<<
>>

6. Структуралистическая концепция культуры

Аналогичное Юнгу понимание основ культуры имеется в работах таких современных философов, как Ж. Деррида, Ж. Лакан, К. Леви Стросс, М. Фуко,

Б. Барт и др. Всех вместе этих философов называют структурали-стами, поскольку, занятые поисками единой основы культуры, они «открыли» «формы», в которых осуществляется творческая деятельность человека.

Эти формы они назвали структурами, обозначив данным понятием совокупность устойчивых отношений, регулирующих всю духовно-творческую деятельность человека.

Эти универсальные структуры выявляются при изучении мифов, с интерпретацией бессознательного с точки зрения его текстуального характера, укорененного в языке.

М. Фуко (1926-1984) занимался изучением и поиском скрытых связей между идеями, обычаями и отношениями власти. Р. Барт (19151960) подверг критике устоявшиеся мнения в литературоведении, рассматривая теорию текста как производительность языка и порождение смысла. Каждый из структуралистов стремился определить универсальную структуру человеческой культуры.

На базе работ структуралистов появились работы таких мыслителей, как Ж. Делез и Ф. Гвттари, называемых постструктуралистами. Они создали понятие «ризома», являющееся метафорой современной культуры с ее отрицанием упорядоченности и синхронности. Другим понятием - децентрация - постструктуралисты обозначили отказ от этноцентризма в пользу равноправия культур, внимания к «другому». Вопросы для контроля:

Изложите кратко взгляды Н.А. Бердяева на культуру.

Объясните концепцию кризиса культуры О. Шпенглера.

Сравните символическую и феноменологическую концепции культуры.

Как объяснял происхождение культуры и антикультуры К.Г.Юнг?

Как вы понимаете структуралистическую концепцию?

<< | >>
Источник: Ильина Е.А., Буров М.Е.. Культурология: Конспект лекций. - М.; МИЭМП,2005. – 104 стр.. 2005

Еще по теме 6. Структуралистическая концепция культуры:

  1. 6. Структуралистическая концепция культуры
  2.   КАРТЕЗИАНСТВО В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  3. Структуралистическая концепция развития
  4. Картезианство в истории философии
  5. 1.2. Традиционные направления изучения теонимики