Логика трансцендентальной диалектики
В гегелевской философии положительная диалектика только-только обрела себя, но в связи со спецификой философии Гегеля, ее связанностью с Абсолютной идеей была сакрализована и потому так и не стала способом осознанного, отрефлексированно- го применения в ее абсолютном выражении. Ее суть, которая относилась только к мыслительной способности, персонифицировала Абсолютная идея. В этом направлении диалектика почти не нашла возможного продолжения, а там, где такое продолжение имело место, содержание диалектики либо вовсе изменялось, либо она возвращалась к прежнему, докантовскому состоянию, либо находила плоское, однобокое развитие. Таким образом, диалектика мышления Гегеля, из которого могла родиться полноценная диалектика мыслительной способности человека, превратилась в диалектику либо материальных, либо идеальных вещей.
Категориальный аппарат разума - трансценденталии, они составляют ту категориальную сетку, которую использует положительная диалектика для высшей рефлексии мышления и обеспечения возможности бесконечного развития.