<<
>>

ГЛАВА ВТОРАЯ КОПЕРНИКАНСКИЙ ПОВОРОТ ИММАНУИЛА КАНТА

1 "1769 год принес мне великий свет", - Г. Функе, выступая на Международном симпозиуме по "Критике чистого разума" (Рига, 1981), напомнил это признание Канта (см.: Философские науки.

1982. № 5. С. 108).

2 Kant I. Gesammelte Schriften. Bd. XV. S. 302.

3 В. И. Ленин в работе "Материализм и эмпириокритицизм" дает два варианта выражения "an sich": "само по себе" или "в себе" (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 118). В русской литературе начала и середины прошлого века встречается оборот "в себе" в тех случаях, когда теперь мы говорим "по себе". К концу века словосочетание "в себе" в аналогичных случаях стало архаизмом, "по себе" - нормой литературного языка. Иногда эти два прочтения противопоставляют друг другу в связи с тем, что у Канта наряду с выражением Ding an sich встречается и Ding an sich selbst. Но как справедливо отмечает Г. Праусс, который провел скрупулезнейшее исследование этого вопроса, оба выражения означают одно и то же - Ding an sich betrachtet (вещь, рассматриваемая сама по себе) (Prauss G. Kant und das Problem der Dinge an sich. Bonn, 1974. S. 20). Интересно, что Вл. Соловьев, не удовлетворенный русским термином "вещь в себе", дал (в 1874 г.) свой вариант перевода - "вещь о себе" по типу оборота "палка о двух концах" (см.: Соловьев В. С. Собр. соч.: В 10 т. Изд. 2. СПб., 1911-1913. Т. 1. С. 51).

4 Кант И. Собр. соч. Т. 3. С. 259.

5 Там же. С. 96.

6 Там же. Т. 7. С. 173.

7 Там же. С. 90.

8 Там же. Т. 8. С. 658. (Первопубликацию на немецком языке см. в журнале "Вопросы философии". М., 1986. № 4).

9 Кант И. Собр. соч. Т. 3. С. 90.

10 Там же. С. 92-93.

11 Там же. С. 638. В XX веке психологи об этом задумались и после тщательных эмпирических исследований пришли к выводу: "Восприятие, таким образом, скорее похоже не на слепое копирование действительности, а на творческий процесс познания, в котором, по-видимому, как и во всяком творчестве, присутствуют элементы фантазии и бессознательного" (Зинченко В., Вучетич Г., Гордон В.

Порождение образа // Искусство и научно-технический прогресс. М., 1973. С. 440).

12 Кант И. Собр. соч. Т. 3. С. 640. П. Крауссер в новейшей работе, посвященной кантовской теории опыта, справедливо отмечает, что термин "созерцание" в "Критике чистого разума" всегда означает "синтетическую активность или операцию духа. Это обстоятельство вполне соответствует тому факту, что Кант в своих критических работах ясно и неоднократно утверждает, что все формальные, наводящие порядок и устанавливающие связь черты любого сознания можно рассматривать в качестве "заданных" только в той мере, в какой они произведены познающим (воспринимающим, созерцающим, мыслящим духом)" (Krausser P. Kants Theorie der Erfahrung und Erfahrungswissenschaft. Frankfurt a. M., 1981. S. 45. Об активности созерцания у Канта см. также: Korsgen N. Formale und transcendentale Synthesis, Meisenheim, 1984).

13 Кант И. Собр. соч. Т. 5. С. 38.

14 Там же. Т. 4. С. 80. Комментируя это положение, Л. И. Бэк поясняет, в чем состоял "коперниканский поворот Канта: "Коперник объяснил мнимые движения звезд и планет, приняв в расчет движение Земли....Кант провел плодотворную аналогию, которая расширила понятие движения. Познающий субъект может понять любое явление действительности, будь то движение или что-либо другое, только в том случае, если учитывается его собственное участие. Участие субъекта - это формальные условия опыта и его основополагающие законы" (Akten des 5. Internationalen Kant-Kongresses. Mainz 4.-8. April 1981. Teil II: Vortrage. Bonn, 1982. S. 5-6).

15 Кант И. Соч. Т. 3. С. 140.

16 Kant I. Gesammelte Schriften. Bd.. XV, S. 65. О роли бессознательного в процессе научного открытия см.: Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в математике. М., 1970.

17 Кант И. Собр. соч. Т. 3. С. 161. Разбор проблемы схематизма у Канта см. В кн.: Бородай Ю. Воображение и теория познания. М., 1969.

18 Там же. Т. 3. С. 158.

19 Там же.

С. 145. Продуктивное воображение создает помимо категорий и более сложные априорные конструкции, которые Кант называет основоположениями чистого рассудка. Их рассмотрение составляет вторую часть трансцендентальной аналитики. "Отнюдь не предсказывая будущие восприятия, а значит, основу опыта будущего, но предопределяя его наиболее общую структуру на все дальнейшее время развития научного познания, основоположения должны гарантировать от индивидуального произвола в научной деятельности" (Нарский И. С. О гносеологическом смысле системы основоположений чистого рассудка // Кантовский сборник. Калининград. 1981. Вып. 6. С. 21. См. также: Хольц Г. Об "аналогиях опыта" у Канта // Критика чистого разума и современность. Рига, 1984).

20 Кант И. Собр. соч., Т. 3. С. 288.

21 Gesammelte Schriften. Bd. III. S. 131. В немецком языке UrteilviMeeT три значения: первоначальное - "приговор"; со времен Лейбница - "член силлогизма" (суждение в нашем смысле); со времен Канта - "позиция личности" (способность оценивать, судить).

22 Кант И. Собр. соч. Т. 4. С. 101.

23 Маркс К, Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 50.

24 Там же. С. 51. Разбор антиномий Канта см.: История диалектики. Немецкая классическая философия. М., 1978. С. 57-71 (раздел написан А. Богомоловым).

25 Кант И. Собр. соч. Т. 3. С. 424.

26 Там же. Т. 8. С. 583.

27 Там же. Т. 3. С. 477-478. Если в "Критике чистого разума" была подвергнута критике попытка опосредствованного познания Бога путем логически непротиворечивого доказательства, то в статье "Что значит ориентироваться в мышлении" (1786) отвергается возможность непосредственного его познания интуитивным путем. Если бы даже, писал Кант, во всем том, в чем Бог непосредственно открывается человеку, не встретилось ничего, что противоречило бы этому понятию, то все же такое созерцание никогда не доказало бы его бытия. "В бытии высшего существа никто первоначально не может быть убежден путем какого-либо созерцания" {Kant I.

Gesammelte Schriften. Bd.. VIII. S. 143 ). Статья Канта - вклад в "спор о пантеизме". Кант выступил на первом этапе спора, когда вольфианству М. Мендельсона противостояла "философия веры" Ф. Г. Якоби. Кант отвергал и то и другое.

28 Ich musste also das Wissen aufheben, um zum Glauben Platz zu bekommen (Kant /. Gesammelte Schriften. Bd..IH. S. 19). Игра слов утрачена в переводе на другие языки: "Je devais done abolire la science pour faire a la foi" (Kant I. Critique de la raison pure. Paris, 1864. T. 1. P. 12); "I must therefore abolish knowledge to make room for belief" (Kant I. Critique of Pure Reason. London, 1930. P. XXX). И соответственно по-русски: "...я должен был уничтожить знание, чтобы дать место вере..." (Кант И. Критика чистого разума. СПб., 1902. С. 17. Пер. Н. Соколова). Н. Лосский пытался улучшить русский текст: "Поэтому я должен был ограничить область знания, чтобы дать место вере" (Кант И. Критика чистого разума. СПб., 1907. С. 19). Перевод Н. Лосского взят за основу в издании "Критики чистого разума" 1964 года (см.: Кант И. Собр. соч. М., 1964. Т. 3. С. 95).

29 Кант И. Собр. соч. Т. 3. С. 600.

30 Там же. С. 601-604. И все же даже самая высокая вера, по Канту, не может заменить знание: "Вера не представляет собой никакого особого источника знания" (Kant I. Gesammelte Schriften. Bd. XVI. S. 513).

31 Собр. соч. С. 618. Об отношении Канта к проблеме метафизики см.: Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М., 1970. С. 131-162.

32 Кант И. Собр. соч., Т. 4. С. 102.

33 Там же. С. 8.

34 Kant /. Gesammelte Schriften. Bd. XV. S. 628.

35 Кант И. Собр. соч. Т. 4. С. 162.

36 Kant I. Gesammelte Schriften. Bd. V. S. 30.

37 Кант И. Собр. соч., Т. 4. С. 167.

38 Там же. Т. 6. С. 500. Противоречивость кантовской этики Шиллер пытался объяснить личными качествами философа: "Патологическая сторона, которую он всегда выворачивает наружу у человека... преследует читателя почти во всех писаниях Канта, и именно она придает его практической философии столь мрачный характер.

Удивления и сожаления достойно, что этот веселый, жизнерадостный ум не смог совсем высвободить свои крылья из грязи жизни, не смог даже до конца преодолеть некоторые тяжелые юношеские впечатления и т. п. В нем все еще есть нечто, напоминающее, как и у Лютера, монаха, который хотя и вырвался из монастыря, но не смог окончательно уничтожить его следы" (Шиллер Ф. Собр. соч.: В 7 т. М., 1957. Т. 7. С. 515).

39 Кант И. Собр. соч. Т. 4. С. 477.

40 Там же. С. 530.

41 Там же. С. 20.

42 Там же. С. 26.

43 Kant I. Gesammelte Schriften. Bd. XV. S. 885.

44 Кант И. Собр. соч. Т. 8. С. 83.

45 Там же. С. 83-84. Через сто лет после Канта П. Лафарг также истолковал миф о Каине и Авеле как "победу земледелия над пастушеской жизнью" (Лафарг П. Религия и капитал. М., 1937. С. 120).

46 Kant I. Gesammelte Schriften. Bd. XVI. S. 278.

47 Кант И. Собр. соч. Т. 5. С. 16. Роль эстетики как опосредствующего звена в философии Канта удачно подчеркнута П. Хай-нтелем: "В основе взаимосвязи теории и практики лежит изначальное синтетическое единство, которое выражает как тотальность действительности, так и опосредствованную тотальность системы. В конце системы должно быть достигнуто то, что для Гегеля является основной целью философии: последняя определяет себя не как более или менее произвольная теория действительности, а как движение самой действительности, выраженное в понятиях. Синтетическая тотальность действительности есть одновременно синтетическое единство философской системы" (Heintel P. Die Bedeutung der Kritik der asthetischen Urteilskraft fur die transzendentale Systematik. Bonn, 1970. S. 10). Хайнтель идет по правильному пути: недосказанное у Канта он логически выводит из его основоположений. То, что этот путь приводит к Гегелю, подтверждает сама история.

48 Эту ошибку совершает X. Альтхаус: "Удовольствие - это самодовлеющее качество. Желание доставить себе удовольствие, не размышляя о принятых нормах морали, направленной на осуществление практических целей и сохранение вида, - вот в чем всегда проявляется эстетическое действие.

Это показал Кант, а затем Шопенгауэр..." (Althaus H. Okonomie und Gesellschaft. Bern, 1971. S. 309).

49 Кант И. Собр. соч. Т. 5. С. 147.

50 Там же. С. 198.

51 "Терминология Канта движется еще в пределах античного и христианского языка, перемежаясь с терминологией "удовольствия", которая тоже ведет происхождение от античности. Но мысль уже занята проблемой ценностей" (Troeltsch E. Historismus und seine Probleme. Tubingen, 1922. S. 206). Разумеется, у Канта можно встретить термин "культура" и в предельно широком значении. Например, в следующем черновом отрывке: "Три парадокса Руссо. 1. О вреде культуры (благодаря наукам). 2. О вреде гражданской конституции (неравенство). 3. О вреде искусственных методов морализирования (воспитание)" (Kant I. Gesammelte Schriften. Bd. XV. S. 889).

52 Кант И. Собр. соч. Т. 5. С. 216.

53 Там же. С. 48. Статья А. Бочоришвили "По поводу одной неточности русского перевода "Критики способности суждения" И. Канта" вышла в свет на грузинском языке (см.: "Мацнэ", 1972, Тбилиси, 12. № 4). В последних изданиях "Критики способности суждения" (в 1994 году работа была опубликована дважды) эта ошибка была исправлена.

54 Кант И. Собр. соч. Т. 5. С. 54.

55 Kant I. Gesammelte Schriften. Bd. XV. S. 43.

56 Кант И. Собр. соч. Т. 5. С. 195.

57 Там же. С. 161.

58 Там же. С. 83.

59 Там же. С. 108. Английские эстетики XVIII в. Сопоставляли возвышенное с прекрасным и противопоставляли одно другому. Э. Бёрк находил между ними "разительный контраст"; возвышенное и прекрасное, по его мнению, противоречат друг другу (см.: Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1979. С. 150-151). Заслуга Канта состояла в том, что он увидел родственность этих понятий.

60 Кант И. Собр. соч. Т. 5. С. 112.

61 Там же. С. 158.

62 Там же. С. 144.

63 Там же. С. 168. Л. Столович (Тарту), обнаруживший считавшийся утерянным оригинал выступления Канта в качестве оппонента в феврале 1777 г. напомнил, что задолго до "Критики способности суждения" философ аналогичным образом ставил вопрос: " Существует такая видимость, с которой дух играет и не бывает ею разыгран. Через эту видимость создатель ее не вводит в обман легковерных, а выражает истину" (Лит. газ., 1984, 8 авг.).

64 "Краски, расцвечивающие контуры, относятся к привлекательности; они могут, правда, сделать предмет сам по себе более живым для ощущения, но не достойным созерцания и прекрасным..." (Кант И. Собр. соч. Т. 5. С. 63). В. Перпеет отмечает недостаточную осведомленность Канта, никогда не покидавшего Восточную Пруссию, в изобразительном искусстве. "Вокруг него были только произведения малых форм и прикладного искусства. О большом изобразительном искусстве он знал по литературе" (Perpeet W. Das Sein der Kunst und die Kunstphilosophische Methode. Freiburg; Munchen, 1970. S. 14).

65 Kant I. Gesammelte Schriften. Bd.. V. S. 326.

66 Ibid. S. 328.

67 Приведенный текст представляет собой реконструкцию, осуществленную автором данной книги на основании неудобочитаемого русского перевода письма Канта (оригинал утерян), сохранившегося среди подготовительных материалов к неосуществленному русскому изданию трактата А. М. Белосель-ского "Дианиология" (Dianyologie ou tableau philosophique de l'entendement. Dresden, 1790). Хранящийся в ЦГАЛИ текст и обратный перевод на немецкий воспроизведены в кн.: Кант И. Собр. соч. Т. 8. С. 587.

68 Kant I. Briefwechsel. Hamburg. 1972. S. 634.

69 Кант И. Собр. соч. Т. 8. С. 280.

70 Там же. Т. 6. С. 32.

71 Там же. С. 102.

72 Юм Д. Соч.: В 2 т. М., 1966. Т. 2. С. 442.

73 Кант И. Собр. соч. Т. 6. С. 62. Далее следует пояснение о человеке, который вступил на путь добра, "ведь начал-то он все же со зла и загладить эту вину он уже никогда не сможет. То, что после перемен в своем сердце он больше уже не совершает никаких новых провинностей, все же не позволяет человеку считать, что этим он возмещает старые... Эта вина... в высшей степени яичная вина..." (там же. С. 74-75).

74 Там же. С. 138.

75 Там же. С. 135. Иудаизм добивается создания "мессианского государства на земле, чтобы господствовать над всеми народами (гоями)" (Kant I. Gesammelte Schriften. Bd. ХХШ. S. 112).

76 Кант И. Собр. соч. Т. 6. С. 184. "Богослужебная" религия - это "как бы опиум" для совести (см. там же. С. 82).

77 Там же. Т. 8. С. 216-217.

78 Там же. Т. 6. С. 158.

79 Там же. Т. 8. С. 76.

80 Kant I. Gesammelte Schriften. Bd.. XVI. S. 390. В другом месте: "Бог- не существо вне меня, а лишь моя мысль" (Ibid. Bd. XX. S. 145).

81 См.: Кант И. Собр. соч. Т. 8. С. 563.

82 Кант И. Собр. соч. Т. 7. С. 35-36. Все пояснения к этой статье ироничны.

83 Там же. Т. 6. С. 305.

84 Там же. С. 352, 354.

85 Там же. С. 356.

86 Kant I. Gesammelte Schriften. Bd. VII. S. 85. Кант обращает свой взор на Восток, в сторону гигантской империи, где народ лишен элементарных прав, и задается вопросом, "не предстоит ли нам еще одна революция, которую осуществит славянское племя" (Ibid. Bd. XV. S. 879).

87 Кант И. Собр. соч. Т. 8. С. 193.

88 Там же. С. 278.

89 Там же. Т. 7. С. 138.

90 Там же. С. 151.

91 Там же. С. 282. В черновиках читаем: "Есть красота в познаниях разума" (Kant I. Gesammelte Schriften. Bd. XV. S. 310).

92 Кант И. Собр. соч. Т. 7. С. 267-268.

93 Там же. С. 262.

<< | >>
Источник: Гулыга А. В.. Немецкая классическая философия. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рольф,2001. - 416 с.. 2001

Еще по теме ГЛАВА ВТОРАЯ КОПЕРНИКАНСКИЙ ПОВОРОТ ИММАНУИЛА КАНТА:

  1. София и черт. (Кант перед лицом русской религиозной метафизики)
  2. ГЛАВА ВТОРАЯ КОПЕРНИКАНСКИЙ ПОВОРОТ ИММАНУИЛА КАНТА
  3. ПРИМЕЧАНИЯ
  4. Глава 5. Идеи космополитизма в Новой и Новейшей Европе.
  5. СОДЕРЖАНИЕ
  6. ГЛАВА ВТОРАЯ КОПЕРНИКАНСКИЙ ПОВОРОТ ИММАНУИЛА КАНТА
  7. ГЛАВА ВТОРАЯ КОПЕРНИКАНСКИЙ ПОВОРОТ ИММАНУИЛА КАНТА