Жизненная линия любви.
Жизненная линия любви разделяет как бы надвое судьбу каждого человека: на радость и тревогу, страсть и ненависть, добро и зло. В начальную, самую светлую пору любви каждый рад подчиняться капризам любимого, так как уступчивость умножает радость слитности с ним.
Любовь - это искусство забо-
ты друг о друге. Сильная искренняя любовь подобна эксперименту, проводимому на самом себе, и сопряжена с немалым риском. Любящий порой бесстрашно и самоотверженно доходит до той ступени самоотдачи, за которой любовь становится тягостной или гибельной. Мученики и герои любви часто жертвуют собой, прокладывая путь к секретам человеческих отношений.
Любовь можно назвать первоначалом в человеке, его родовой сущностью. Обычно она предполагает всплеск неожиданных светлых эмоций, чувственное внутреннее состояние, непонятное, таинственное влечение к другому индивиду, которому просто невозможно противостоять. Такую любовь обычно называют романтической. Она исключительна уже потому, что представляет собой неудержимое внутреннее стремление человека к полному слиянию с другим живым существом. Романтическая любовь обнаруживает в душе индивида прилив каких-то новых мощных сил, которые и побуждают его бурно переживать внутри себя бытие другого человека во всей его глубине. Такая любовь требует чего-то надындивидуального и в высшей степени личностного, существующего только между людьми, «потерявшими голову» и, несмотря на это, приобретшими смысл жизни. «Наша любовь - в основе всех наших влечений, которые, как из семени, вырастают из нее», - писал Ортега-и- Гассет [34]. Проявляются эти весьма нежные и одновременно мучительные чувства как внутренние коллизии, драмы. Они вызывают предвкушение трепетного ощущения таинственной прелести сексуальной близости.
Супружеская любовь - одновременно и чувственная, и духовная. Поэтому она является цельной, верной и плодотворной, по природе своей предназначенной для рождения и воспитания детей.
Такая любовь требует от каждого супруга соответствующего осознания своей личной ответственности. Смысл супружеской любви хорошо понимали и высоко ценили еще древние. Кстати, у древних народов культ супружеской любви и ее символов является одним из самых почитаемых. В древнеиндийском эпосе «Ветка персика» сказано: три источника равно имеют страстное влечение человека - душа, разум и тело. Супружеская любовь «открывает глаза на духовную сущность другого человека, - справедливо указывает философ и психолог В.Франкл, - на действительную природу его неповторимости, скрытые в нем потенциальные ценности» [35].
Супружеская любовь как возвышенная влюбленность и восторженная страстная устремленность к духовному и телесному наслаждению наиболее мощно воздействует на активизацию психики супругов, вдохновляя их к творчеству и созидательной деятельности. А это сказывается на улучшении общего состояния сознания и подсознания возлюбленных. Истинная любовь формирует утонченные чувства, возвышенные душевные переживания, развивает индивидуальность и силу человеческого характера. Это огромный психотерапевтический усилитель восприятия и выражения личностных достоинств и человеческих ценностей. Это генератор духа и страстей, качественно влияющий на творческое вдохновение. И.С. Тургенев (1818- 1883) писал: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь» [36].
Здесь хотелось бы привести еще один пример супружеской любви, подвигающей на вдохновенное творчество. Известный всем немецкий философ Ф. Шеллинг страстно полюбил умную и талантливую женщину по имени Каролина. И когда она стала его женой, жизнь философа качественно преобразилась. Его творчество приобрело особый блеск, наполнилось новыми идеями. Он стал более вдохновенно читать лекции, на которые буквально ломились студенты. Все это было результатом лучезарного горения духа двух страстно любящих людей. И вдруг - смерть Каролины... Внешне в жизни философа все осталось без изменений.
Но он сник, погрузился в религиозный туман. Творческий накал куда-то исчез. Нечто подобное, кстати, произошло и с К. Марксом после смерти его любимой жены Женни. С этого времени творческая жизнь философа фактически закончилась.О любви много и философски глубоко писал Лев Толстой. Его мысли на эту тему наполнены тонким психологизмом. Вспомним великое произведение писателя «Война и мир». Влюбленный Андрей Болконский признается: «Никогда не поверил бы, но это чувство сильнее меня. Вчера я мучился, страдал, но и мучения этого я не отдам ни за что в мире. Я не жил прежде. Теперь только я живу, но я не могу жить без нее. Но может ли она любить меня? Я стар для нее...» [37]. После при
знания в любви Наташе Болконский получает ответное «да». В его душе неожиданно происходит какой-то непонятный для него самого переворот: влюбленность превращается в большую любовь. «Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что-то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с ней. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично, как прежде, было серьезнее и сильнее» [38].
Любовь не бывает отвлеченной, абстрактной: она внутренне детерминирована, внешне избирательна и при этом направлена на конкретную личность («вхождение в любовь»). Это мощное излучение любовной страсти, которую можно отнести к сфере скрытого (интимного) творчества человека. Однако следует подчеркнуть, что любовь неразрывно связана с состраданием, добрым отношением ко всем людям. Противоположность сопереживанию - равнодушие, безразличие. Индивид может стать полноценной личностью, только если через любовь к конкретному человеку он становится более свободным, открытым, благожелательным по отношению к другим людям, ко всему миру.
Э. Фромм писал: «Кто любит лишь одного единственного человека, не любит никого» [39].Влюбленность предполагает сложную структуру глубинного слоя человеческих психических переживаний: чувств, эмоций, страстей, настроений, душевных движений, мыслительных фантазий, вплоть до мистических. Влюбленность связана с наибольшей слитностью нежности и сексуальной чувственности людей. Она зарождается и функционирует по законам имманентно-коммуникативной логики развития личности. Если любовь психологи называют социально-психологическим феноменом, то влюбленность они считают интимно-личностным явлением.
Любовь всегда предполагает духовную и физическую радость общения людей. Влюбленность же можно назвать неким «резервуаром» бессознательных влечений, находящим свое выражение в глубокой личной фантазии. С нее обычно и начинается духовно-психологический сдвиг к большой любви. Восхождение спонтанной влюбленности индивида к более глубокому
и основательному чувству, как правило, сопрягается с другими социальными факторами человеческого развития. «Главное дело в жизни - любовь, - убежден Лев Толстой. - А любить нельзя ни в прошедшем, ни в будущем. Любить можно только в настоящем, сейчас, сию минуту». «Помни, что если ты можешь сделать хорошее дело, оказать любовь кому-либо, то надо делать это сейчас, - советует писатель, - потому что пройдет случай и не возвратится» [40]. Романтическая влюбленность - это восхождение к человеческому счастью. По многим смысловым компонентам любовь и влюбленность совпадают, однако при этом заметно различаются по глубине и силе проявления. Они сравнимы с алмазом и графитом, которые сходны по составу, но отличаются своими свойствами и строением.
Влюбленность всегда спонтанна, любовь же надо заслужить. Это уникальная мера наивысшего духовного состояния, которое можно представить как человеческое движение к самосовершенствованию. Любовь, будучи явлением сложным и противоречивым, может быть охранительным началом в жизни, а может и погубить человека. Ведь нередко в союзе двух искренне любящих людей проявляется эгоизм. Жизненный опыт показывает, что последний в любви не преодолевается, а становится более агрессивным, ибо индивид усматривает во всяком внимании к предмету своей любви посягательство на него. Нередко случается так, что чем сильнее любовь, тем более она замыкается на себе. Однако если эгоизм удается преодолеть, любовь по-настоящему расцветает, способствуя созидательной, творческой деятельности человека.
5.7.