<<
>>

Любовь как источник духовной энергии.

Любовь как источник особой духовной энергии «генери­рует», пробуждает в человеке сверхсознание того, что его соб­ственное «Я» в принципе беспредельно. Еще великий Аристо­тель, осмысливая проблему зависимости земной природы от космического Разума как ее перводвигателя, отмечал особую энергетику любви.

Но любовь эта, по Аристотелю, односторон­няя: мир устремлен к Разуму как объекту своей любви, потому что он - высшее совершенство. А вот у мирового Разума нет никакого основания любить мир, ибо он несовершенен. Поэто­му, согласно Аристотелю, любовь возникает там и тогда, где и когда обнаруживается нехватка чего-либо, а следовательно, по­является потребность в стремлении к тому, чего не хватает. Космический Разум - само совершенство, поэтому он и не нуж­дается в какой-либо любви. Но этого нельзя сказать о мире. Он в лице Разума любит не что иное, как разумную жизнь, видя в ней высшее Благо, Красоту, Порядок, то есть Совершенство. Нечто подобное происходит и в отношениях между людьми. Они любят то, чего не хватает им самим.

Великое таинство любви заключается в искреннем благо­говении человека по отношению к кому-либо или чему-либо. При этом каждый индивид обладает особым (свойственным только ему) искусством любить. Ведь каждое любовное чувст­во, каждое любовное отношение специфически проявляется в повседневной жизни. Любовные проявления различаются с точ­ки зрения объекта и содержания: половая любовь, любовь к ро­дителям, детям, близким друзьям, Отечеству, Богу, а также лю­бовь к власти, труду, искусству, науке, философии, образова­нию. Все эти и многие другие виды любви примечательны сво­ей эмоциональностью и морально-этической направленностью. Они сообщают всеобщий смысл жизни и при этом имеют инди­видуальное значение.

Человека, никогда по-настоящему не любившего, нельзя считать сформировавшейся, зрелой личностью. Именно любовь раскрывает и развивает эмоциональную сферу индивида.

А эмоциональность, в свою очередь, воздействует на интеллект и, таким образом, делает жизнь человека содержательнее и пре­краснее. Любовь - это всегда интимное и глубокое чувство, устремленное к другой личности, оно может быть направлено

на человеческую общность, идею и т.д. Это очень сложное ду­шевное состояние человека, в котором могут сочетаться разные эмоциональные оттенки (от любви-восхищения до любви-жало­сти, любви-милосердия). Любовь поражает многообразием сво­их форм и проявлений. В ней есть что-то аристократическое и божественно-творческое, но всегда индивидуальное и по-чело­вечески нежное. Поэтому над истинной любовью нельзя ни славословить, ни морализировать. Ее нельзя социологизировать или биологизировать, она не поддается рациональному объяс­нению.

Любовь возникает спонтанно и всегда начинается с влюб­ленности - чувства импульсивного, бурного, хотя и поверхно­стного. Но в дальнейшем влюбленность, как правило, перехо­дит в осознанную любовь, которая предпочтительнее для со­вместной жизни. Партнеры, принявшие влюбленность за лю­бовь, воспринимают установившееся между ними взаимопони­мание как Божий дар, на который всецело полагаются. Но если между ними вдруг возникают недоразумения (а они, как прави­ло, возникают у всех), партнеры оказываются в глубокой расте­рянности. Вот почему половые отношения, построенные не на любви, направляемой разумом, а только на слепой влюбленно­сти, при определенных неблагоприятных обстоятельствах неиз­бежно приводят к разочарованиям, а нередко и к разрыву. Та­кие отношения могут порождать ненависть, враждебность, ма­зохизм и т.д. Причина этого - примитивные потребности инди­видов, находящиеся на низшем уровне проявления любви.

Высоконравственная половая любовь чаще всего возника­ет тогда, когда один человек приносит наибольшее психофизи­ческое наслаждение другому и при этом испытывает то же са­мое, что ведет к духовному единению. Именно такая любовь становится любовью созидательной. Живой, трепетный огонь, направляемый разумом и волей влюбленного, может превра­титься в творческую силу.

Причем сексуальное возбуждение носит лишь временный характер. А вот духовный акт единства, посредством которого человек воспринимает состояние друго­го, является непрерывным. Любовь - это одухотворенное вле­чение. Она всегда предполагает биологическую потребность, но не сводится к ней и во всех случаях выступает способом преодоления духовной самоизоляции, экзистенциального оди­ночества, делает людей лучше, устраняя равнодушие и эгоизм.

Любящий человек всегда рассматривает любимого как часть самого себя. Философ Э. Фромм с восторгом писал об одухотворенной и нежной любви К. Маркса и его жены Женни. Это был брак, в котором, несмотря на социальные различия, по­стоянную бедность и болезни, господствовали непоколебимая любовь и обоюдное счастье. Такой брак возможен, по Фромму, когда два человека обладают выдающейся способностью, уни­кальным природным даром любить и глубокой привязанностью друг к другу. «Если человек не является плодотворной лично­стью в других сферах, он не будет плодотворным и в любви»

[21] . И если сексуальное влечение - это сплав физиологии и психологии в человеке, то истинно любовное чувство полно особого душевного трепета и тонкого психического пережива­ния. Это чувство исстари называют любовью-страстью, прино­сящей индивиду истинную радость. К. Маркс и сам говорил об этом в письме к своей жене: «Я вновь ощущаю себя человеком в полном смысле слова, ибо испытываю огромную страсть»

[22] .

Любовная связь практически всегда начинается с платони­ческой симпатии и привязанности к человеку. Индивид, чувст­во которого выдерживает испытание временем, словно излуча­ет созидательную энергию, нежность, преданность и внимание. При этом половая страсть истинно влюбленных не имеет ниче­го общего с аморальностью, порнографией (греч. роте - раз­врат, grapho - писать), суть которой сводится к упрощенной по­ловой биофизиологии, бездуховной и грубой по форме выраже­ния. В данном случае речь идет о похотной страсти, а не об ис­креннем страстном и духовно подкрепленном отношении к лю­бимому человеку.

Интересна мысль Н.А. Бердяева: «Подлинная любовь есть самое могущественное средство против похоти по­ла, которая есть источник рабства и падения человека. Дости­жение целомудрия через любовь есть достижение целостности, преодоление греховности пола, разорванности и раздвоения»

[23] . Великий Кант считал, что истинная любовь основывается на чистоте чувств, предполагает нравственную высоту в обще­нии мужчины и женщины. При этом сами чувства возвышают­ся, становятся особо прекрасными. Безнравственные же отно­шения в половой любви недопустимы. Жизнь человека, закаба­ленного плотской похотью, лишена тех духовно-моральных элементов, которые и составляют красоту естественных поло­

вых отношений. Но самое страшное состоит в том, что в дан­ном случае человек сознательно губит себя. Лев Толстой об этой стороне жизни образно сказал: «Ночная бабочка летит на огонь, потому что не знает того, что обожжет крылья; и рыба глотает червяка на удочке, потому что не знает того, что это гу­бит ее. А мы знаем, что блудная похоть, наверное, опутает и по­губит нас, а все-таки отдаемся ей» [24].

Любовь - и в этом состоит ее уникальная роль в жизни ка­ждого человека - одна из немногих сфер человеческого обще­ния, в которой люди способны почувствовать и пережить ра­дость своей абсолютной зависимости от таинственных имма­нентных (внутренних) сил, заложенных в них самих. Только в любви человек становится человеком в полном смысле этого слова.

5.5.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Любовь как источник духовной энергии.: