<<
>>

Социально-бытовое красноречие

это юбилейная, или похвальная, речь,

застольное слово, или тост, а также надгробная, или поминальная, речь. Оно

отражает определенные общественные отношения, представляя вместе с тем

известные явления быта и давно сложившиеся обычаи, народные традиции.

Юбилейная, или похвальная, речь бывает двух подвидов: посвященная

какой-либо знаменательной дате, юбилею предприятия или организации и речь,

произносимая в честь отдельной заслуженной перед обществом личности. И та и

другая речи носят праздничный характер, всегда торжественны. Вместе с тем

они имеют в определенной степени подытоживающий характер. Бывает, правда,

что юбилейная речь, посвященная празднику организации, в особенности

коммерческой, носит и чисто деловой характер.

Иное дело – выступление, посвященное отдельной личности, например в

связи с ее 70-летием со дня рождения и 50-летием научной, художественной

или другой деятельности. Такие, как пропило, короткие речи, произносимые в

полуторжественной и дружеской атмосфере, неизменно похвального характера.

Они выражают уважение и почет юбиляру, исполнены добрых чувств и хороших

пожеланий ему, В таких речах главным достоинством становится шутка, юмор,

меткая характеристика юбиляра, воспоминания о важных фактах его жизни. Они

нередко сочетаются с чтением адресов, дружеских коллективных писем н даже

специально написанных стихов. Особенно хорошо воспринимаются речи

экспромтные, импровизированные. И, наоборот, вызывают чувство досады

юбилейные речи, заранее написанные или выученные. Хорошо, если юбилейное

слово, произносимое в адрес заслуженного деятеля искусств, сопровождается

шуточными импровизациями, инсценированными (в костюмах и даже декорациях)

коллективными выступлениями артистов, сольным пением, а порою и балетным

номером. В них красноречие органически сочетается с разными видами

искусства, становясь частью художественного представления.

Застольная речь – тост также делится на два подвида. Это слово,

произносимое на официальных, в особенности дипломатических, приемах.

Исполненная известной приподнятости, а нередко и дружеских чувств, такая

речь носит деловой и политический характер и редко отличается от социально-

политического красноречия.

Иное дело тост – часть фольклора, многовековое народное творение. В

нем вполне допустимы даже некоторые похвальные преувеличения в оценках,

уместны славословия, но тосту противопоказана какая бы то ни было

критическая нота. Сердечные чувства, пожелания здоровья, добра и успехов во

всем неизменно определяют интонацию такой застольной речи, являются ее

атрибутом.

Надгробная, или поминальная речь, посвященная ушедшему из жизни,

всегда носит оценочный характер. Исполненная печали, а порою трагедийной

интонации, такая речь всегда впечатляюща. В слове об ушедшем, как говорится

в народе, принято «добром поминать». В старину у многих народов существовал

обычай нанимать плакальщиц, чтобы как можно ярче выразить скорбь.

Этот древний обычай затем уступил во многих странах место слову, речи

об усопшем. Всякое надгробное слово не только выражает печаль, но и

содержит краткую характеристику скончавшегося человека, его свершений.

Такие речи обязательно произносятся в тех случаях, когда скончавшийся

оставил заметный след б общественной жизни, в науке, технике, искусстве

своим трудолюбием и талантом. Слово, сказанное над гробом гениального

человека, причем сказанное его верным другом факт. сам по себе

значительный, чтобы оказать сильное эмоциональное воздействие на его

слушателей и даже читателей. Причем сила эмоционального воздействия

публичного слова нередко определяется как его объектом н конкретной

ситуацией, так и тем, кто и как говорит.

Важнейшим средством коммуникации является слово. «Словом можно убить – и оживить, ранить – и излечить, посеять сомнение и безнадежность – и одухотворить», - писал талантливый педагог В. А. Сухомлинский.

Умение компетентно и плодотворно обсуждать жизненно важные проблемы, доказывать и убеждать, аргументировано отстаивать свою точку зрения и опровергать мнение оппонента, есть владение полемическим мастерством, которое должно стать обязательным качеством каждого образованного человека.

Происхождение термина полемика (от древнегреч. слова polemikos) означает воинственный, враждебно настроенный.

Полемика – это не просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Цель полемики – надо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

Общим для всех значений слова спор является наличие разногласий, отсутствие единого мнения, противоборство.

В зависимости от цели можно выделить следующие виды споров:

Спор из-за истины,

Для убеждения кого-либо,

Спор ради спора,

Спор для победы.

Задачей спора может стать и убеждение оппонента. При этом выделяют два момента. Спорящий убеждает противника в том, в чем сам глубоко убежден. Но иногда он уверяет потому, что так «надо» по долгу службы, в силу каких-либо обстоятельств.

Так же целью спора бывает победа. Причем одни полемисты, считают, что отстаивают правое дело, защищают общественные интересы. Они убеждены в своей правоте и до конца отстаивают свои позиции. Другим победа нужна для самоутверждения. Следовательно, им очень важны успех в споре, высокая оценка окружающих, признание своих интеллектуальных способностей, ораторских данных, слава непобедимого полемиста.

Часто так же встречается спор ради спора. Это своего рода «искусство для искусства», «спорт». Для таких спорщиков безразлично, о чем спорить, с кем спорить, зачем спорить. Им важно блеснуть красноречием, доказать, что белое, – черное, а черное, – белое.

Большое значение умению спорить, отстаивать свои позиции придавалось в
Древней Греции. Античные мыслители первые обратили внимание на то, что спор играет важную роль для выяснения истины. Из древнейших времен до нас дошел афоризм: «Истина рождается в споре». Многие известные ученые того времени работали в области полемического искусства. Такие как Сократ, Протагор,
Аристотель и другие.

Большое внимание спору уделялось и в Древней Индии. Это было связанно с потребностями общественной жизни, а так же с развитием логики и философии.

Поведение в споре зависит от того, с каким противником приходиться иметь дело. Если это сильный противник, то есть человек компетентный, хорошо знающий предмет спора, уверенный в себе, то мы более собраны, напряжены, больше готовы к обороне. Со слабым противником, недостаточно разбирающимся в предмете обсуждения, нерешительным, застенчивым, не имеющим опыта в спорах, мы ведем себя по-иному. Требуем пояснений, что бы убедиться, не случайно ли он оказался прав, ставим под сомнения его высказывания. Чувствуем в себе больше уверенности, независимости, решительности.

Интересно спорить с противником, который равен тебе по уму, знаниям образованию.

Одним из важных требований культуры спора является уважение оппонентов друг к другу. К сожалению, это требование часто нарушается. Нередко участники дискуссии, полемики нетерпимо относятся к людям, которые придерживаются иных взглядов, стоят на других позициях.

Не рекомендуется горячиться в споре. У хладнокровного человека явные преимущества: его мысль работает ясно и спокойно. В возбужденном состоянии трудно анализировать позицию оппонента, подбирать нужные доводы.

Наиболее действенным методом считается опровержение ложного тезиса фактами. Менее эффективным способом опровержения является критика доводов. Однако нельзя отвергать чужих аргументов без доказательства их несостоятельности. Важную роль в полемике играет такой метод, как опровержение демонстрации, то есть выявление того, что тезис не вытекает из аргументов. Задача состоит в том, что бы проанализировать ход рассуждения оппонента и показать отсутствие логической связи в его изложении.

Эффективным средством считается применение юмора, иронии, сарказма.

Довольно часто в дискуссиях применяется «возвратный удар», или прием бумеранга. Это слово означает метательное орудие, при искусном броске возвращающиеся к тому месту, откуда он было пущено. Полемический прием заключается в том, что тезис или аргумент обращается против тех, кто его высказал. При этом сила удара увеличивается во много раз. Поражение противника становится очевидным для всех слушателей.

<< | >>
Источник: Стилистика и культура речи. Ответы к экзамену. 2017

Еще по теме Социально-бытовое красноречие:

  1. Очерк 4. Социальные конструкты и образы повседневности в «Житии Феодосия»
  2. Понятие об ораторском искусстве
  3. Тема № 4. Культура публичной  речи
  4. Судебное красноречие
  5. §8. Публичная речь: понятие, композиция, аргументация
  6. Проверочный тест № 3. «Виды красноречия»
  7. ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИ
  8. О СВЯЗИ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА И СТИЛЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  9. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
  10. 51, Ораторская речь, роды, виды, подготовка
  11. 51 Ораторская речь. Роли и виды ОР. Оценка современного политическо-ораторского искусства.
  12. Нахождение или изобретение материала речи или текста (inventio).
  13. Социально-политическое красноречие
  14. Социально-бытовое красноречие
  15. 11. Риторика. Понятие красноречия
  16. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория.
  17. V.8. Роды и виды красноречия