<<
>>

ГЛАВА ТРЕТЬЯ ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 Якоби Ф. Г. О трансцендентальном идеализме // Новые идеи в философии. СПб., 1914. Сб. 12. С. 9- Разбор аргументов Якоби см.: Дич С. Кантовский парадокс Якоби // Кантовский сборник.

Калининград. 1982. Вып. 7.

2 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 18. С. 206. Об остроте развернувшейся полемики свидетельствуют следующие данные: за последние 20 лет жизни Канта было опубликовано примерно 2000 книг и статей о его философии, написанных 7000 авторами. Такого в истории философии еще не было.

3 Фишер К. История новой философии. СПб., 1905. Т. 3. С. 692. А вот мнение великого современника: "Гердер стал теперь совсем патологической натурой, и все, что он пишет, кажется мне продуктом недуга, извергаемым его организмом, отчего он, однако, не выздоравливает. Что мне в нем кажется отвратительным и действительно мерзким, это его трусливая дряблость при каком-то внутреннем упрямстве и резкости. Он испытывает ядовитую зависть ко всему доброму и энергичному и прикидывается, будто покровительствует всему среднему. Гёте он говорил самые оскорбительные вещи о его "Мейстере". Против Канта и новых философов он скопил в душе много яда..." (Шиллер Ф. Собр. соч. Т. 7. С. 455).

4 Всего было две рецензии и одна заметка по поводу первой рецензии (Kant I. Gesammelte Schriften. Bd. VIII. S. 43-66). Русский перевод см.: Кант И. Собр. соч. Т. 6. С. 37-51 (первая рецензия) и "Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта". Калининград, 1980. Вып. 5. С. 110-118 (заметка и вторая рецензия). Кант давно с неудовольствием наблюдал за творчеством своего ученика. К середине 70-х годов относится следующая черновая заметка: "Гердер портит головы, вселяя в них уверенность, что можно высказывать всеобщие суждения, не продумав принципы, исходя только из эмпирии" (Kant I. Gesammelte Schriften. Bd. XV. S. 399).

5 Herder J. G. Metakritik der Kritik der reinen Vernunft.

Berlin, 1955. S. 58. Надо сказать, что в распоряжении Гердера, когда он работал над своей "Метакритикой", находилась небольшая, но содержательная работа И. Г. Гамана "Метакритика пуризма чистого разума", написанная еще в 1784 г. и увидевшая свет только в 1800 г. Гаман говорил о невозможности "очистить" разум от традиций, чувственного опыта и языка; о том, что наши представления о времени выработаны с помощью двух чувств - зрения и слуха и представляют собой "матрицы созерцания" (Натапп J. G. Samtliche Werke. Wien. 1951. Bd. III. S. 286).

6 Herder J. G. Metakritik... S. 77.

7 Ibid. S. 135.

8 Herder J. G. Kalligone. Weimar, 1955. S. 53.

9 Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. С. 566.

10 Herder J. G. Kalligone. S. 254.

11 Herder J. G. Samtliche Werke. Bd. XVII. S. 183.

12 Schiller F. Samtliche Werke. Munchen, 1959. Bd. V. S. 290.

13 Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М.-Л., 1935. С. 203.

14 Там же. С. 211.

15 Там же. С. 245.

16 Там же. С. 267.

17 Там же. С. 260.

18 Гегель. Соч.: В 14 т. М., 1938. Т. XII. С. 65.

"Шиллер Ф. Собр. соч. М., 1957. Т. 4. С. 26-27. Шиллеру принадлежит афоризм "Всемирная история - вот Страшный суд".

20 Эккерман И. П. Разговоры с Гёте. М.-Л., 1934. С. 640.

21 За событиями в Майнце и деятельностью Форстера следила вся интеллектуальная Германия. Оценки расходились, как и настроения. Вот мнение Шиллера: "Поведение Форстера, конечно, осуждают все, и я предвижу, что он выйдет из этого дела со стыдом и раскаянием" (Шиллер Ф. Собр. соч. Т. 7. С. 275). Каролина Бёмер, будущая жена Шеллинга, оказавшаяся в эти дни в Майнце, была воодушевлена событиями, происходившими на ее глазах: "Я не могу не прославить поведение Форстера" (Begegnung mit Karoline. Leipzig, 1979. S. 158).

22 Forster G. Samtliche Werke. Bd. IX. S. 31.

23 Форстер Г. Избр. произв. М., 1960. С. 552.

24 Немецкие демократы XVIII века. М., 1956. С. 363.

25 Forster G. Samtliche Werke. Bd. IX. S. 55-56. Форстер так и не узнал, что автором заинтересовавшей его книги был К. В. Фрё-лих (Frohlich С. W. Ober den Menschen und seine Verhaltnisse. Berlin, 1960). Другое утопическое произведение того времени - Ziegenhagen F. H. Lehre vom richtigen Verhaltnissen zu den Schopfungswerken... Hamburg, 1792. См. также: Steiner G. Franz Heinrich Ziegenhagen und seine Verhaltnisslehre. Berlin, 1962.

26 Deutsche Monatsschrift. Berlin, 1794. Juni. S. 154.

27 Радищев А. Н. Избр. произв. М., 1952. С. 170.

28 Bibliothek der deutschen Aufklarer des achzehnten Jahrhunderts. Heft V. Leipzig, 1846. S. 257.

29 Под названием "Спиноза-второй" в 1787 г. в Германии был издан перевод атеистической книги "Мысли Бенедикта Спинозы", впервые вышедшей в 1719 г. в Голландии на французском языке (см.: Анонимные атеистические трактаты. М., 1969. С. 133-195).

30 Knoblauch К. Die Nachtwachen des Einsiedlers zu Athos. 1790. S. 39.

31 Mauvillions Briefwechsel. 1801. S. 219.

32 Knoblauch K. Politisch-Philosophische Gesprache. Berlin, 1790, S. 150.

33 Fichte J. G. Von den Pflichten der Gelehrten. Berlin, 1972. Полное собрание сочинений Фихте было издано его сыном (Fichte G. Samtliche Werke. Bd. 1-VIII. Berlin, 1845-1846; Nachgelassene Werke. Bd. I-III. Bonn, 1834-1835; Nachdriick: Fichtes Werke. Bd. I-XI. Berlin, 1971). Баварская академия наук начала выпускать 30-томное издание: Fichte J. G. Gesamtausgabe. Stuttgart, 1962 ff. В настоящее время издание продолжается.

34 Письмо Ансельма Фейербаха. Цит. по: Фишер К. История новой философии. СПб., 1909. Т. 6. С. 140.

35 Fichte J. G. Briefe. Leipzig (о. J.) S. 52.

36 Fichte J. G. Versuch einer Kritik aller Offenbarung. Hamburg, 1983. S. 24.

37 Fichte J. G. Beitrage zur Berichtung der Urteile des Publikums iiber die franzosische Revolution. Leipzig, (o. J.). S. 19. О влиянии французской революции на молодого Фихте см.: Scheel H. Deutscher Jakobinismus und deutsche Nation.

Berlin, 1966.

38 Fichte J. G. Beitrage... S. 13.

39 Ibid. S. 82.

40 Fichte J. G. Briefe, S. 203.

41 Ibid. S. 112.

42 Фихте И. Г. Избр. соч. М., 1916. Т. 1. С. 72 (указанный том в данном издании оказался единственным, в него включены основные теоретико-познавательные труды Фихте йенского периода).

43 Там же. С. 63.

44 Там же. С. 492.

45 Там же. С. 152.

46 Там же. С. 81. О проблеме предметности в философии раннего Фихте см.: Bohmer О. Faktizitat und Erkenntnisbegriindung. Frankfurt a. M. 1979.

47 Фихте И. Г. Избр. соч. Т. 1. С. 91.

48 Там же. С. 106.

49 Там же. С. 113-114.

50 Там же. С. 119. Прекрасный разбор фихтевского учения о синтезирующей деятельности познающего Я читатель найдет в кн.: Гайденко П. П. Философия Фихте и современность. М., 1979.

51 Фихте И. Г. Избр. соч. Т. 1. С. 189-190.

52 Там же. С. 192. "Если Я рефлектирует о самом себе и тем самым определяет себя, то Не-я является бесконечным и неограниченным. Если же, наоборот, Я рефлектирует Не-я вообще (о мироздании) и тем определяет его, то оно само является бесконечным. В представлении Я и Не-я находятся, стало быть, во взаимодействии; если одно из них конечно, то другое является бесконечным, и наоборот; одно же из них всегда бывает бесконечным - (В этом содержится основание установленных Кантом антиномий)" (там же. С. 222).

53 Там же. С. 193.

54 Там же. С. 197.

55 Там же. С. 321. У Фихте здесь изумительная, непереводимая игра слов: Empfindung gleichsam In-sich-flndung. Ныне экспериментально доказано, что адекватный чувственный образ конструируется нашими рецепторами, "обнаруживается в массе неадекватных" (см. прим. 11 к гл. II). Кант высказал гениальную догадку о синтезирующей деятельности чувств; Фихте уже уверенно говорит о том, что созерцание - творческий процесс.

56 Там же. С. 397.

57 Там же. С. 209.

58 Кант И. Собр. соч. Т. 8. С. 263. У Фихте хватило такта ответить в печати сдержанно. Но в письмах он изливал душу.

Канта он называл "головой на три четверти", его учение - "сплошной бессмыслицей", его поведение - "проституированием", уверял, что кёнигсбергский старец "свою собственную философию, с которой он никогда не был в ладах, теперь совершенно не знает и не понимает" (Fichte J. G. Briefe, S. 203; 210).

59 Фихте И. Г. Избр. соч. Т. 1. С. 417. Термин "интеллигенция" у Фихте и Шеллинга означает духовную субстанцию.

60 Кант И. Собр. соч. Т. 8. С. 488.

61 Фихте И. Г. Избр. соч. Т. 1. С. 452.

62 Кант И. Собр. соч. Т. 3. С. 528.

63 Fichte J. G. Gesamtausgabe. Reihe III. Nachgelassene Schriften. Bd. 3. Stuttgart, 1971. S. 10.

64 Фихте И. Г. Избр. соч. Т. 1. С. 457.

65 Там же. С. 487.

66 Там же. С. 264-265.

67 Там же. С. 401.

68 Там же. С. 402.

69 Fichte J. G. Von den Pflichten der Gelehrten. S. 6. Категоричность тона, явная тавтология и неосторожное обращение с глаголом "есть", созвучным с "ест" (по-немецки "ist" и "isst"), дали повод для пародии. Фразу Фихте повторил Петрушка в пьесе Л. Тика "Кот в сапогах" (1797); произнесенная во время пира, она приобрела определенный смысл - тот, который позднее вложит в свой афоризм Фейербах, - "человек есть то, что он ест".

70 Ibid. S. 31.

71 Fichte J. G. Grundlage des Naturrechts. Hamburg, 1979. S. 39.

72 Fichte J. G. Das System der Sittenlehre. Jena; Leipzig, 1798. S. 343-344. Кант в конце концов задумался над "каверзными" вопросами и готов был признать исключения из железных правил категорического императива. Фихте - никогда. Во имя нравственных максим Фихте готов был растоптать живую жизнь. Близкий романтикам Хенрик Стеффенс рассказывает о своем столкновении с философом по поводу абсолютного запрета говорить неправду. Он привел Фихте такой пример: роженица опасно больна, а ее ребенок умирает в соседней комнате, любое потрясение будет стоить ей жизни. Ребенок умер; вы сидите у ее постели, и она спрашивает вас о состоянии младенца, правда убьет ее, что вам следует ответить? "Вопрос должен остаться без ответа", - сказал Фихте.

"Это равносильно тому, - возразил Стеффенс, - чтобы сказать: ребенка нет в живых. Я предпочту сказать неправду и назову эту ложь правдой, моей правдой". На это Фихте закричал в возмущении: "Такой правды, которая принадлежала бы единичному человеку, не существует, не ты повелеваешь ей, а она тобой. Если женщина умрет, узнав истину, то она должна умереть" (Steffens H. Was ich erlebte. Leipzig, 1938. S. 108).

73 Fichte J. G. Briefe. S. 143. He удивительно поэтому, что именно в правовой работе Фихте содержится яркая апология человеческого тела. В свое время Э. В. Ильенков опубликовал в собственном переводе выразительный отрывок из этой работы (см.: Вопросы философии. 1977. № 5. С. 149).

74 Fichte J. G. Grundlage... S. 59.

75 Ibid. S. 39.

76 Ibid. S. 90.

77 Ibid. S. 161.

78 Ibid. S. 202. Фихте запамятовал, что аналогичная мысль была сформулирована в "Критике способности суждения".

79 Fichte J. G. Der geschlossene Handelsstaat. Hamburg, 1979. S.22.

80 Ibid. S. 56.

81 "...Фихте с присущей ему прямолинейностью последовательно набросал одну из самых ранних и интересных картин идеального социалистического государства" (Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т. СПб., 1905. Т. 2. С. 183.

82 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 451.

83 Fichte J. G. Der geschlossene Handelsstaat. S. 96. В "Основоположении естественного права" Фихте высказал идею о возможности и необходимости вечного мира, сделав это независимо от Канта. Последнее обстоятельство он подчеркнул в своей (крайне одобрительной) рецензии на трактат Канта "К вечному миру" (см.: Трактаты о вечном мире. М., 1963. С. 196).

84 Fichte J. G. Die Grundlage des Naturrechts. S. 289.

85 "Кому может поручить государство это бесчестное занятие? Как может оно побуждать к позорному, аморальному поведению? Если государство разрешает отдельным лицам покров тайны, кто поручится, что они не используют свою сокрытость в личных преступных целях?" (Ibid. S. 296).

86 Ibid. S. 300. По мнению Фихте, "у неиспорченной женщины половая потребность никак не проявляется" (Ibid. S. 305).

87 Fichte J. G. Die philosophischen Schriften zum Atheismusstreit. Mit Forbergs Aufsatze: Entwicklung des Begriffs der Religion. Leipzig (O. J.) S. 13.

88 Tewsadse G. Fichtes Atheismusstreit, ein Scheideweg // Philosophie und Religion. Weimar, 1981. S. 87. Для Фихте "спор об атеизме" был "хронологически переходной ступенью от учения о науке к учению о религии" (там же).

89 Einsiedel A. Ideen. Berlin. 1957. S. 46. Август Эйнзидель (1754-1837) - радикальный немецкий материалист и утопический социалист. К сожалению, рукописи его не сохранились. Гердер переписал для себя многие страницы из Эйнзиделя, они были изданы впервые в ГДР.

<< | >>
Источник: Гулыга А. В.. Немецкая классическая философия. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рольф,2001. - 416 с.. 2001

Еще по теме ГЛАВА ТРЕТЬЯ ФИЛОСОФИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: