<<
>>

2.2. НОРМА КАК ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Понятие эффективности речевого общения ориентировано прежде всего иа владение литературным языком.

Литературный язык - это основная разновидность национального языка, общий исторически сложившийся язык, универсальное для данного народа средство общения, носитель и выразитель его культуры, своего рода образцовый язык.

В литературный язык не входят такие разновидности национального языка, как диалекты, социолекты и просторечие.

Диалект - это территориальная разновидность национального языка.

«Социолектом называют совокупность языковых особенностей, присущих какой-либо социальной группе - профессиональной, сословной, возрастной и т. п.» (особенности речи школьников, студенческий сленг, профессиональный «язык» тех, кто работает на компьютерах и др.). «Эти образования обслуживают коммуникативные потребности социально ограниченных групп людей. Социолекты не представляют собой целостных систем коммуникации. Это именно особенности речи - в виде слов, словосочетаний, синтаксических конструкций» (Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика).

Просторечие - это речь необразованного и полуобразованного городского населения, не владеющего литературными нормами. Например, просторечными являются образования дожить, трамвай и

т.п.

В отличие от данных разновидностей национального языка, литературный язык характеризуется следующими чертами:

1) наддиалектной формой существования языка: сфера его бытования не связана с определенной территорией или социальной группой;

2) полифункциональностью: способен обслуживать все сферы деятельности за счет сложившейся системы функциональных стилей;

3) относительной устойчивостью, что связано с его письменной фиксацией;

4) наличием двух форм: книжно-литературной и разговорно­литературной;

5) развитой вариативностью и гибкостью;

6) иормироваииостью, причем норма в нем кодифицируется и сознательно культивируется.

Основной задачей культуры речи является изучение языковых норм на всех уровнях языка с целью активного воздействия на общественную языковую практику.

Порма - совокупность языковых средств и правил их употребления, принятая в данном обществе в данную эпоху.

В лингвистике термин «норма» используется в двух смыслах - широком и узком.

В широком смысле под нормой подразумевают традиционно и стихийно сложившиеся способы речи, отличающие ту или иную языковую разновидность (диалект, социолект, вариант литературного языка, стиля и т.д.) от других. В этом понимании норма близка к понятию узуса[II] и рассматривается как традиционное употребление той или иной языковой единицы. Так, применительно к территориальному диалекту нормой для севернорусских диалектов является оканье, а для южнорусских - аканье.

В узком смысле понимание нормы неразрывно связано с понятием литературного языка. С.И. Ожегов определяет норму литературного языка следующим образом: «Норма - это совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов» (цит. по: Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. С. 40). Диалекты и социолекты не подвергаются кодификации, и поэтому к ним неприменимо понятие нормы в узком смысле этого термина.

Литературная норма отличается рядом свойств.

1. Норма едина и общеобязательна для всех говорящих на данном языке. Единство и общеобязательность нормы проявляются в том, что представители разных социальных слоев и групп, составляющих данное общество, обязаны придерживаться традиционных способов языкового выражения, а также тех правил и предписаний, которые содержатся в грамматиках и словарях.

2. Норма консервативна и направлена на сохранение средств и правил их использования, накопленных в данном обществе предшествующими поколениями.

Консервативность нормы обеспечивает понятность языка для представителей разных поколений. Норма опирается на традиционные способы использования языка и настороженно относится к языковым новшествам.

3. Норма изменчива во времени: нормы меняются в результате изменения социальных условий, поэтому в тот или иной период развития литературного языка неизбежно существование старой и новой нормы. (Б.Н. Головин. Основы культуры речи). Норма меняется медленнее, чем развивается литературный язык в целом. Чем более развита литературная форма языка, чем лучше она обслуживает коммуникативные нужды общества, тем меньше она изменяется от поколения к поколению говорящих. Изменяться может нормативный статус не только отдельных слов, форм и конструкций, но и образцов речи. Например, так называемая старомосковская произносительная норма во второй половине XX в. была почти полностью вытеснена новой нормой, отражающей тенденцию к сближению устной и письменной речи.

4. Норме свойственна коммуникативная целесообразность - динамическое взаимодействие разных способов языкового выражения в зависимости от условий общения. Сосуществование в рамках единой нормы вариативных единиц обычно сопровождается процессом их смыслового, стилистического и функционального размежевания. Это дает возможность гибко использовать донускаемые нормой языковые средства в зависимости от целей и условий коммуникации (что и позволяет говорить о коммуникативной целесообразности нормы). Ср., например, формулы речевого этикета: Привет! Здравствуйте!

Норма является одновременно и лингвистической, и социальной категорией. Социальный аспект нормы проявляется не только в отборе и фиксации языковых явлений, но и в системе их оценок (правильно - неправильно, уместно - неуместно), причем эти оценки включают эстетический компонент (красиво - некрасиво). Это социальный регулятор речевой деятельности. (Л.И. Скворцов. Теоретические основы культуры речи). В процессе обновления нормы решающее значение имеет не только распространенность того или иного новшества, но и социальная среда, в которой это новшество получает распространение: чем выше «общественный вес» той или иной социальной группы, ее престиж в обществе, тем легче инициируемые ею языковые новшества получают распространение в других группах носителей языка.

Норма неоднородна по составу входящих в нее явлений. Ядро литературной нормы составляют стилистически нейтральные и, следовательно, наиболее широко употребляемые языковые явления, периферию - явления архаические и новые.

Признание нормативности языкового явления или факта основывается на трех признаках:

1) на соответствии структуре языка;

2) на массовой и регулярной воспроизводимости в процессе коммуникации;

3) на общественном одобрении и признании данного явления нормативным.

Наиболее эксплицитной и объективированной формой такого одобрения является кодификация, которая носит по отношению к норме главным образом ретроспективный характер, т.е. фиксирует уже сложившиеся в процессе общественной языковой практики явления. Кодификация (термин Б. Гавранека) - регистрация, фиксация фонетических, лексических и грамматических норм словарями, справочниками,

грамматиками и т.п.

Процесс нормализации необходим там и тогда, где и когда возникает вариантность языковых единиц и появляется проблема выбора с целью сохранения единообразия литературного языка.

Вариаитиость - это способность языка передавать одни и те же значения разными формами. Вариантность можно рассматривать как конкуренцию средств выражения. В результате этой конкуренции побеждают варианты, наиболее удобные и целесообразные для конкретных условий общения, т.е. конкуренция - это закономерное явление, продиктованное коммуникативной целесообразностью. Основная причина возникновения вариантов - языковые изменения, которые происходят под воздействием как внешних, так и внутренних причин.

Виешиие факторы:

• воздействие диалектов;

• воздействие социолектов (жаргоны, профессионализмы);

• социально-политические изменения в обществе (лексика);

• развитие науки и техники (лексика);

• международные контакты (взаимодействие с другими языками).

Внутренние факторы - законы развития языка (тенденции):

• тенденция к унификации (выравниванию) языковых форм (закон аналогии). Ср.: читать - читаю > махать - махаю (машу)',

• тенденция к языковой стабильности (закон языковой традиции) - искусственное сдерживание отдельных форм вопреки языковым процессам (валенок, чулок, но: носков).

• тенденция к экономии языковых средств (распространение аббревиатур, склонение аббревиатур вуз, СПИД, ОМОН).

Победа одного из вариантов - результат преобладания одной из тенденций: договора - победа тенденции к унификации; носков - тенденции к языковой стабильности.

Норма может соответствовать законам и тенденциям развития отдельных языковых форм и категорий. Например, склонение сложных числительных {более пятисот человек) - это не только требование нормы: склонение - обязательная категория для этой части речи (трудно представить себе форму более пять человек).

Норма может противоречить тенденциям развития языка. Такая норма постепенно расшатывается, появляются варианты, которые равноправно сосуществуют какое-то время, затем норма меняется. Например, договоры - договора, було[шн]ая - було[чн]ая и т.д.

Формирование и эволюция нормы обусловлены взаимодействием стихийных и сознательных процессов, причем для различных сторон языка соотношение стихийного и сознательного начал различно (орфография - преобладание сознательного).

Порма иротивоиоставлеиа системе, понимаемой как присущие тому или иному языку возможности выражения смыслов. Далеко не все из того, что «может» языковая система, «разрешается» языковой нормой. Например, система русского языка предусматривает образование форм первого лица единственного числа от всех глаголов, способных иметь личные формы; однако норма «не разрешает» образовывать форму 1-го лица от глаголов победить, убедить (победю - побежду, убедю - убежду) и «предписывает» обходиться описательными оборотами: сумею (смогу) победить (убедить), одержу победу и т.п.

Проблемы языковой нормы как функционального лингвосоциологического и конкретно-исторического понятия активно разрабатывали представители Пражской лингвистического кружка (В. Матезнус, Б. Трнка, Б. Гавранек, В. Скалнчка и др.). Они разграничили узус (речевой обычай) и литературный язык, а также «норму» (объективные правила) и кодификацию (научное описание и практическое закрепление этих правил).

Норма динамически соотносится с узусом (традицией употребления) и структурой литературного языка.

Успехи сознательной нормализации языка зависят от соблюдения следующих условий, сформулированных Пражским лингвистическим кружком:

1) стремление к стабилизации литературного языка не должно приводить к его нивелировке;

2) нормализация не должна углублять различий между устным и письменным языком;

3) нормализация должна сохранять варианты и не должна устранять

функциональные и стилистические различия, т.к. вариативность обеспечивает функционально-стилистическую дифференциацию

литературного языка.

Литературная норма может быть имиеративиой (строгой) - всеобщей, обязательной {алфавит, каталог} и дисиозитивиой (нестрогой) - донускающей варианты {одновременный - одновременный).

Норма действует на всех уровнях языка.

1. Фонетическая (орфоэпическая) норма - норма в произношении и ударении. Например, норма предполагает произнесение в первом предударном слоге на месте орфографического а или о в первом предударном слоге звука, близкого к [а] > [а] - [клровъ\. Нарушением данной нормы является, например, «поджатое аканье» - [къровъ], распространенное в уральских говорах.

2. Лексическая норма включает в себя два аспекта:

а) правильное употребление слова по значению. Пример нарушения лексической нормы: Пассажир обязан предъявить кондуктору купюру достоинством не более 10 руб. (Объявление в троллейбусе'). Слово предъявить имеет значение показать (предъявить документ)',

б) выбор стилистического варианта, соответствующего речевой ситуации. Пример нарушения лексической нормы: «Нам еще предстоят разборки с Международным Олимпийским Комитетом» (Выступление по телевидению председателя Национального Олимпийского комитета). Слово разборки является жаргонным, а потому неуместным для данной речевой ситуации.

3. Морфологическая норма - правильное образование форм различных частей речи. Примерами нарушения морфологической нормы может быть употребление таких форм, как крана, троса, торта, кекса (им. п. множ. ч. сущ. муж. рода); ляжъ, в стах метрах и т.д.

4. Синтаксическая норма - правильное построение словосочетаний и предложений. Неправильное построение словосочетаний: утверждать о том, диктует о том и т. д. Неправильное построение предложения не позволяет понять его смысл: «Соседка видела двух молодых людей, с которыми она распивала спиртные напитки, которые потом пошли к ней в гости» (Из телепередачи).

В своем развитии литературный язык чрезвычайно осторожно отбирает средства из других разновидностей национального языка - из диалектов, просторечия, жаргонов. Норма играет в этом процессе роль фильтра: она пронускает в литературное употребление все наиболее выразительное, коммуникативно необходимое и отсеивает все случайное, функционально излишнее. Эта селективная и одновременно охранительная функция нормы, ее консерватизм - несомненное благо для литературного языка. Это позволяет литературному языку служить связующим звеном между культурами разных поколений и разных слоев общества. Норма - это каркас, сохраняющий литературный язык.

Литература

1. Беликов В.И., Крысин Л.П. Социолингвистика. - М., 2000. - 439с.

2. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке: Учебное пособие. - М., 2001. - 304с.

3. Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М.,1988. - 320с.

4. Горбачевнч К.С. Изменение норм русского литературного языка. - Л., 1971.-270с.

5. Горбачевнч К.С. Вариантность слова и языковая норма - Л., 1978. -

338с.

6. Горбачевнч К.С. Дано ли нам предугадать? (О будущем русского языка) // Русистика. - Берлин, 1990, № 2. - С. 70-80.

7. Культура русской речи: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. - М., 1998, 2000.

8. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. - М., 1980. -

352с.

<< | >>
Источник: Воронцова Т.А.. Культура речи. Учебное пособие. - Ижевск,2011. - 141 с.. 2011

Еще по теме 2.2. НОРМА КАК ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ:

  1. 2.1. Понятие культуры речи
  2. 3-1. Характеристика понятия «культура речи»
  3. Тема  № 1. Культура речи как элемент общей и профессиональной культуры.
  4. Культура речи как языковая политика
  5. §14. Культура речи как наука. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи
  6. Тема 18. «Культура речи как наука»
  7. §1. Определение понятия «культура речи» и выделение его основных составляющих.
  8. ЧАСТЬ I. КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК РАЗДЕЛ ЛИНГВИСТИКИ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
  9. основные понятия культуры речи. Словарь трудностей русского языка.
  10. Понятия культуры речи. Нормативный, коммуникативный и этический аспект культуры речи.
  11. §1. Предмет и задачи культуры речи
  12. Речь, понятие, особенности, устн/письм речь. Культура речи