ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ

1. РЕДУКЦИЯ гласных звуков, т. е. количественное и качественное их сокращение в безударной позиции: гол — галы, цвет — [цвитной].

2. АКАНЬЕ — произношение звука, близкого к [а], на месте буквы О в безударных слогах: [ар'ол], [малако].

ЗАПОМНИТЕ: произношение [о] в безударном слоге

Только [о] произносится в словах боа, бомонд, какао, радио, ада­жио, трио, каприччио, вето, кредо, маэстро.

В ряде слов иноязычного происхождения на месте буквы О в пер­вом предударном слоге предпочтительно произношение гласного

[о] при допустимом [а]: бордо, досье, поэзия, поэт, рококо, фойе, фор­пост, шоссе, сонет, ноктюрн.

Произносительные варианты с [о] и [а] стилистически нетож­дественны: произношение с безударным гласным [о] характеризует высокий стиль, в то время как звук [а] в безударных слогах свойствен нейтральному, разговорному стилю.

Безударный гласный [о] нередко сохраняется в иноязычных соб­ственных именах: Оноре де Бальзак, Флобер, Мопассан, Золя, Роден, Шопен, Карузо, Джордано Бруно.

3. ИКАНЬЕ — произношение безударного [и] на месте Я и Е в пер­вом предударном слоге: [мисной], [лисной].

4. ЫКАНЬЕ — произношение безударного [ы] на месте А, Е и И по­сле Ж и Ш: [жысмин], [жыл'эт'], [лошыд'э].

5. Оглушение звонких согласных на конце слова и перед глухими со­гласными в начале и середине слова: [л'от] (лёд), [фхот] (вход).

6. Озвончение глухих согласных перед звонкими: [з]делать, про[з]ьба.

7. Произношение [г] как взрывного, а не как [х]: (кроме слов: [х]ос- поди, бо[х], а[х]а, о[х]о, мя[хк]ий, лё[хк]ий и т. п.).

8. Твёрдое произношение согласных Ш, Ж, Ц: [жы]знь, [шы]на,

[цэ]нтр.

9. Мягкое произношение согласных Ч, Щ: [ч'ащ'а], [ч'у]до,

[щ'а]вель.

10. Упрощенное произнесение групп согласных: со[нц]е (солнце), ле[сн]ица (лестница).

ЗАПОМНИТЕ: непроизносимые согласные На месте ндк и нтк произносится [нтк]: ирла[нтк]а, аспира[нтк]а,

студе[нтк]а, но в некоторых случаях выбор вариантов зависит от значения слова: голландка (печь) — голла[нк]а, голландка (житель­ница Голландии) — голла[нтк]а, шотландка (ткань) — шотла[нк]а, шотландка (жительница Шотландии) — шотла[нтк]а.

• В сочетаниях стк, здк обычно произносятся все три звука: бо- ро[стк]а (бороздка), пое[стк]а (поездка).

• В сочетаниях ркс, ргс допустимо двоякое произношение: петер-

бу[ркс]кий и петербу[рс]кий (петербургский).

• В сочетаниях нгт допустимо двоякое произношение: ва-

ши[нкт]онский и ваши[нт]онский (вашингтонский).

11. Для русского языка не свойственно твердое произношение со­гласных перед Е: тэ, рэ, мэ, нэ, дэ, но привычно мягкое произношение:

те, ре, ме, де: пе[р'э]мена, [м'э]л, [т'э]перь.

Когда русским языком заимствуется иностранное слово с твердым

сочетанием звуков, оно приспосабливается к фонетическому строю рус­ского языка и со временем чаще всего начинает произноситься мягко. Твердое или мягкое произношение данных сочетаний свидетельствует о степени усвоения данного слова русским языком. Например, раньше произносили му[зэ]й, к[рэ]м, пио[нэ]р, затем по мере усвоения языком данных слов словари зафиксировали возможное двоякое произноше­ние сочетаний — твёрдое и мягкое, а сейчас данные слова произносят­ся мягко, как и положено в русском языке. Та же участь ждёт большую часть других слов иностранного происхождения, которые появились в языке недавно.

12. Сочетание чн произносится как [шн] в словах: коне[чн]о, ску[шн]о, наро[чн]о, скворе[чн]ик, пустя[чн]ый и в женских отчествах на -ична: Фо-

мини[чн]а, Кузьмини[чн]а и т. п.

Произношение [шн] сохранилось в устойчивых словосочетаниях (фразеологизмах): копее[чн]ая душа; шапо[чн]ое знакомство, прийти к шапо[чн]ому разбору; старая пере[чн]ица; серде[чн]ый друг.

13. Сочетание чт произносится как [шт] в слове что и производных от него: [шт]о, [шт]о-то и т. д., кроме слова нечто.

14. В основе современного произношения лежит старомосковская норма, которую мы и сейчас можем наблюдать в речи некоторых дик­торов телевидения, артистов Малого драматического театра Москвы. Современная норма сложилась под влиянием написания и отражает закон развития языка — стремление к унификации.

Грамматическая форма Старомосковский вариант Современный вариант
Прилагательное, И.п., м.р. красн[ай], тонк[ай], терпк[ай] красный, тонкий, терпкий
Глагол, 3 л., ед.ч., 2 спр. леч[ут], смотр[ют] лечат, смотрят
Глагол и гл.
формы с суффиксом ся, сь
училс[а], кончила[с], улыбающийс[а] учился, кончилась, улыбающийся
Глаголы на к, г, х + ивать растя[гы]вать, запа[хы]вать растягивать, запахивать
Слова с чн, шн кори[шн]евай, сливо[шн]ик коричневый, сливочник
Некоторые слова с е под удар. после мяг. согл. утомленный, слезный утомлённый, слёзный
Слова с к, г на конце дру[х], ро[х] (ср. совр.: бог) дру[к], ро[к]
Мягкое произношение четве[р’к], ве[р'х], те[р'п]ит четве[рк], верх, терпит
Существительное дождь до[ш’щ] до[щщ], до[шт’]

15. Аббревиатуры произносятся так, как произносятся буквы, их со­ставляющие: РФ, МЧС, СССР: [эрэф], [эмчээс], [эсэсэсэр].

16. В некоторых словах гласный звук [о], обозначаемый на письме буквой ё, иногда ошибочно подменяют ударным гласным [е], и наобо­рот. Это происходит вследствие того, что в книгах, как правило, вместо буквы ё используется буква е.

ЗАПОМНИТЕ:

Буква Е

произносится как Е [э]

Буква Е

произносится как Ё [о]

Допустимы оба варианта
афера, аферист

бытие

гренадер

житие

забредший

иноплеменный

недоуменный

опека, опекун

оседлость, оседлый

приведший

Амёба

внесённый

внедрённый

безнадёжный

гравёр

дарёны

жёлоб, НО: желоба жёрнов, НО: жернова жёрдочка клёст

белёсый/белесый

манёвр/маневр

блёклый/блеклый

жёлчь/желчь

жёлчный/желчный

холеный/холёный

современный филистер, филистер­ский

ярем, яремный

осётр, НО: осетра,

осетровый

остриё

платёж

привёзший

свёкла

шёрстка

В некоторых случаях буквы Е или Ё используются для различения слов по смыслу: все — всё

дательный падеж — падёж скота;

истекший (о времени) — истёкший (о жидкости):

крестный ход — крёстный отец;

кричит, как оглашенный — приказ, оглашённый утром; совершенные пропорции — совершённый поступок; узнает — узнаёт

17.

В художественных и публицистических текстах с воздействующей

целью используются фонетические и графические фигуры (приёмы). Аллитерация — повтор согласных звуков: Жужжит жужелица, жуж­жит, да не кружится (скороговорка). Ассонанс — повтор гласных зву­ков: Тепла, тепла — да не лето, добра, добра — да не мать родна (русская

народная загадка). Акростих — стихотворение, в котором первые буквы строк образуют слово. Омограмма — повтор одинаковой буквы в начале

каждого слова: Пётр Петрович и Павел Павлович пошли прогуляться по парку. Палиндром — возможность чтения слева направо и справа нале­во: А роза упала на лапу Азора (А. Фет). Функции фонетических фигур связаны с эффектами звукоподражания и звукового символизма: час­тое повторение звука [у] ассоциируется с грустью; [а] — с открытостью, с чем-то хорошим; [р] — с радостью, активностью, иногда с агрессив­ностью и т. п.

18. В устной речи следует избегать неблагозвучных сочетаний, таких

как [вш], [вши], [овава] (сливового) и т. п. — следует меньше использо­вать причастных и деепричастных оборотов.

Практикум. Общее владение ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте следующие слова: 1) высоким стилем;

2) просторечным стилем; 3) нейтральным стилем:

Вообще, здравствуйте, неестественно, пожалуйста, пятьдесят, сколь­ко, человек, шестьдесят, майонез, бабушка, Александр Александрович,

Михаил Иванович, Мария Кузьминична, Дарья Ивановна, Анна Пав­ловна, Алексей Васильевич, Павел Владимирович, Екатерина Ильи­нична, Софья Константиновна.

ЗАДАНИЕ 2. Определите, как характеризует человека следующее произношение (записано в упрощенной звуковой транскрипции):

A) Ты чё? Скока те лет-та? Здрасьте, Сан Саныч! У тя чё? Пусь ся- дяца. Скока стоит?

Б) Ндравица, канстантиравать, кампраментиравать, пенсия (твер­дый [н]), ихний.

B) Молоко, корова, деревня, пойдём домой, хотити посмотреть,

совремённый, холёный, манёвр, пятак, пятнацать, шестой,

лошадей, носок; книха, хуси, хлядят; смяшат, ядва — ядва, ядин.

Г) Яичница, двоичник, что, здравствуйти.

Д) Крэм, пианэр, музэй; вьверьх, четьверьк; грешннивай па- мол, сливашнай крэм; вытиралса, баялса; распахавать; ходют,

слышут, дышут; вздрагываю, вышагываю; бокал, модэрн,

шерстка.

ЗАДАНИЕ 3*. Определите, на каких особенностях произношения основаны следующие дразнилки. Говор каких областей в них утриру­ется (записано в упрощенной звуковой транскрипции)?

1) У нас в Рязани пираги с глазами: их ядят, а ани глядят.

2) С Масквы с пасада с Калашнава ряда.

3) В Костроме на той стороне дрова гродом побило.

4) Кармилиц, пайдём в Гаврилиц Богу малица .

5) Наш заяч молодеч, испил цайку цашецку.

6) Дядя Хвёдор в хвартуке с хвонарём.

ЗАДАНИЕ 4. На какие особенности произношения обратили вни­мание поэты в следующих стихотворениях?

1) Сибирский говорок

Спроси попутчика:

— Бывает?

Тебе ответит он:

— Быват.

Ты скажешь:

— Дождик поливает.

Он согласится:

— Поливат.

В. Сидоров

2) Костромской говор

Всю жизнь я верен звуку «О» —

На то и костромич!

Он речи крепкое звено,

Призыв и древний клич.

И, говор предков сохранив,

Я берегу слова:

Посад, полома, кологрив, —

Покуда речь жива.

С. Марков

3) Псковский говорок

Псковом прохожу, развесив уши, —

Две старушки разговор ведут:

— Мой-то внук из армии «вернувши».

— А вот мой «попавши» в институт...

И шуршат, как камешки на море,

Как на речке в осень камыши,

Эти «ши» в народном разговоре —

Весело, занятно, от души.

В. Половников

ЗАДАНИЕ 5. Определите значение выделенных слов. В случае за­труднения обращайтесь к Толковому словарю В.И. Даля (см. зада­ние 4).

ЗАДАНИЕ 6. О чём свидетельствует следующая история? Знаете ли вы, кто такой В.И. Даль? Чем он знаменит?

Однажды В.И. Даль гулял с приятелем по саду, в котором плотники строили беседку. Один из рабочих нёс доску и поскользнулся.

— Ты что? — бросился к нему Даль.

— Ничего, — отвечал тот, отряхиваясь и бормоча что-то.

— Новгородский, — вслед ему определил Даль.

— Откуда Вы узнали? — спросил приятель.

— По говору.

— Но ведь это невозможно, — недоверчиво усмехнулся тот. Он ска­зал всего лишь два слова: «Ничего, скользко».

— Вы ошибаетесь, — возразил Даль. — Он сказал: «Ничего, склез- ко». — И крикнул плотнику: «Откуда ты, братец?»

— Новгородские мы, — послышалось в ответ.

ЗАДАНИЕ 7. Найдите в примерах из произведений А.И. Солжени­цына несоответствия орфоэпической норме. Определите, чем вызваны

подобные «ошибки».

1) — Слюшай, — спросил он в раздумье, — а шьто? Дэла по террору идут? Нэ прекращаются?

2) — И надо прэкратить санаторные условия в палитических тюрь­мах. Я слышал от Берии: в палитических тюрьмах до-сих-пор-есть

прадуктовые передачи? Да сколько жи раз вам объяснять?! Надо жи вам понять наконец...

3) — На-днях верну вам смэртную казнь, — задумчиво говорил он, глядя глубоко вперед, как бы в годы и годы. — Эт-та буыт харё- шая воспитательная мера.

4) Верно ты говоришь, — задумчиво сказал Сталин. В голосе его был перевес хрипов и шорохов над звонкими звуками. — Значит, ты можишь работать в госбезопасности. А вот мне говорят — нэт больше нэдовольных, все, кто голосуют на выборах за — всэ до­вольны. А? — Сталин усмехнулся. — Палитическая слепота! Враг притаился, голосует за, а он — нэ доволен!

5) Он стал носить устрашающий револьвер на бедре, сам выгонял из дому и отправлял с милицией, наголо без скарбу, кулаков и не кулаков, — кого нужно было по разнарядке.

6) Кнутом в ставенку:

— Покойники е? Выносьтэ.

И в следующую ставенку:

— Покойники е? Выносьтэ.

А скоро и так:

— Э! Чи тут е живы?

7) — Дмитрий Алексаныч, неужели такая сложность? Заказано было

в четверг.

ЗАДАНИЕ 8. Найдите в рассказах В. Белова, данных в Приложе­нии 2, примеры нарушений литературной нормы произношения. Для кого они характерны?

ЗАДАНИЕ 9. Найдите в художественных произведениях примеры нарушений литературной нормы произношения. Объясните их при­чину.

ЗАДАНИЕ 10. Приведите свои примеры просторечного и диалект­ного произношения, характерного для вашей местности.

ЗАДАНИЕ 11. Проанализируйте, к какому стилю относится ваше произношение. Характерно ли для вас диалектное и просторечное про­изношение?

ЗАДАНИЕ 12. Объясните, чем вызваны орфографические ошибки:

1) Оптека, овтовокзал, одминистрация; угурец, убезуметь, убезору-

жить, убжигаться; перог, белет; жалтеть, пясок, мягрень, няку- дышный.

2) Прозьба, зделать; умываца, смеяца; компьютор, педиатор, шим- панзэ; усно, власный, гиганский, дилетанский, доблесный, яст- венный, чуствовать.

ЗАДАНИЕ 13. Объясните, чем вызваны «орфографические ошибки»

в детском стихотворении.

Грустные вести

Пришло письмишко мне,

Гляжу — из лагеря от Мишки...

«Здесь чудный лук, и я лижу», —

Написано в письмишке.

Лук лижет?! Что за чудеса?

Наверно, шутит плут...

Читаю дальше:

«Здесь лиса, красивый, длинный прут...

На днях в лесу нашел я грусть и очень был доволен...» Нет, нет, не шутит он! Боюсь,

Мой друг серьёзно болен.

Вернётся, надо подлечить:

Заставить правила учить...

А. Шабаев

ЗАДАНИЕ 14. На какой орфоэпической особенности основана сле­дующая загадка-шутка?

Как правильно писать: заиц или заец?

ЗАДАНИЕ 15. Определите, в соответствии с какой орфоэпической нормой возможны следующие рифмы:

1) Я Вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то нежностью томим,

Я Вас любил так искренне, так нежно,

Как, дай Вам бог, любимой быть другим. А.С. Пушкин

2) Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет. И.А. Крылов

3) В степи мирской, печальной и безбрежной,

Таинственно пробились три ключа:

Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,

Кипит, бежит, сверкая и журча. А.С. Пушкин

4) Смотри, как запад разгорелся Вечерним заревом лучей,

Восток померкнувший оделся Холодной, сизой чешуей!

В вражде ль они между собою?

Иль солнце не одно для них И неподвижною средою Деля, не съединяет их?

Ф.И. Тютчев

5) И распростясь с тревогою житейской,

И кипарисной рощей заслонясь, —

Блаженной тенью, тенью элисейской,

Ф.И. Тютчев

Она заснула в добрый час.

6) И как с годами крепнет, пламенея,

Сок благородный виноградных лоз, —

И в кубок Ваш всё жарче и светлее Так вдохновение лилось.

Ф.И. Тютчев

7) Они узнают тот сиротский,

Северо-сизый, сорный дождь,

Тот горизонт горнозаводский Театров, башен, боен, почт...

Б.Л. Пастернак

8) Желоба коридоров иссякли,

Гул отхлынул и сплыл, и заглох.

У окна, опоздавши к спектаклю,

Вяжет вьюга из хлопьев чулок. Б.Л. Пастернак

9) С пустых лощин ползёт дугою тощей Сырой туман, курчаво свившись в мох,

И вечер, свесившись, над речкою полощет

Водою белой пальцы синих ног. С.А. Есенин

10) Вот тебе бог, а вот тебе порог. Поговорка

11) Над синевою подмосковных рощ

Накрапывает подмосковный дождь. М.И. Цветаева

12) Дай отдохнуть на уступе скалы!

Дай расколоть это зеркало мглы!

Чтобы лохматые тролли, визжа,

Вниз ворвались, как потоки дождя. А.А. Блок

13) И моют светлые дожди Его запекшуюся рану...

Холодный, белый, подожди,

Я тоже мраморною стану. А.А. Ахматова

ЗАДАНИЕ 16. Найдите орфоэпические архаизмы. Дайте современ­ный вариант произношения.

1) Сейчас я шёл к тебе.

Нёс кое-что тебе я показать;

Но, проходя перед трактиром, вдруг Услышал скрыпку... Нет, мой друг Сальери!

Смешнее отроду ты ничего

Не слыхивал... Слепой скрыпач в трактире

Разыгрывал voi che sapete... А.С. Пушкин

2) Ему нет горше укоризны...

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь...

Иди и гибни безупрёчно.

Умрёшь не даром... дело прочно,

Когда под ним струится кровь. Н.А. Некрасов

3) Узнает весь бульварный маскерад. М.Ю. Лермонтов

4) Пульхерия Ивановна была несколько сурьёзна, почти никогда не

смеялась. Н.В. Гоголь

5) В это мгновение вошел в гостиную человек среднего роста, оде­

тый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и ла­кированные полусапожки. И.С. Тургенев

6) По имени Владимир Ленской,

С душою прямо геттингентской, Красавец, в полном цвете лет, Поклонник Канта и поэт.

А.С. Пушкин
7) Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом...

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?...

М.Ю. Лермонтов
8) За то завидных женихов

Ей шлет Украйна и Россия.

А.С. Пушкин
9) И утром след осьми подков

Был виден на росе лугов.

А.С. Пушкин
10) Всё украшало кабинет

Философа в осьмнадцать лет.

А.С. Пушкин

ЗАДАНИЕ 17. Приведите примеры рифм, основанных на разных вариантах произношения.

ЗАДАНИЕ 18. Определите, в соответствии с каким правилом нужно произносить:

Жылеть (жалеть), к сожылению, пожылей, ржыной (ржаной), жыкет

(жакет), жысмин (жасмин), лошыдей, лошыдям (лошадь), двадцыти, тридцыти (двадцать и тридцать), жылтеть, шыптать, цына.

ЗАДАНИЕ 19*. Используя орфоэпический словарь, распределите слова в 3 группы в зависимости от современной нормы произноше­ния ЧН:

ЧН ШН ЧН/ШН

Брусничный, брусничник, булавочный, булочная, взяточница, гор­ничная, горчичник, гречневый, двоечник, девичник, конечно, копееч­ный, коричневый, лавочник, лоточник, молочница, молочный, нароч­но, нечто, очечник, перечный, перечница, полуночник, подсвечник, порядочный, прачечная, пряничный, пустячный, сказочный, скучно,

спичечный, стрелочник, убыточный, что, яблочный, яичница, яичный,

Ильинична, Кузьминична, Никитична.

ЗАДАНИЕ 20. Объясните, благодаря чему возникли варианты про­изношения (Задание 19).

ЗАДАНИЕ 21*. Используя орфоэпический словарь, распределите слова в 3 группы в зависимости от современной нормы произноше­ния:

мягкий согласный твёрдый согласный оба варианта

Альтернатива, аннексия, артезианский, асептика, бандероль, биз­нес, брудершафт, бутерброд, ватерлиния, велотрек, гипотеза, гротеск,

дебаты, дебют, дегустация, декан, декольте, демагог, детектив, демарш, дельта, депо, идентичный, индекс, кашне, кларнет, кодекс, компетент­ный, компьютер, кузен, кюре, менеджер, модель, модерн, модерниза­ция, нейтрон, панель, партер, полонез, потенциал, протекция, пюре, регби, реглан, рейд, рейсфедер, сервиз, сессия, синтез, сонет, страте­гия, тезис, темп, тенденция, тест, термин, терракотовый, территория, терраса, тернистый, террор, федеральный, форель, шедевр, шинель, штемпель, штепсель, экземпляр, экспресс.

ЗАДАНИЕ 22. Объясните, благодаря чему возникли варианты про­изношения (Задание 21).

ЗАДАНИЕ 23. Правильно прочитайте слова, определите, по какому принципу они объединены в группы:

1) Боа, вето, какао, каприччио, капучино, кредо, маэстро, оазис, радио, трио, соло.

2) Бокал, болеро, бомонд, досье, жокей, коммюнике, консервы, кот­тедж, модель, модерн, ноктюрн, поэзия, рококо, соната, сонет, тоннель, фойе, форпост, шоссе.

3) Антонио Вивальди, Бодлер, Вольтер, Гюго, Джордано Бруно,

Жолио Кюри, Жорез, Золя, Карузо, Марко Поло, Микеландже­ло, Моне, Монферран, Мопассан, Морис Торез, Отелло, Оноре де Бальзак, Отто Шмидт, Пауло Коэльо, Пальмиро Тольятти, Роден, Фидель Кастро.

4) Командир, конспект, костюм, прогресс, роман, рояль, хоккей, шоколад.

ЗАДАНИЕ 24*. Правильно прочитайте слова. Определите, по какому

принципу они объединены в группы:

1) Акушер, афера, блеф, бытие, гренадер, зев, недоуменный, одно­временный, опека, оседлость, отцветший, помпезный, свеколь­ник, современный, хребет.

2) Амеба, гравер, клест, одноименный, осетр, платежеспособный,

привезший, повлекший, свекла, шерстка, поблекший, разнопле­менный, разноперый.

3) Белесый, блеклый, безнадежный, маневр, желчь, желчный.

ЗАДАНИЕ 25. Придумайте предложения со следующими парами слов:

Крестный — крёстный; оглашенный — оглашённый; совершен­ный — совершённый; узнает — узнаёт.

ЗАДАНИЕ 26* (контрольное). Правильно прочитайте следующие сло­ва. При затруднении обращайтесь к орфоэпическому словарю.

Афера, блеклый, боа, бомонд, булавочный, булочная, вашингтон­ский, горничная, горчичник, девятнадцатый, дезинформация, жел­теть, идентичный, к сожалению, компетентный, компьютер, коттедж, модерн, недоуменный, оседлый, осетр, осетровый, петербургский, по­тенциал, принесший, протекция, разноплеменный, свекла, троечник, Клод Моне, Пауло Коэльо, Роден.

ЗАДАНИЕ 27. Отгадайте акростическую загадку, написанную по­этом Ю. Нелединским-Мелецким (1752—1828):

Довольно именем известна я своим;

Равно клянётся плут и непорочный им,

Утехой в бедствиях всего бывало боле,

Жизнь сладостней при мне и в самой лучшей доле. Блаженству чистых душ могу служить одна,

А меж злодеями — не быть я создана.

ЗАДАНИЕ 28. Выразительно прочитайте отрывки из стихотворений.

Определите приём и цель его использования. Найдите свои примеры использования данного приёма в художественных произведениях.

1) Сверчки свистели и трещали,

И прелесть жизни обещали. В.В. Хлебников

2) Полночной порою
В глубокой тиши
Чуть слышно, бесшумно
Шуршат камыши. К.Д. Бальмонт
3) Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.

Близко буря. В берег бьётся Чуждый чарам чёрный чёлн.

4) Бой барабанный, крики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон...

5) Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

6) Я живу, как кукушка в часах,

Не завидую птицам в лесах, Заведут — и кукую.

Знаешь, долю такую Лишь врагу

Пожелать я могу.

К.Д. Бальмонт А.С. Пушкин

А.С. Пушкин

А.А. Ахматова

ЗАДАНИЕ 29. Назовите приём, который здесь используется. Най­дите свои примеры использования данного приёма в художественных произведениях.

Кони, топот, инок,

Но не речь, а черен он.

Идем, молод, долом меди.

Чин зван мечем навзничь.

Голод, чем меч долог?

Пал, а норов худ и дух ворона лап.

А что? Я лов? Воля отча!

Яд, яд, дядя!

Иди, иди!

Мороз в узел, лезу взором.

Солов зов, воз волос.

Колесо. Жалко поклаж. Оселок.

Сани, плот и воз, зов и толп и нас.

Горд дох, ход дрог.

И лежу. Ужели?

Зол, гол лог лоз.

И к вам и трем смерти мавки.

В.В. Хлебников

ЗАДАНИЕ 29. Приведите свои примеры палиндрома.

<< | >>
Источник: Орлова Е.В.. Русский язык и культура речи для медицинских вузов / Е.В. Орлова. — Ростов н/Д,2011. — 462, [1] с.. 2011

Еще по теме ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ ЯЗЫКЕ: