<<
>>

Любовь к истине, добру, красоте.

Любовь к истине, добру, красоте в духе Паскаля, Спинозы, Канта, Гегеля, Маркса - это, по существу, любовь интеллекту­альная. Паскаль (1623-1662) писал: «Ясность ума рождает яс­ность чувств, поэтому великий и ясный ум любит страстно и понимает то, что любит».

И еще: «У любви напрасно отнимают элементы разума... потому что любовь и разум, в сущности, од­но и то же. Это только стремительная мысль, обращенная на одну сторону, без достаточного исследования целого, но это все-таки всегда мысль...» [14]. Любовь - это действительно путь к истине, красоте, гармонии, счастью. Способность лю­бить дана не каждому - это редкостный дар и ценнейшее из ис­кусств жизни. Любовь всегда предполагает духовное творчест­во, движение к свободе. В ней человек открывает и находит са­мого себя и свое будущее. Он становится демиургом собствен­ной судьбы и даже открывает другим людям перспективы их жизни.

Трудности в философском осмыслении любви обусловле­ны тем обстоятельством, что она, будучи абсолютно объектив­

ной, в то же время всегда неожиданна. Воспринимается же лю­бовь людьми как светлый божественный дар, как своего рода высокое вознаграждение. Между тем у любви есть свои «зако­ны», некие космические (греч. kosmos - порядок, красота) принципы, уникальный философский смысл. Любовь возникает тогда, когда индивид начинает ощущать естественную потреб­ность в нежных чувствах, осознавать их громадную роль в раз­витии лучших человеческих качеств и персональную ответст­венность перед своим сообществом за сохранение и улучшение рода человеческого. Гуманитарный же смысл любви заключа­ется не в статике устроения личной жизни, а в динамике ее дви­жения, в постоянном человеческом самотворчестве. Это очень важно: нельзя научиться правильно жить, не научившись кра­сиво любить. Ведь любовь - не просто возвышенное чувство или совокупность эмоций. Это мера и степень нравственной чистоты жизни человека, которая наполняет всю его жизнедея­тельность великим смыслом.

Чистая любовь свидетельствует о духовной развитости индивида.

Не зря говорят, что «любовь правит миром». При этом речь идет в первую очередь об эротической (половой) любви. Так, античными мыслителями эрос связывался с духовной си­лой и красотой. Они называли его естественной имманентной тягой к совершенству, желанием обладать идеалом, стремлени­ем восполнить недостающее в себе.

Любовь во всех случаях выступает уникальным способом преодоления духовной самоизоляции, экзистенциального оди­ночества, ибо она соединяет людей, ведь человек рассматривает любимого как часть самого себя. Будучи духовно-нравствен­ным выражением бытия человеческой личности, любовь явля­ется великой сокровенной тайной. В философском понимании она предполагает нечто, не поддающееся рациональному объ­яснению. Так, в эротической любви практически все держится на сокровенной тайне. Любовное созерцание открывает инди­виду новый мир человеческого бытия: удивительно прекрасный и одновременно непонятный, желанный и внутренне тревож­ный.

Любовь как высшее ценностное измерение человеческой личности составляет то, что характеризует ее духовную зре­лость и нравственную чистоту. Без нее не представляется воз­можным полное раскрытие жизненного потенциала личности

индивида. Известный немецкий философ XIX века Артур Шо­пенгауэр сделал по этому поводу следующее замечание: «В дни и часы, когда всего сильнее проявляется сладострастие... пла­менное вожделение... именно в такое время готовы к наиболее интенсивной деятельности величайшие силы мысли, а также и познания...» [15]. Эту мысль философа разделяет и развивает русский ученый И.И. Мечников. Для него любовь есть драго­ценное благо, счастье и условие истинно человеческой жизни, более того, единственная подлинная ее основа, изначально за­данная самой человеческой сущности. Любовь - одна из немно­гих сфер общественной жизни, в которой человек становится гуманнее, нежнее, душевнее.

Русский религиозный философ и психолог С. Франк пи­сал: «Любовь не есть холодная и пустая, эгоистическая жажда наслаждения, но любовь и не есть рабское служение, уничтоже­ние себя для другого.

Любовь есть такое преодоление нашей корыстной личной жизни, которое и дарует нам блаженную полноту подлинной жизни и тем осмысливает нашу жизнь» [16]. Любовь раскрывает в человеке нравственные и интеллек­туальные начала. А.Ф. Лосев был совершенно прав в оценке ее потенциальной роли: «Любящий всегда гениален, так как от­крывает в предмете своей любви то, что скрыто от всякого не любящего» [17]. В любви каждый человек получает особое удовлетворение от реализации истинно человеческих потребно­стей в общении, когда взаимная симпатия и духовная близость соединяются с радостью сексуальной интимности, что и служит стимулом для интеллектуального творчества. Любовь как бы питает разум человека и, в свою очередь, находит в нем же себе опору. Не испытав истинной любви, человек никогда не сможет до конца познать свое жизненное предназначение, поскольку только она раскрывает духовно-творческий потенциал лично­сти.

В философском осознании любви как фактора раскрытия лучших духовных качеств личности особая роль принадлежит Вл. Соловьеву, который увидел в ней уникальную общечелове­ческую ценность, выражающуюся в способности «растворять свой жизненный интерес в интересе другого», слиться в единое целое. В своей работе «Смысл любви» философ писал: «Смысл и достоинство любви как чувства состоят в том, что она застав­ляет нас действительно всем нашим существом признать за

другим то безусловное центральное значение, которое, в силу эгоизма, мы ощущаем только в самих себе. Забота о других и интерес к ним должны быть подлинными, искренними, в про­тивном случае любовь ничего не стоит. Она важна не как одно из наших чувств, а как перенесение всего нашего жизненного интереса из себя в другое, как перестановка самого центра на­шей личной жизни. Это свойственно всякой любви» [18]. Ощу­щение слитности, которую, собственно, и дает только истинная чистая любовь, невероятно по силе своего внутреннего самовы­ражения. Обычная забота о самом себе вдруг резко меняет на­правление. Интересы, мысли и чувства любимого человека ста­новятся неотъемлемой частью души любящего.

При этом, как замечал Л.Н. Толстой, «чем больше любишь человека, тем меньше чувствуешь свое отделение от него. Кажется, что он - то же, что и я, а я - то же, что он» [19].

В любви заложена невероятно мощная внутренняя энергия объединения и консолидации людей. Она становится своеоб­разным духовно-нравственным катализатором их естественного сближения, устраняющим препятствия, которые отделяют лю­дей друг от друга, и соединяющим их некими духовными уза­ми. Любовь укрепляет интерес индивида к социальной жизни, пробуждая у него чувство сострадания другим людям, искрен­нее желание помочь им и т.д. Это происходит потому, что лю­бовь проявляется как внутренняя потребность «отдавать самого себя», причем не только другому, но и идее, профессии, Отече­ству и т.д. Только любовь как духовно-телесное влечение инди­вида позволяет ему преодолевать чувство внутренней самоизо­ляции и одиночества. А происходит это потому, что любовь всегда персонифицирована человеком, идеями или другими на­чалами, например: любовь к Родине, к Богу. Ее считают, и не без основания, духовным чудом, наиболее свободным и откры­тым проявлением человеческой сути. Любовь не терпит абсо­лютно никакого внешнего воздействия: навязывания, нормиро­вания и т.п.

Выше мы уже говорили о том, что любовь всегда имма­нентна по своей сущностной природе. Она неисчерпаема по формам проявления и ничем не измерима по глубине своего со­держания. Будучи объективной реальностью, она при этом все­гда новая, необычная, неповторимая. Для нее нет прошлого и будущего. У нее, как и у жизни, есть только настоящее. Чело­

век влюбляется потому, что в нем неожиданно для него самого вдруг открывается неисчерпаемая глубина сентиментально-ин­тимных чувств, которые не в силах сдержать ни разум, ни воля. Здесь, может быть, и скрыта та самая тайна любви, которая от­личает ее от других сильных чувств. Философское толкование любви всегда предполагает широкое поле пересечения научных знаний, полученных физиологией и психологией, а также ос­мысления социального и индивидуально-биологического, глу­боко интимного в человеке.

Иными словами, философская мысль рассматривает любовь как действительный факт естест­венной природы (дар Божий), существующий независимо от че­ловека, но в нем возникающий в виде сугубо личного момента судьбы. Любовь всегда есть и отражение духовного климата ис­торической эпохи или нравственного состояния конкретного общества.

Любовь обостряет ощущение полноты жизни. Телесное в ней органично сопрягается с духовным, формируя особенное нравственно-эстетическое чувство личности. Более того, лю­бовь как особо противоречивая область философского (крити­ческого) познания жизни одновременно является стимулом к творческому ее созиданию, к самосовершенствованию, при этом сама она является творчеством, предполагающим созида­ние счастья, радости, добрых отношений между людьми. Очень много замечательных мыслей по этому поводу можно найти в книге Н.А. Бердяева «О назначении человека». «Любовь, - пи­сал он, - есть не только источник творчества, но и сама любовь к ближнему, к человеку есть уже творчество, есть излучение творческой энергии». И далее: «...Любовь есть жизнь в себе, первожизнь, и творчество есть жизнь в себе, первожизнь» [20].

В духовной любви, подкрепленной разумом, человек полу­чает дополнительную энергию не только от непосредственного слияния с любимым, но и в не меньшей степени от его лично­сти, от самой атмосферы, любовной ауры, которая его окружа­ет. Любовная энергетика - это мощный источник вдохновения и творчества, причем самого светлого и продуктивного. Под воздействием любви раскрывается историческое предназначе­ние и призвание каждой личности. Любить - значит творить ис­тину, красоту и благо.

5.4.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Любовь к истине, добру, красоте.: