Психологические и физиологические аспекты любви.
Любовь - это уникальное состояние человеческой души, выражающее особую благодать слияния мыслей и чувств, воли и действий, объектом которых является любимый человек. В таком состоянии любящий способен на многое: духовное творчество, благородные поступки и даже возвышенные подвиги.
Любовь дает индивиду необычайно мощную внутреннюю энергию, которая подавляет в нем и врожденный индивидуализм, и приобретенный корыстный эгоизм. Она делает влюбленного более гуманным, формирует в нем качества альтруизма. Любовь нацеливает человека исключительно на добро, придает его жизни осмысленность и одухотворенность. «Люби, и тогда делай, что хочешь» («Ata, et fac quod vis»). Эта фраза рефреном прошла через все философские и религиозные тексты блаженного Августина. С мнением философа трудно не согласиться, ибо любовь всегда по сути своей бескорыстна, а значит - благостна. Причем она не только вдохновляет людей на творчество, созидание, но и делает их мягче, душевнее, возвышеннее. Многие великие русские философы считали, что все внешние проблемы бытия можно изжить только настоящей любовью. Так, Вл. Соловьев, рассуждая о любви, говорил, что только она способна преодолеть замкнутость неправедного «Я».
Любовь - это духовная энергетика, которая постоянно подпитывает веру людей в себя, освещая их жизненный путь. Способность любить является важнейшим показателем становления фундаментальных качеств человека наряду с совестью, разумом, честью. Внутренняя сила взаимной любви распространяется и на окружающих, так как способствует развитию в любящих таких человеческих качеств, как доброта, милосердие. Существенно отличаясь от чисто полового влечения, от слепого эроса, любовь-дружба представляет собой, по сути, высшее благо для индивида. Она предполагает особую силу взаимного внимания. Ф. Ницше, представитель «философии жизни», по-своему взглянул на эту проблему.
Он считал, что одно из двух связанных любовью-дружбой лиц есть обыкновенно любящее, а другое - любимое, позволяющее любить себя. Есть некая единая сфера любви, и чем больше из нее берет себе одно лицо, тем меньше остается для другого.Примером чистой возвышенной любви могут служить отношения философа Пьера Абеляра и молодой девушки Элоизы. После вынужденной разлуки она приняла постриг, а он, будучи монахом, целиком посвятил себя служению Богу. Много лет спустя после смерти Абеляра Элоиза, согласно ее предсмертному желанию, была захоронена в одной могиле с тем, с кем ее безжалостно разлучила судьба. В одном из ее писем к Абеляру есть такие слова: «Своему господину, а вернее отцу, своему супругу, а вернее брату, его служанка, а вернее дочь, его супруга, а вернее сестра, Абеляру - Элоиза... Бог свидетель, что я никогда ничего не искала в тебе, кроме тебя самого; я желала иметь только тебя, а не то, что принадлежит тебе. Я не стреми
лась ни к брачному союзу, ни к получению подарков и старалась... о доставлении наслаждения не себе, а тебе и об исполнении не своих, а твоих желаний». История этой великой любви стала хрестоматийной. В течение многих столетий она служит источником вдохновения для поэтов, писателей, художников и предметом осмысления ученых и философов.
Заметно изменились представления о любви с появлением психоанализа, система которого была разработана австрийским мыслителем, врачом-психиатром Зигмундом Фрейдом. Он установил, что в психике человека есть некий бездонный потаенный резервуар сильных эмоциональных переживаний, который в принципе не может быть просветлен разумом и внутренняя энергия которого во многом определяет работу сознания человека и его поведение. Речь идет о том, что каждый индивид имеет немалое количество определенных комплексов, которые проявляются неожиданно и с точки зрения здравого смысла совершенно нелогично. Человеческая психика, по Фрейду, включает три уровня: «Оно» - совокупность врожденных инстинктов, чувственных комплексов; «Я» - сознание; «сверх-Я» - моральная цензура, нравственные установки.
Важнейшее место в жизни человека Фрейдом отводилось половому инстинкту. Его «сверх-Я» полностью подавить никогда не сможет, но может сильно деформировать. Последнее обстоятельство очень часто приводит к неврозам. С одной стороны, «Я» (сознание) тщетно обороняется от наглых требований убийственного «Оно», а с другой - от укоров карающей совести, бесконечно терзающей психику человека. Вследствие такого вот промежуточного положения «Я» слишком часто поддается искушению стать угодливым и лживым. Фрейд не без основания полагал, что психически уравновешенный, волевой человек выходит из подобного затруднения, сублимируя (воплощая) мощную энергию своего бессознательного в нужные для общества формы: в творчество, созидательную деятельность [41]. Любовь не только «конституирует» счастье, но и является смыслом более глубокого, а потому и более точного его социально-нравственного оформления и обеспечения. Истинная любовь - это сугубо личное моральное ограничение и самообузда- ние эгоистической воли, а не непроизвольное, активное движение воли навстречу жизни, как считали в Средние века.
Естественное половое влечение приносит людям огромное физическое и эстетическое наслаждение. Интимная жизнь - это поистине кладезь радости, дарующей обновление жизненным силам и стремлениям человека. Философы античности справедливо подчеркивали важность удовлетворения естественных потребностей в любовном влечении. «Блажен тот, - утверждал Эпикур, - кто прижимает к груди любимого друга и наслаждается с ним». Интимные отношения благотворно воздействуют на любящих супругов, активизируя все процессы, протекающие в организме, вызывая хорошее настроение, прилив духовной энергии, давая толчок к творчеству.
Согласно Ф. Энгельсу, чистая половая любовь была той осью, вокруг которой вращались человеческие судьбы и мировая культура (живопись, поэзия, музыка) на протяжении тысячелетий. Эротическое влечение придает особый смысл совместной жизни. Однако действенная эффективность половой любви достигается при условии сочетания в ней духовных и физиологических начал.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Фромм Э. Душа человека. - М., 1998. С. 187.2. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. - М., 1989. С. 345.
3. Мир и эрос. - М., 1991. С. 29.
4. Толстой Л.Н. Путь жизни. - М., 1993. С. 58.
5. Андреев Д. Роза мира. - М., 1991. С. 21-22.
6. Ильин И.А. Наши задачи. - М., 1992. С. 323.
7. Гегель Г. Сочинения. -М., 1940. Т. 13. С. 107.
8. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М., 1994. С. 313.
9. Платон. Сочинения: В 3 т. - М., 1970. Т. 2. С. 104.
10. Книга простеца. В 2 т. - М., 1979. Т. 1. С. 367.
11. Herder J. - Dusseldorf, 1959. S. 412-413.
12. Кант И. Трактаты и письма. - М., 1980. Т. 2. С. 513.
13. Соловьев Вл. Философия искусства и литературная критика.-М., 1991. С. 82.
14. Мир Леонардо. Кн. 2. - 1989. С.163.
15. Мечников И.И. Этюды оптимизма. - М., 1987. С. 236.
16. Франк С.Л. Смысл жизни И Хрестоматия по философии. -М., 1997. С. 525.
17. Лосев А.Ф. Платон. - М., 1968. Т. 1. С. 70.
18. Соловьев Вл. Сочинения: В 2 т. - 1988. Т. 2. С. 495.
19. Толстой Л.Н. Путь жизни. - М., 1993. С. 59.
20. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М., 1993. С. 127, 235.
21. Фромм Э. Душа человека. - М., 1998. С. 279.
22. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 29. С. 435.
23. Бердяев Н.А. О назначении человека. С. 205.
24. Толстой Л.Н. Путь жизни. С. 97.
25. Там же. С. 56.
26. Фейербах Л. Избранные философские произведения. М., 1955. Т. 1.С.468.
27. Гегель Г. Философия религии: В 2 т. - М., 1975. С. 142.
28. Белинский В. Собр. соч: В 3 т. - М., 1948. Т. 1. С. 639.
29. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. - М., 1993. С. 185-186.
30. Толстой Л.Н. Путь жизни. С. 55.
31. Локк Дж. Сочинения: В 3 х т. - М., 1985. Т. 2. С. 177.
32. Достоевский Ф.М. Поли. собр. соч. - Л., 1976. Т. 14. С. 289.
33. Толстой Л.Н. Путь жизни. С. 64.
34. Ортега-и-Гассет. Любовь и мудрость. - Рига, 1940. С. 59.
35. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. С. 261.
36. Тургенев И.С. Собр. соч: В 12 т. - 1956. Т. 8. С. 41
37. Толстой Л.Н. Собр. соч: В 22 т. - Т. 5. С. 229.
38. Там же. С. 235.
39. Фромм Э. Психоанализ и этика. - М., 1993. С. 387
40. Толстой Л.Н. Путь жизни. - М., 1993. С. 278,280.
41. Фрейд 3. «Я» и «Оно». - Тбилиси, 1991. Кн. 1. С. 387- 390.
Большинство людей при соприкосновении
один но один с величественной природой
испытывают минуты душевного прозрения и находят некоторые философские принципы* которыми могут руководствоваться при возвращении к овычной жизни.
Ф. Лоу
«...Врач-философравен богу».
Гиппократ