконсульта, голос трагика и, наконец, грацию и жесты великих актёров».
Постепенное превращение Рима в империю, в которой император обладал неограниченной властью, оказало на риторику заметное влияние. По-видимому, именно эти обстоятельства привели к появлению нового понимания риторики: риторика стала рассматриваться не как искусство убеждения, а как искусство хорошо говорить.
Наиболее полно такое понимание риторики нашло выражение у Марка Фабия Квинтилиана (36-100 гг. до н. э.). Квинтилиан был создателем первой государственной школы риторики. Его перу принадлежит трактат «Образование оратора, или Марка Фабия Квинтилиана. Двенадцать книг риторических наставлений».
С именем Квинтилиана связано несколько важных изменений в отношении к риторике, некоторые из которых следует считать для неё роковыми, хотя не исключено, что именно благодаря Квинтилиану риторика выжила в более поздние эпохи.
Во-первых, именно Квинтилиан первым предложил понимание риторики как искусства хорошо говорить. Главная задача оратора, по Квинтилиану, не убеждать, а создавать прекрасное выражение для своих мыслей, делать из своей деятельности искусство, которое по достоинству может оценить только специалист. Риторика выходит за пределы общественной жизни, становится средством услаждения и тем самым сближается с художественной литературой (хотя Аристотель, например, чётко различал художественную литературу и риторику, посвятив им два разных трактата: «Поэтика» и «Риторика»).
Во-вторых, серьёзное внимание начинает уделяться изучению фигур мысли и фигур речи. И начиная с эпохи средневековья вплоть до XIX в., и даже в XX в. изучение образных речевых средств было едва ли не единственной активно развивающейся частью риторики.
В-третьих, при Квинтилиане риторика начала превращаться из активного средства общественной борьбы в школьную дисциплину. И если Цицерон полагал, что оратор по-настоящему формируется на форуме, то Квинтилиан предпочитал готовить ораторов в риторической школе.
В культурной жизни древних обществ риторика, как мы видим, играла важную роль. Риторика была обязательной дисциплиной при обучении детей: она, наряду с грамматикой и диалектикой (логикой), входила в состав тривия (trivium - трёхпутье) - набора обязательных дисциплин в начальном школьном образовании (кстати, отсюда - тривиальный).
6.1.2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ РИТОРИКА
В Средние века риторика сохраняет статус одного из компонентов тривия, заимствованного средневековьем у античности. Основным содержанием курса риторики было учение о жанрах речи, опиравшееся в основном на идеи античного поэта Горация; учение о стилях, которое было разработано Вергилием; а также учение о фигурах. В это время риторика ориентируется не на ораторские, а на художественные тексты.
Можно отметить следующие особенности средневековой риторики.
• На первое место выходит гомилетика - искусство церковной проповеди. Кроме гомилетики важную роль играет и академическое красноречие. Конфронтационное красноречие, тесно связанное с судебными разбирательствами и государственной деятельностью, отходит на второй план. При произнесении проповеди речь идёт, естественно, не о противостоящих точках зрения, здесь зачастую имеет место предписание.
• Продолжается разработка вопросов, связанных с разграничением тропов и фигур, а также с описанием их разновидностей. Поэзия средневековья активно использует эти образные средства.
• В Средние века в целом продолжается процесс «вырождения» риторики, которая из практически ориентированной дисциплины превращается в школьный предмет, оторванный от реальных нужд общения.
6.1.3. РИТОРИКА В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ
В эпоху Возрождения в культуре происходят очень важные изменения. В этот период христианство перестаёт быть ведущей идеологией; в сфере мысли, науки, искусства всё ощутимее стремление освободиться от религиозных догм. Если в античности в центре мира находилась природа, а в Средние века - Бог, то в период Возрождения на это место становится человек. В это время в риторике происходят следующие процессы.
• В период Возрождения приобретают новый статус н ациональные языки (в противовес латыни прежних времён), активно развивается публичная коммуникация, не связанная с академической и церковной сферой. Развитие экономики и культуры способствует активному развитию красноречия торгового, парламентского и судебного. Даже церковное общение начинает осуществляться не на латыни, а на национальных языках.
• Во времена Возрождения был создан целый ряд учебников по риторике, которые используются и в наши дни. В этот период риторика сближается с изучением поэтической, художественной речи. Негативный аспект этого сближения заключается в том, что риторика и художественная литература, используя одни и те же средства, делают это по-разному, т. е. в соответствии с теми законами, которым они подчиняются.
• В это время фактически заново создаются многие отрасли красноречия: риторика светской беседы, риторика портрета и пр. Местом формирования этих риторик были, как правило, светские салоны. Благодаря этому бурно развивается сфера культуры речи, что положительно сказалось на становлении национальных языков.
6.1.4. РИТОРИКА В НОВОЕ ВРЕМЯ
Новое время - это период, когда риторика в некоторых своих проявлениях (прежде всего, в изучении тропов и фигур) достигает максимального расцвета. В Новое время риторика окончательно превращается в дисциплину, сосредоточенную на красоте речи, т. е. на средствах повышения её изобразительности.
Риторика перестаёт восприниматься как особая эффективная наука. Именно в это время складывается представление о риторичности как о напыщенности и бессодержательности.
Уже в XVIII в. во многих европейских государствах риторика исключается из числа школьных дисциплин.Однако можно утверждать, что риторика всё же продолжала существовать и на протяжении XVII-XIX вв. В это время происходит деление риторики на общую и частную. Правила ведения и построения речи являются предметом общей риторики, тогда как описание и рекомендации к ведению речи в разных её видах - это предмет частной риторики. В этот период переживает свой расцвет церковное красноречие, активно развивается судебное, академическое и политическое красноречие. Среди ярких представителей последнего можно назвать Мирабо и Робеспьера.
Именно к Новому времени можно отнести формирование риторики в России. В 1617-1619 гг. появился первый оригинальный русский учебник митрополита Макария, в 1620 г. на русский язык была переведена «Риторика» Ф. Меланхтона. Задолго до этого был переведён трактат Г. Херобоска «Об образех». В 1706 г. появляется трактат Феофана Прокоповича «Об искусстве риторики». Кроме того, на русском языке было создано множество прекрасных проповедей.
В русской словесности деление на общую и частную риторику появляется в конце XVII в. Ещё в латинских риториках Киевской Духовной академии XVII в. записано, что существуют как частная, профессионально ориентированная риторика, так и общая, изучающая законы эффективной речи в различных сферах профессиональной деятельности, где особенно велика роль слова, т. е. в политике, педагогике, торговле, юриспруденции, дипломатии, медицине, журналистике и т. д.
Однако обучение ораторскому мастерству осуществлялось в основном в форме подражания образцам, риторическая теория была развита недостаточно.
Особый этап развития русской риторики связан с именем М.В. Ломоносова. В своём «Кратком руководстве к красноречию» (1747 г.) Ломоносов исходит из аристотелевского понимания риторики как искусства убеждения. Вслед за Аристотелем Ломоносов большое значение придаёт психологическим доводам.
В конце XVIII в. и несколько позже в России появляется большое количество новых учебников по риторике. Это «Опыт риторики» И.С. Рижского, «Правила высшего красноречия» М.М. Сперанского, «Общая риторика» и «Частная риторика» Н.Ф. Кошанского, «Исследование о риторике в её наукообразном содержании и в отношении, какое имеет она к общей теории слова и логики» К.П. Зеленецкого.
6.1.5. РИТОРИКА В XX в.
И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
В XX в. интерес к риторике возрастает. Происходит это во многом благодаря увеличению интереса к языку. Исследователи начинают отчётливо осознавать связь между языком и властью. Особенно это касается структуралистов и постструктуралистов (Р. Барт, М. Фуко, Ж. Лакан, К. Леви-Стросс). Заметный вклад в риторику внесли уже упоминавшийся Ролан Барт, Цветан Тодоров и Жерар Женнет. Бельгийскими учёными, принадлежащими к «Группе ц», создан знаменитый учебник «Общая риторика», переведённый на русский язык.
Интерес к риторике возрождается и в связи с аргументацией. Одним из наиболее ярких явлений XX в. в этом отношении стали работы ещё одного бельгийского исследователя - Х. Перельмана, который попытался в своих работах возродить аристотелевскую риторику и ввёл термин неориторика. Неориторика занимается поиском путей практического применения «влитых» в неё дисциплин, таких как логика, философия, герменевтика, этика, эстетика, психология, лингвистика текста, поэтика, теория аргументации. Неориторика - наука о правилах убедительной коммуникации. Следовательно, как наука об искусстве правильной речи с целью убеждения неориторика предполагает выявление механизма нюансирования воздействия.
К этому направлению риторических исследований можно отнести работы Стивена Талмина и многих других английских и американских исследователей.
В послереволюционной России риторика переживает непродолжительный расцвет. Во многом это связано с созданием Института живого слова, в котором достаточно большое внимание уделялось теории убеждающей речи и теории спора. Однако в силу того, что к риторике продолжает сохраняться отрицательное отношение, а особенности политического строя Советского Союза исключали развитие полемической коммуникации в общественной и политической сферах, место риторики занимают такие дисциплины, как ораторское искусство и культура речи, которые многое заимствуют из риторики.
За последние десятилетия в России происходит активное развитие риторики, что связано с политическими переменами, которые делают более востребованным искусство публичного доказательства. Появилось множество учебников и практических пособий по риторике с разной степенью новаторства и верности традициям излагающих наиболее важные положения этой дисциплины. Одним из таких учебников является «Риторика» Г.Г. Хазагерова и И.Б. Лобанова.
Таким образом, пройдя извилистый путь, риторика сохраняет и приумножает риторическое мастерство людей, на основе практических достижений развиваются риторические теории, в недрах риторических теорий вызревают новые науки, чтобы в конце концов образовать многомерное пространство, в котором риторическим знаниям и умениям отведена заметная роль.