<<
>>

7.1. План и его виды

План — масштабно-пространственная характеристика кадра. За единицу измерения берется фигура человека. Классификация планов:

дальний план. Он передает общее представление, ощущение пространства;

общий план — география места действия, ориентация зрителя в пространстве;

средний (американский, по колено) — информативность происходящего, передача внешнего мира без углубления во внутренний, объективность, отстраненность показа;

средний (поясной);

крупный план — значимость показываемого объекта, «укрупнение» факта или события, эмоциональная окраска происходящего в кадре, подчеркнутый психологизм;

деталь — концентрация внимания зрителя, толчок к ассоциациям.

Изменение планов может происходить: монтажно (сочетание крупностей кадров), при помощи движения камеры, при помощи трансфокатора, при помощи глубинной мизансцены — самоукрупнение героев.

На телевидении при статичных композициях, как правило, выбираются крупный и средний планы.

Обусловленность такого выбора заключается в специфических возможностях телеэкрана и в психологической установке зрителя. Возникает «закрепленный» стереотип показываемого «собеседника» (так называемая легкоузнаваемость на уровне подсознательного восприятия). Такая определенность выбора крупностей планов создает атмосферу действия (интимность, камерность). Отсюда концентрация внимания на «слове» в кадре как основном носителе информации.

Угол зрения камеры — один из самых важных способов выражения эмоционально-психологического содержания сцены. Угол зрения ка-меры обычно называют ракурсом.

Расположение камеры определяет поле и угол зрения объектива. Ракурс должен сочетаться с умелым кадрированием и композиционным решением. Благодаря ракурсному решению предмет можно вырвать из привычного обиходного значения, при этом он изменится до неузнаваемости. Потеряв свое изначальное назначение, он вырастет до символа.

При помощи ракурсной съемки можно не только разрушить, но и подчеркнуть форму предмета, обогатить субъективными оценками персонажей или события, т.

е. камера как бы берет на себя роль комментатора, подчеркивая эмоциональную характеристику персонажа или, мотивируя оценку происходящего (ракурс может раскрыть точку зрения персонажа на событие или на другого героя; при этом точки зрения персонажа, камеры и зрителя как бы совмещаются).

Эпизод — это относительно завершенная часть сценария, фильма или передачи, не требующая единства места, но обладающая единством действия и темы.

Эпизод состоит из ряда кадров, единых по композиционному решению, т. е. имеющих единый ключ освещения, тональности, колорита, изобразительного рисунка.

Эпизод должен включать в себя: смену отношений между персонажами или окружающей средой (конфликт), кульминацию, линии, обнажающие контекст, благодаря чему зритель будет понимать те внутренние противоречия и мотивы, которые развивают основную тему.

Внутри каждого эпизода решается частный драматургический кон-фликт, который является либо отражением, либо противопоставлением основного конфликта. Однако каждый раз он должен рассматриваться под новым углом зрения, что позволяет прямо или косвенно выразить основную идею фильма или передачи. Чем острее сталкиваются «частности», тем более выпукло обнажаются противоречия, подготавливающие финальное разрешение темы.

Изобразительно-монтажным решением эпизода называется такое развитие действия, при котором оно разбивается на отдельные сцены внутри эпизода и соединяется при помощи монтажа.

Монтажная фраза — это составная часть эпизода, которая имеет определенный темпоритм и состоит из отдельных планов, объединенных единым содержанием.

Если действие разбивается на отдельные планы, которые потом будут монтироваться в единое целое, как правило, оно фиксируется с общего плана. Другие кадры этого же действия разбиваются на крупные и средние планы, меняется положение и угол зрения камеры. Главная задача здесь — обеспечить полную последовательность планов. Начало и конец каждого кадра содержат «захлест» действия для того, чтобы при монтаже найти наиболее подходящее место для перехода.

Монтажная фраза может быть составлена из кусков, снятых в разное время и в разных местах, либо включать в себя фрагменты определенного действия. При этом смысл отдельного кадра может существенно измениться от контекста монтажной фразы.

<< | >>
Источник: Под общ. ред. А. В. Овруцкого. Анатомия рекламного образа Под общ. ред. А. В. Овруцкого . — СПб.: Питер,2004. — 224 с.: ил.. 2004

Еще по теме 7.1. План и его виды: