Итог феноменологической характеристики с точки зрения абстрактно-логического знания
Первый и, может быть, труднейший этап нашего исследования пройден. Теперь остаются лишь конструктивно-диалектические трудности, которые как ни велики, но все же пользуются уже готовым феноменологическим созерцанием.
Труднее всего перейти от обычного научного опыта к музыкальному, а уж все остальное - второстепенной трудности, хотя и столь же первостепенной важности для эстетики. Прежде чем приняться за это новое, уже чисто диалектическое построение понятия музыки, подведем итог пройденному пути.1. Абстрактно-логическое, рассудочное знание существует в силу закона основания, требующего абсолютной раздельности и дискретности всяких А и В и их внешней механической связанности.
2. Чтобы перейти от такого знания и бытия к музыкальному знанию и бытию, необходимо произвести редукцию самого закона основания, пользуясь основным законом и господствующей здесь модификацией, сводящимися к тому, что вместо прежнего берется закон слитости и взаимопроникнутости, приводящий к новой системе категорий и основоположений.
3. Получается: 1. по категории пространства
- основоположение слитости и взаимо-
проникнутости внеположных частей; 2. по
категории времени - основоположение неоднородной слитости и взаимопроникнутости последовательных частей, или моментов; 3. по категории причинности - основоположение самопротивоборства; 4. по категории действования - основоположение субъектобъектного безразличия; 5. по категории понятия
- основоположения тождества истины, бытия и нормы, закона, куда входят в качестве
подчиненных основоположения а) самопротиворечия субъекта музыкального суждения,
b) самопротиворечия предиката музыкального суждения и различие его в тождестве с субъектом,
c) тождества бытия и не-бытия в музыке, d) самоутвержденности музыкальной истинности.
4. В результате всего феноменологического перехода от абстрактно-логического предмета к музыкальному мы упираемся в некое универсальное противостояние алогического хаоса и эйдетической изваянности, противо- стояние, предстоящее тем не менее реальному взору сочинителя, исполнителя и слушателя как неразличимое тождество, что кратко заостряется в проблему музыки как жизни чисел. Феноменология доходит до этой проблемы и прекрасно ее понимает, знает, что тут, собственно, надо решать. Но решения этой проблемы она не дает и принципиально не может дать. Тут вступает в свои права диалектика, которая не считается уже ни с какой абстрактно-логической системой категорий и все категории выводит сама, и только таковыми, т.е. диалектически выведенными, она и пользуется.
Так мы подходим к новому исследованию, которое, не считаясь ни с чем, производит всю работу заново, пользуясь только исходным феноменологическим созерцанием музыки, как оно было обрисовано выше, и конструируя всю систему категорий, необходимых для понятия музыки, заново.