<<
>>

Биофилия, или любовь к жизни.

Обостренное чувство любви возникает тогда, когда чело­век не просто любит, но при этом еще и сознает, что любит и высоко ценит это чувство. Оно является эффективным источни­ком оздоровления духа и тела.

Любовь - это энергия (сила), ко­торая вырывает людей (и молодых, и пожилых) из монотонной обыденной серости жизни, из болота обывательского существо­вания. Вне сомнения, любовь стоит у истоков человеческой жизни. Обостренное чувство любви сродни ощущению счастья. Оно способствует развитию истинной гармонии в жизнедея­тельности индивида. Согласно 3. Фрейду, здоровым может быть только тот человек, который способен любить и ценить это чувство.

Обостренное чувство любви как уникальное состояние че­ловеческой натуры многократно и достаточно подробно опи­сывалось психологами, философами, писателями. Речь идет о любви к жизни вообще и ко всем существам, живущим на Зем­ле. Такая любовь получила название биофилии. Это своего ро­да имманентное поклонение всему тому, что способствует рос­ту, развитию, расцвету любых форм живого, будь то растение, животное, социальная группа людей или отдельный человек. Считается, что каждый человеческий индивид уже от природы наделен способностью к биофилии - таков, якобы, его социо- биологический статус. Человек с установкой на биофилию лю­бит все живое во всех его проявлениях. Он в полной мере наде­

лен способностью удивляться окружающему миру, искренне восторгаться им. Видимо, именно поэтому он всегда стремится к познанию жизни и творчеству. Биофилия имеет собственные критерии оценки добра и зла. Добро - это все то, что способст­вует, благоприятствует становлению и развитию жизни; зло же, наоборот, душит жизнь во всех ее проявлениях.

Биофилия имеет прямое отношение к жизни человеческо­го индивида. Будучи неисчерпаемой палитрой гуманистических чувств, она нацелена на преодоление раскола между отдельны­ми людьми, сообществами людей, на объединение человечест­ва.

С философской точки зрения, любовь к посторонним лю­дям, с которыми индивид вступает в бескорыстные, чистые, до­брые отношения и связи, трудно назвать любовью в полном смысле слова, скорее это некое подражание ей. «Любить всех людей кажется трудно, - размышлял Л.Н. Толстой. - Но кажет­ся трудным каждое дело, когда не научился его делать. Люди всему учатся: и шить, и ткать, и пахать, и косить, и ковать, и читать, и писать. Также надо учиться и тому, чтобы любить всех людей» [25]. Трудно не согласиться с мнением писателя о том, что людям необходимо постоянно учиться искусству лю­бить, а значит - жить. Надо развивать в себе чуткость и внима­ние к другому (даже чужому) человеку, быть готовым в любое время прийти ему на помощь. Психолог и философ Э. Фромм писал, что именно в любви человек открывает и находит себя, а вместе с собой - другую личность: «Я познаю человека».

В любви, как справедливо отмечал Л. Фейербах, «нельзя осчастливить самого себя, не делая счастливым одновременно, хотя бы и непроизвольно, другого человека...» [26]. Любовь де­лает нас добрее, в ней каждый находит свой душевный покой и доверие к другим людям, чувство уверенности в себе.

Еще одним видом любви является любовь к ближнему. Она вбирает в себя любовь к детям и родителям, к братьям и сестрам, членам семьи и друзьям, товарищам и т.д. Способ­ность любить другого человека и быть любимым развивается не только на половой основе. Отношения между мужем и же­ной, матерью и ребенком, между друзьями сопоставимы с точ­ки зрения силы проявления любви. Они рассматриваются как любовные, так как к ним полностью применима следующая формула: «Если мне хорошо оттого, что хорошо тебе, то я тебя люблю».

Г. Гегель любовь к ближнему называл единственным ви­дом реальной и сильной любви. «Любовь к ближнему, - писал он, - это любовь к людям, с которыми подобно всем прочим вступаешь в отношения» [27]. Такую любовь не следует путать с уважением. Это особое состояние души, проявление милосер­дия и сострадания к людям, с которыми связала индивида судь­ба.

Любовь обнаруживается только как нравственная сила, пре­возмогающая естественное для человека как для природного существа стремление к разделению окружающих людей на «своих» и «чужих», «друзей» и «врагов». Любовь к ближнему абсолютно бескорыстна, она не требует ничего и ни от кого, но зато дает все, что может дать. Это любовь-жалость, любовь-со­страдание. Это нежные и надежные чувства, которые устанав­ливаются между мужем и женой, родителями и детьми, друзья­ми и товарищами. Причем в родительской любви преобладают щедрость и сочувствие, в сыновней (дочерней) - почитание и благоговение, в семейной - заботливость и привязанность. В любви же к друзьям, товарищам основными моментами явля­ются симпатия и уважение. В известном смысле речь идет о рассудочном виде любви, который выражает не только чувства, формирующиеся в результате социально-психологической при­вязанности людей, но и доброе расположение индивида к тому, кто связан с ним на основе духовно-нравственной близости.

Существует еще одно великое человеческое чувство - лю­бовь к Родине. Она означает любовь к родной земле и живуще­му на ней народу. Это глубокое чувство делает человека части­цей великого целого - его Отечества, с которым он делит и ра­дость, и скорбь. «Любить свою Родину, - утверждал В. Белин­ский, - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества...» [28]. Любовь к Родине называют пат­риотизмом (греч. patris - родина). Отметим, что необходимо различать патриотизм истинный и разного рода явления так на­зываемого тупого, нетерпимого, кичливого «патриотизма», приверженцы которого грубо пренебрегают интересами других стран и народов. Такой «патриотизм» нередко служит только предлогом для самых неблаговидных националистических по­ступков, оправданием грубого расового унижения и оскорбле­ния национальных чувств, попрания общечеловеческих прав и свобод людей. Истинный патриотизм, национальный и общече­ловеческий интересы не противоречат друг другу, а являются

взаимосвязанными сторонами одного целого.

Заметим, что лю­бовь к Родине ~ не инстинктивное чувство, а результат воспита­ния и гуманистического образования.

Что же касается любви к Богу (божественному совершен­ству), то ее можно философски объяснить как ощущение како­го-то особого внутреннего благоговения перед силой, породив­шей тебя и тебе подобных. Любовь к Богу - одно из самых светлых и глубоких человеческих чувств. Ценностная основа христианской любви прекрасно выражена в Первом послании Иоанна: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бо­га. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть лю­бовь... Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга» (4, 7-12). Любовь, по Иоанну, есть великая сила Божья, оздоровляющая, совершенствующая лич­ность человека и всю человеческую жизнь. Только в истинной любви верующий способен созерцать божественные образы, а затем воплощать их в своем поведении. Состояние высшей оду­хотворенности достигается в христианской молитве. Русский религиозный философ И.А. Ильин писал: «Христианская мо­литва есть прежде всего молитва любви, и притом созерцаю­щей любви, обращенной к Богу - как к Отцу и средоточию со­вершенства» [29]. Эту же мысль по-своему выражает Лев Тол­стой: «Любить можно только совершенство, - уверяет он, - и потому для того, чтобы любить, надо одно из двух: или считать совершенным то, что несовершенно, или любить совершенство, то есть Бога» [30].

Только на пути к Богу, по Толстому, человек самосовер­шенствуется и самовозвышается. Любить Бога - значит беско­рыстно любить весь сотворенный мир. Эта любовь и есть «пре­вращенная» форма самоценности человека, да и всего живуще­го на Земле. Любовь к Богу, таким образом, предполагает бла­гоговейное восприятие конкретного живого существа и виде­ние в нем божественного начала. В любви заключена вся сущ­ность христианских заповедей. Подтверждением тому являются слова из Евангелия от Марка. Христос, отвечая на вопрос одно­го книжника о том, какова первая заповедь божья, ответил: «...Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею, - вот первая запо­

ведь.

Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как само­го себя. Иной большей сих заповедей нет» (Марк, 12, 29-31). Любовь к Богу истинна только тогда, когда индивид действи­тельно самозабвенно любит как своих друзей и близких, так и своих врагов, ведь последние тоже были сотворены Богом. В Евангелии мы читаем следующие строки: «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А я го­ворю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинаю­щих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижаю­щих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небес­ного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф., 5, 43-45).

Любовь же к природе являет собой философское осозна­ние того, что она есть необходимое условие нормальной жизни и развития человека. Бездумно покоряя природу, хищнически уничтожая различные ее сферы, человек разрушает среду сво­его обитания, а значит, и самого себя. Только в том случае он будет огражден от опасности физического исчезновения, если по-настоящему полюбит и по достоинству оценит ее. Через ес­тественную и одухотворенную любовь человека к Мирозданию природа, в свою очередь, открывается ему, благоприятствует его созидательной творческой деятельности.

Существует и немало других видов любви, например к справедливости, прекрасному, которые обогащают человече­скую натуру. Являясь очень сложными синтетическими чувст­вами человека, они облагораживают межличностные отноше­ния людей, привнося в них высшие нравственные идеалы, об­щечеловеческие ценности. Само стремление к добру и справед­ливости - это путь к добродетели, радости постижения истины, влечение к вещам, явлениям, которые сами несут в себе радость познания мира. Любовь к добру сама творит добро и сливается с ним.

Особую общечеловеческую ценность имеет любовь к ис­тине. «Тот, кто хочет серьезно приняться за поиски истины, - писал Дж. Локк, - должен прежде всего подготовить свой ум любовью к ней: ибо кто не любит истины, тот не станет прила­гать много усилий на отыскание ее и не будет очень огорчен, если не достигнет ее» [31].

Среди множества видов любви особое место принадлежит любви к творчеству, созидательной деятельности, свободе.

Внутреннее единство проявлений такой любви достаточно оче­видно из-за их общей духовно-нравственной составляющей. Это сложное, ценностно-комплексное чувство.

Считается, что человек уже рождается с глубокой внутрен­ней потребностью любить и быть любимым. Он любит естест­венно и непрестанно, любит даже тогда, когда кажется, что лю­бовь уже пережита, но она все еще таится где-то в глубинах его души. А происходит это, видимо, потому, что идеал человека - Homo amans, то есть человек любящий. Любить и быть люби­мым - великое счастье. Любовь заключает в себе действитель­но огромный духовный, гуманистический потенциал. Она при­дает человеку дополнительные силы, чтобы жить достойно, ин­тересно и делать лучше жизнь других людей. И. Кант, напри­мер, высоко ценил дружбу, которая, по его мнению, включает в себя любовь и уважение.

Сила любви состоит в сокровенно-таинственном пробуж­дении внутренней, глубинной энергии человека. Она превосхо­дит даже силу самого изощренного и тонкого ума. Она сильнее уз крови, мощнее инстинкта самосохранения. Без любви чело­вечество было бы обделенным, душевно нищим. Ф.М. Достоев­ский (словами старца Зосимы) напутствовал: «Любите все соз­дание Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, ка­ждый луч Божий любите! Любите животных, любите растения, любите всякую вещь» [32]. Можно продолжить мысль писателя так: «Любите людей, цените их любовь, ибо только она позво­ляет вам понимать и чувствовать друг друга. Л.Н. Толстой, не­однократно обращавшийся к теме любви, писал: «Когда сле­пой, глухой и немой девочке, которую выучили читать и писать по ощупи, учительница объяснила, что такое любовь, она сказа­ла: да я понимаю - это то, что все люди всегда чувствуют друг к другу» [33].

5.6.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Биофилия, или любовь к жизни.: