Философия, ее предмет и место в культуре
Философия[1] - это форма теоретического знания, предметом которого является выявление и анализ предельных видов реальности, и в первую очередь определение того, что такое природа, человек и общество.
Философия предполагает определенную теоретическую установку по отношению к внешнему миру, существующему объективно, и к внутреннему, субъективному миру человека. Теоретическая установка по отношению к внешнему миру предполагает стремление обнаружить закономерности, скрывающиеся за многообразием и изменчивостью явлений. В частности, поиск первоначала милетскими философами, начиная с Фалеса, не что иное, как поиск единого, дающего начало многообразному. Теоретическая установка по отношению к внутреннему миру основана на способности человека не только осознавать себя, свои чувства и мысли, но и делать их предметом анализа. Благодаря этой установке человек формирует знание о самом себе и об обществе.
Зарождение философии связано с переходом от мифологического мышления к рациональному. Мифологическому мышлению свойственен синкретизм, то есть неспособность отделить матери
альное от идеального. Мифы Древней Греции представляют собой сказания о героях и богах, при этом боги - это те же люди, но только наделенные способностью управлять природными стихиями. В мифах природа объясняется по образу и подобию социума, в котором живет человек. Общество, социальные связи и взаимодействия на основе иерархии близки и понятны людям, поэтому они переносят это знание на природу. Философия исходит из того, что природа существует объективно, независимо от человеческого сознания и общества, поэтому в природе проявляются иные, свойственные только ей законы, которые предстоит выявить и обосновать их необходимость.
Философия является одной из форм мировоззрения наряду с религией, наукой и искусством. Место философии в жизни человека не в последнюю очередь определяется взаимодействием с остальными формами мировоззрения, с которыми у философии есть не только общие черты, но и существенные отличия, подчеркивающие ее уникальность.
Например, между философией и наукой много общего хотя бы потому, что долгое время философия и наука не существовали отдельно и вплоть до второй половины XIX века философия выступала в качестве науки всех наук. Так, знаменитый философ Античности Аристотель полагал, что философия от частных наук отличается тем, что исследует реальность на самом общем и, насколько это возможно, предельном уровне, занимаясь поиском первопричин, и тем самым заключает в себе основание для более частных видов опыта. Господствующее положение философии в сфере знания можно наблюдать и в Новое время. В частности, Декарт считал, что философия является источником всех знаний: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого - метафизика, ствол - физика, а ветви, исходящие от этого ствола, - все прочие науки»[2]. Однако развитие естествознания,начавшееся в XVII веке, и распространение эксперимента в качестве основного метода исследования привело к тому, что философия утратила свое господствующее положение. Естественные науки окончательно отделяются от философии, утверждая в качестве объекта исследования природу, а в качестве основных методов - математические и экспериментальные.
Утратив статус «науки всех наук», философия тем не менее продолжает существовать как особый тип знаний. Существенная разница между философией и наукой сегодня заключается в том, что наука ориентирована на получение практического результата. Добившись ожидаемого результата, наука может рассматривать методы его достижения в качестве единственно правильных и возможных. Это способно привести к догматизму. Философия подвергает критическому рассмотрению как результаты, так и научные методы. Это помогает избежать однозначной интерпретации мира и способствует поиску новых методов и расширению специфически человеческого горизонта понимания и отношения к миру.
Кроме того, в самих науках можно обнаружить философский уровень. Любая конкретная наука исходит из каких-либо предпосылок, первых принципов, пользуется определенными основными методами.
Она заимствует их или из других наук, или создает сама в процессе решения познавательных задач. Причем эти предпосылки и методы задают определенное видение реальности и способы взаимодействия с ней. Результаты, получаемые конкретными науками, обогащают философский уровень знания, претендующий на познание предельных оснований природы общества и человека.Для того чтобы в полной мере показать специфику философии, необходимо показать отличие философии от искусства и философии от религии.
Искусство - это область человеческого знания, выраженного в художественной форме. Художник стремится не описать действительность такой, какая она есть на самом деле, а передать настроение, связанное с ней, показать свое видение мира.
Существенная разница между искусством и философией заключается в том, что искусство выражает свое содержание при помощи чувственно воспринимаемых форм и конкретных образов, а философия использует понятие и стремится к познанию общего. В отличие от искусства, философия стремится создать объективную картину мира, пытаясь установить причинно-следственные связи. В качестве примера можно привести различие между самим искусством и наукой, которая занимается анализом содержания искусства, - эстетикой. Эстетику не волнует переживание, которое пытается донести создатель произведения искусства до зрителей, ее интересует анализ этого переживания. В частности, почему то или иное вызывает эстетически значимое чувство. Эстетика связывает то или иное переживание с такими категориями, как «прекрасное», «возвышенное», «безобразное» и т. д., пытаясь при этом классифицировать содержание произведений искусства и рационально объяснить само существование искусства, его необходимость и разнообразие.
Разница между философией и религией заключается в том, что для философии является главным понимание и рациональное обоснование, а для религии - вера. Религия исходит из предпосылки, согласно которой существуют «сверхразумные» истины, которые недоступны человеческому пониманию, их нужно принять на веру.
Такие истины выступают в качестве догматов, которые невозможно проверить при помощи научных методов, и они не могут быть осознаны в качестве самоочевидных истин. Для философии не существует ничего «сверхразумного». Она берет свое начало в человеческом разуме и стремится выразить его содержание при помощи логически связанных мыслей. Философ ничего не принимает на веру, он стремится понять, четко и ясно выразить, а потом проверить то или иное суждение, претендующее на истину. Между философией и религией существует конфликт, так как они обе претендуют на предельное знание о реальности.Следует сказать несколько слов о функциях философии. У философии три основные функции: мировоззренческая, методоло
гическая и социальная. Мировоззренческая функция заключается в том, что, исследуя предельные основания бытия во всех его формах и проявлениях, участвует в создании картины мира, отвечая, в частности, на вопросы, что такое действительность, из чего она состоит, каким законам подчиняется, что в ней возможно, а что невозможно. Методологическая функция логически связана с мировоззренческой. После того как сформулированы основные положения о том, что собой представляет действительность как в целом, так и в ее видах, необходимо выбрать те методы и способы действия, которые будут эффективными при взаимодействии с действительностью в разных ее проявлениях. Социальная функция проявляет себя в том, что сформулированные цели и ценности в рамках той или иной мировоззренческой системы могут служить основанием для сплочения (или разделения) людей и их групп, исходя из выводов, сделанных из соответствующих представлений.
Необходимо заметить, что философия - это достаточно развитая форма знания, состоящая из нескольких относительно самостоятельных разделов. Прежде всего выделяют следующие разделы философского знания:
- онтологию[3] и теорию познания[4], предметом которых является знание о бытии как тотальной целостности всего сущего, определение отдельных видов бытия - прежде всего «природы» и «сознания», - их детальная категоризация, а также решение вопроса о способах, возможностях и границах познавательной способности человека;
- логику как науку о формах и законах человеческого мышления;
- этику, предметом которой является рациональный анализ нравственности и различных видов морали;
- эстетику, которая занимается выявлением видов и причин специфических переживаний человека, в основе которых лежат такие чувства, как переживания прекрасного, безобразного и др.;
- социальную философию, предметом которой является анализ природы общества и изучение закономерностей его изменения.
Начиная с XX века в сфере философского знания выделяют и такие разделы, как философская антропология, философия культуры и философия науки.