§ 3. Спорные вопросы. Предстоящий путь 40 исследования
Традиционные спорные вопросы, связанные с отграничением логики,таковы:
1. Представляет ли собой логика теоретическую или практическую дисциплину (некое «практическое руководство» (Kunstlehre))?
1 переход В другой род (греч.).
— Прим. ред.
- Является ли она наукой, независимой от других наук, в особенности от психологии или метасШзикир
- Есть ли она формальная дисшшлина или, как принято выражаться, имеет ли она дело «толыЖ с формой познания » или же должна считаться также с его «материей»?
- Имеет ли она характер дисциплины априорной и демонстративной[3] или же дисциплины эмпирической и индуктивной?
Все эти спорные вопросы так тесно связаны между собой, что позиция, занятая в одном из них, обусловливает, по крайней мере до известной степени, позицию в других вопросах или фактически влияет на нее. Направлений тут, собственно говоря, всего два. Логика есть теоретическая, независимая от психологии, вместе с тем формальная и демонстративная дисциплина — говорят одни. Другие считают ее зависимым от психологии практическим руководством, чем естественно исключается понимание ее как формальной и демонстративной дисциплины в смысле арифметики, которая имеет образцовое значение для противоположного направления.
Наша задача — не столько разбираться в этих традиционных разногласиях, сколько выяснить отражающиеся в них принципиальные противоречия и в конечном счете определить существенные цели чистой логики. Поэтому мы будем придерживаться следующего пути: мы возьмем исходной точкой почти общепринятое в настоящее время определение логики в качестве практического руководства и зафиксируем его смысл и правомерность. Сюда примыкает, естественно, вопрос о теоретических основах этой дисциплины и в особенности об отношении ее к психологии. По существу этот вопрос совпадает, если не целиком, то в главной своей части, с кардинальным вопросом теории познания, касающимся объективности познания. Результатом нашего исследования является выделение новой и чисто теоретической науки, которая образует важнейшую основу всякого практического руководства в научном познании и носит характер априорной и чисто демонстративной науки. Это и есть та наука, которую имели в виду Кант и другие представители «формальной» или «чистой» логики, но которую они неправильно понимали и определяли со стороны ее содержания и объема. Конечным итогом этих размышлений служит ясно намеченная идея о существенном содержании спорной дисциплины, чем непосредственно определяется ясная позиция в отношении поставленных здесь спорных вопросов.