ФОНЕТИЧЕСКИЙ звуко-буквенный разбор слов онлайн
 <<
>>

ОРФОЭПИЯ. ОРФОЭПИЧЕСКАЯ НОРМА. ОСНОВНЫЕ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Не зная орфоэпии Во всём великолепии,

Не ощутишь её волшебных чар.

Жизнь кажется кошмаром,

Когда одним ударом

Не то, что нужно, ставят под удар.

Возил не шофер, а шофёр Не фарфор, а фарфор.

Был оглашён не прйговор - Судебный приговоор.

Ушёл шофёр на многие Не лйета, а летйа,

И дверь за ним не зйаперта Была, а запертйа.

Ошибка в ударении Граничит с преступлением,

Пускай запомнит млад и стар.

Ни молодым, ни старым

Нельзя одним ударом

Не то, что нужно, ставить под удар.

Строгал не стйоляр, а столйяр,

Но дйоску — не доскйу.

И слушал в одиночестве не «тйоску», а тоскйу. Ушел столйяр на многие Не лйета, а летйа.

И дверь за ним не зйаперта Была, а запертйа.

Ф. Кривин. «Песенка об орфоэпии»

ОРФОЭПИЯ (греч. orthos — правильный, epos — речь)— наука о пра­вилах нормативного литературного произношения.

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ — совокупность норм произноше­ния звуков и ударения и правила их использования. Нормы ударения называются также акцентологическими нормами.

СТИЛИ ПРОИЗНОШЕНИЯ

В рамках литературной нормы различают нейтральный и высокий стили произношения.

Нейтральный стиль. Используется в обычной обстановке, общение

идёт в среднем темпе. Он отличается менее отчетливым произношением

и более сильным сокращением (редукцией) звуков.

Высокий (полный) стиль. Используется в торжественных случаях, в процессе ораторского выступления, для него характерен медленный темп, тщательное проговаривание звуков, эмоциональность. Высокий стиль используется в официальном общении, дикторами на радио и те­левидении. Владение высоким стилем произношения — обязательное условие ораторского мастерства.

За пределами литературной нормы находятся сниженные: простореч­ный и диалектный — стили произношения.

Для сниженного (просторечного и диалектного) произношения ха­рактерны небрежная речь, убыстренный или, наоборот, замедленный, напевный темп произношения, а также:

• непроизнесение безударных гласных: провлка, схватвать, пугви- ца, чек (человек);

• произнесение одного звука вместо удвоенных гласных звуков:

сапща, ваще, вабраженье;

• сокращение согласных звуков и сочетаний звуков: чё, щас, хошь,

Сан Саныч, у тя;

• замена одних звуков другими: буйит (будет), расчасывать, танца-

вать, броюца (бреются), цалавать, землянига;

• хэканье: хде (где), хуси (гуси);

• цоканье: цаста (часто), цай (чай), целыш (челыш);

• твердое произношение согласных ч и щ: шшавель, чыста (чисто);

• оканье, уканье, яканье: молоко, убезьяна (обезьяна), ядин (один), жалток (желток);

• подчеркнутое аканье и иканье, разговор «свысока» (по В. Далю): нидаглижу (не догляжу), диривенскай (деревенский);

• напевность мелодики, затянутые концы слов и т. п.

<< | >>
Источник: Орлова Е.В.. Русский язык и культура речи для медицинских вузов / Е.В. Орлова. — Ростов н/Д,2011. — 462, [1] с.. 2011

Еще по теме ОРФОЭПИЯ. ОРФОЭПИЧЕСКАЯ НОРМА. ОСНОВНЫЕ ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ: