§ 4. Теоретическое несовершенство отдельных наук
Из повседневного опыта мы знаем, что художник, искусно обрабатывая свой материал или высказывая решительные и зачастую верные суждения о ценности произведений своего искусства, лишь в исключительных случаях исходит из теоретического знания законов, предписывающих ходу практической деятельности ее направление и порядок и вместе с тем определяющих мерила ценности, согласно которым испытывается совершенство или несовершенство законченного произведения.
Художник-тво- рец по большей части не способен дать нам надлежащие сведения о принципах своего искусства. Он творит, не согласовываясь с принципами, и оценивает, не согласовываясь с ними. В своем творчестве художник следует внутреннему побуждению своих гармонически развитых сил, в суждении — своему тонко развитому художественному чутью и такту. Но так обстоит дело не только в изящных искусствах — мысль о которых напрашивается здесь прежде всего, — но и в искусствах вообще, беря это слово в самом обширном его значении. Это применимо, следовательно, также к научному творчеству и к теоретической оценке его результатов — научного обоснования фактов, законов, теорий. Даже математик, физик, астроном для выполнения наиболее значительных своих научных работ также не нуждается в постижении последних основ своей деятельности. И хотя полученные результаты обладают для него и других значением разумного убеждения, он все же не может утверждать, что всюду выяснил последние предпосылки своих умозаключений и исследовал принципы, на которых основывается правильность его методов. Но с этим связано несовершенное состояние всех наук. Мы говорим здесь не о простой неполноте научного познания истин данной области, а о недостатке внутренней ясности и рациональности, — качеств, которых мы вправе требовать независимо от степени развития науки. В этом отношении и математика, обогнавшая все науки, не может притязать на исключительное положение. Нередко она считается идеалом науки вообще; но насколько ее действительное состояние не соответствует этому мнению, показы-вают старые и все еще не решенньЯСПОрЬ1 0б основах геометрии и правомерных основаниях методашНимых величин. Те самые исследователи, которые с неподражаемым мастерством применяют замечательные методы математикщи изобретают новые методы, часто оказываются совершенно не в состоянии дать удовлетвори- 5 тельный ответ о логической правильности этих методов и о пределах их правомерного применения. Хотя науки развивались, несмотря на эти недостатки, и дали нам такое господство над природой, о котором прежде нельзя было и мечтать, все же они не могут удовлетворить нас в теоретическом отношении. Это — не 10 кристально ясные теории, в которых функции всех понятий и положений были бы совершенно понятны, все посылки были бы точно проанализированы и где, следовательно, общий результат стоял бы вне всяких теоретических сомнений.
15