ГЛАВА З
Период о 1937 по 1945 год - это вооьмилетний период войны, когда значительная часть китайской территории была захвачена японскими войсками. Китайский народ испытывал огромные отраДания.
С 1946 года началась гражданская война и продолжалась три года. 3 это время в районах, руководимых коммунистической партией Китая, народные массы развертывали оовободительное движение. В нем принимали учаотие и патриотически настроенные музыканты: составляли революционные пеони против завоевателей и даже сочиняли оперы. Эта работа несомненно умножала их композиторский профессиональный опыт. Но развитие китайского пианизма было ограничено, как в облаоти фортепианного образования, так и в исполнительстве. Во время войны только в глубоком тылу в городе Чунчине провинции Сычуань пианистическое образование поддерживалось и шло с перерывами, в Шанхае, оккупированном японскими захватчиками, обстановка была еще труднее. Еще до оккупации Шанхая государственный музыкальный институт собирался переехать в тыл страны в город Гунмин провинции Гуанси, чтобы продолжить там учебный процеос. Но с этим не согласилось тогдашнее Министерство просвещения Гоминьдана, и институт оотал ся в Шанхае. Там преподаватели и учащиеоя института во главе о директором Щао Юиеем, настроенным демократически и патриотически, в меру своих возможностей отстаивали свои права и возможности. Как и другие жители Шанхая музыкальные деятели этого города испытывали огромные жизненные трудности. От страданий и переутомления заболел туберкулезом легких директор Щао Юмей. Медицина оказалась бессильной, и он умер 31 декабря 1940 года.В июне 1941 года от рака скончалоя Б.Захаров. Обстановка в
ЗІ
Институте ухудшилась. Но преподавательский оостав института был достаточно сильным, почти все они очень серьезно и ответственно относились к своей работе. Два лучших выпускника института Дин Шандэ и У Лэи направляли деятельность фортепианной кафедры.
Большинство учащихся института, несмотря на трудности, продолжали учиться уоерцно. Некоторая чаоть преподавателей и учащихоя института покидали Шанхай, направляясь в разные районы страны; среди них было немало профеооиональных пианистов, которые впооледотвии составили коотяк музыкальных кадров в разных районах Китая.В оентябре 1941 г. Дин Шандэ ооновал шанхайскую частную музыкальную студию, в которой шло обучение по специальностям фортепиано, скрипка и вокал. Наибольшее чиоло учащихся обучалось фортепианной игре. Эта частная студия подготовила немало отличных музыкантов, среди них были Чжу Гун-и и Чжоу Гуанжэн, ставшие впоследствии известными пианистами Китая.
В сентябре 1940 г. в городе Чунчине была создана государственная консерватория, позднее в 1943 г. в селе Сунлингане был оонован её филиал. Подготовительную работу по созданию этих высших учебных заведений проводил Комитет музыкального образования Министерства просвещения Гоминьдана. Многие педагоги и учащиеся названных консерваторий переехали сюда из оккупированных японцами территорий. Среди них были фортепианные педагоги И Кайцзи, Хун Шикуй, Ли Цаисун, Фань Цзишэн, Лазарев, Ка Вали, Гэ Дунхуа. Базой для филиала в оеле Сунлингане явилась бывшая гоминьцановокая центральная студия музыкальных кадров, но большинство преподавателей были педагогами - выпускниками бывшего шанхайского государственного музыкального института: Ли Хуйфан, Фань Цзишэн, Хун Далинь, Ян Тиле.
Все члены филиала жили в землянках. На весь филиал имелись только три пианино и один рояль. В 1946 г. филиал был переименован в Шанхайскую государственную музыкальную студию в городе Чунчине.
После безоговорочной капитуляции японских захватчиков и цо того, когда гомикьцанове кое правительство вынуждено было покинуть пределы Китая и обооноваться на острове Тайвань, наступил трехлеткий период, в который развитие китайского пианизма получило дополнительные возможности. Ряд пианистов (Дин Шандэ, Хун Шикуй , У Лэи и другие) смогли уехать за границу для совершенствования своего мастерства.
Извеотно, что требовательная Маргарита Лонг охотно принимала в овой класс учеников из Китая и отдавала должное их настойчивости. В Париже у Лонг занималась У Лэи, а у Корто - Хун Шикуй.После победы музыканты, работавшие в глубоком тылу Китая, начали возвращатьоя на свои прежние места. Находившиеся в городе Чунчине обе консерватории также поспешили на Восток Китая, филиал Шанхайокой гос. консерватории в оеле Сунлингэне в октябре 1946 г. переехал в Шанхай, где произошло его соединение с главным отделением, продолжавшим овою работу в Шанхае в годы оккупации. Сюда же присоединилась и частная музыкальная студия Шанхая. Таким образом три учреждения объединились в одно и составили новый Шанхайский государственный музыкальный институт. В нём насчитывалось всего 21 фортепиано, в то время как число преподавателей значительно возросло. Кафедрой клавишных инструментов заведовала пианистка Ли Цуйчжэн. Среди лучших студентоз фортепианной кафедры можно отметить Чжу Л-цинэ и Дай Пушэна.
Еще один филиал государственной консерватории в оеле
Цинмугуане тоже переместился на Восток Китвя: основные куроы обосновались в Нанкине, детские курсы - в Чанчжоу. В 1946 г. в Пекине гоминьца нове кое правительство создало Бейпинскую (Пекинскую) государственную студию, о двумя факультетами: изобразительного искусства и музыкальным. На музыкальном факультете обучение шло по четырем специальностям: клавишные инструменты, вокал, композиция и оркестровые инструменты. Преподавательский состав студии был оильным, среди педагогов фортепиано выделялись: Чжу Шиминь, Лю Юйхэ, Ду Вэньфань, Чжу Гун-и.
В это время в освобожденных районах Китая развивалась массовая художественная самодеятельность, особенно Янгэ - китайская народная песня и танец, которые получили большое распространение в широких слоях населения - ореди рабочих, крестьян, солдат, служащих. Расширился массовый песенный и хоровой репертуар. Создаются музыкальные произведения на актуальную общественную тематику.
Возрастает политическая роль музыки. В городе Яньане был создан Художественный институт имени Лу Синя, позднее переведенный в Северо-восточный Китай. Музыкальный факультет этого института подготовил немало музыкальных специалистов, которые во время освободительной войны принимали активное участие в освобождении страны от Гоминьдана. Примечательно, что еще в 1946 г. шанхайское новомузыкальное общеотво основало в Шанхае народную консерваторию, в которой учебные занятия велись в свободное от ооновной работы время.В этой коноерватории преподавали по четырем специальностям, в том числе и по фортепиано. Большинство учащихся уже имели профессии и были выходцами из различных олоев общества. В слецукщем (1947 ) году в городе Сянгане также основали
поцобную самодеятельную консерваторию. Лучшие пианиотичеокие кадры, подготовленные в Шанхайокой государственной консерватории, разъезжались по всей стране, чтобы в различных городах - Пекине, Таньцзине, Сиане, Шэньяне, Харбине, Чанчуне, Ухане, Гуанчжоу , в провинциях Сычуане, Фуцзяне обучать музыке способную молодежь. Эти практически широко подготовленные профессиональные кадры - их можно назвать кадрами первого поколения - являлись в то время главной силой китайского пианизма. Их влияние сказывалось длительное время. Город Шанхай таким образом заложил истоки китайского пианизма.
Количество фортепианных произведений в этот период было невелико, а качество их - довольно высокое. Например, в 1946 году Лу Хуабо сочинил пьесу для фортепиано "Древняя мелодия Щюн-яна", представлявшую стилизацию по форме и мелодии в древнем вкусе, в 1948 г. он сочинил "Вариацию плясового напева сельскохозяйственных работ": в ней средствами музыки композитор изобразил трудолюбие и оптимистическое чувотво крестьянина В 1947 г. Сан Тон, будучи еще студентом Шанхайокого музыкального института, написал пьесу "На земле, которая далеко, далеко от нас", которая прецотавляет собой одно из первых авангардных произведений китайской фортепианной музыки.
Цюй ЗэЙ, работавший на музыкально?л факультете Художественного института имени Лу Синя, сочинил в 1946 г. колоритную пьесу "Танец с барабаном".Пианиот Дин Шанцэ сыграл значительную роль в музыкальной культуре этого периода. Его обучение фортепианной игре проходило у педагогов Ли Енкэ и Б.Захарова, игре на народном инструменте Пипа - у Чжу Ина, инструментовке и композиции он учился у Хуан Ци. Такая многоотороннооть знаний имела большое
значение цля формирования его как музиканта, а также принесла овои плоду позднее, когда он начал заниматься композицией у Вольфганга Франкеля (1897-1983) - талантливого немецкого композитора и педагога, получившего основательное образование в Берлине. В.Франкель приехал в Китай после того, как в Германии влаоть захватили фашисты и началось преследование евреев. Тогда правительства ряда стран препятствовали приезду эмигрантов, между тем как в Шанхай въезд был свободным - безвизовым. Поэтому многие еврейокие эммигранты, в том числе музыканты, обосновывались в Шанхае и здесь отали активно работать на благо китайской музыкальной культуры. Под руководствам В.Франкеля Дин Шандэ напиоал свои первые фортепианные произведения:
Оюиту "Весеннее путешествие’’ ор.1 (1945) и Сонату Ми мажор, ор.2 (1946). Летом 1947 года Франкель уехал в США, а Дин Шандэ отправился в Париж, где с 1947 по 1949 год обучался в консерватории у Т.Дубина, А.Хонеддера и Пади Буланже. 3 Парижской консерватории он написал два фортепианных произведения - "Три прелюдии" и "Вариации на тему китайской народной мелодии1'.
В вариациях ясно сказывается высокая профессиональная школа Нади Буланже, которая воспитала много замечательных композиторов. Фактура пьеоы крайне лаконична, но камерными средствами достигаются удивительные колористические эффекты. Тема вариации была выбрана из мелодии "Цзанцзу Сюанцзы танца" в провинции Сычуань. (Нотн. пример 2):
Прозрачная и узорчатая ткэнь вариации заставляет вспомнить об изящной вышивке Су Чжоуя, восхитительная орнаментальность линий вызывает также ассоциации о пьесами французских клаве- синистов. В первой вариации три линии: верхняя - песня,средняя - эхо, и нижняя - фон. В вариации II тема искусно проводится в левой руке, а в верхнем регистре "сами по себе" появляются узоры-арабески. В Вариации Ш звучание схоже оо звучани ем ансамбля народных инстру.ментов "Цзяннан Сычжу": флейта, Шэн, Эрху, Пипа, Санщань, Янцин (нотн. пример 3)
В вариации ІУ - музыка изображает холодный ветер, дующий над водой. Автор напиоал произведение, содержание и фортепианная ткань которого позволяют исполнять его и на клавесине; это одна из ранних фортепианных вариационных форм в музыке Китая. В апреле 1949 года автор сыграл эту пьеоу на парижском радио, в I960 г. она была напечатана в Шанхае.