<<
>>

Философское значение медицинского познания.

Философское значение медицинского познания конкрет­ных фактов в жизнедеятельности людей, влияющих на их физи­ческое и психическое здоровье, поистине огромно. Оно позво­ляет по достоинству оценить многочисленные факторы (лат.

factor - движущая сила), обеспечивающие укрепление здорово­го образа жизни людей, а также устранение условий и обстоя­тельств, вызывающих массовые заболевания. Любые позитив­ные моменты управления общественным здравоохранением, эффективные средства и методы лечения людей должны тща­тельно научно изучаться и философски осмысливаться всеми медиками с целью активного и полноценного развития меди­цинской теории. При всей очевидности положительной роли имеющихся фактов совершенствования медицинской практики, они, безусловно, нуждаются в научной проверке, ибо служат исходной базой для научно-теоретической работы. Основопо­ложник объективного экспериментального изучения высшей нервной деятельности животных и человека И.П. Павлов писал: «Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопостав­ляйте, накапливайте факты. Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воз­

дух. Факты - это воздух ученого. Без них вы никогда не сможе­те взлететь. Без них ваши "теории" - пустые потуги» [24].

Как говорят в народе, факты - вещь упрямая. К ним надо относиться с особым уважением. Они - источник знания и жиз-, ненного опыта. Их осмысление просветляет сознание, делает людей мудрее. Что же касается медицинского познания, то в нем исключительную роль играет диалектика эмпирического и теоретического уровней осмысления фактов действительности. Эмпирическое (греч. empeiria - опыт) исследование, как извест­но, восходит к чувственному опыту, материально-предметной деятельности ученого. Теоретическое (греч. theoria - рассмот­рение, обдумывание) исследование предполагает системную умственную деятельность, оперирующую понятиями.

Уже у первых натурфилософов слово «теория» означало духовное (внутреннее) созерцание, а позже, у Аристотеля, - мысленное рассмотрение вещей. Медицинский же эмпиризм в прошлом, как правило, абсолютизировал роль всех очевидных фактов и недооценивал при этом познавательную функцию понятийного мышления, а в особенности - его обобщающее значение.

Сегодня ученые-медики в своей научно-исследователь­ской и лечебной практике постоянно сталкиваются с ситуация­ми, когда от них требуется большая описательная работа, свя­занная с изложением показателей медицинских приборов, кли­нических анализов, субъективной оценки новых фактов прояв­ления болезни и психического состояния пациента.

Наряду с принятием традиционных решений, основанных на общепринятых принципах медицинского эмпиризма, врачам нередко приходится действовать абсолютно самостоятельно, нестандартно. Такие их действия справедливо называют твор­ческими. Конечно, подобная врачебная практика не является повседневной, но она характерна для работы многих медиков. Сама специфика их профессиональной сферы говорит о том, что они фактически призваны к индивидуальному эмпириче­скому и теоретическому творчеству. Это далеко не всегда полу­чает одобрение в официальных кругах медицины, но врач во имя спасения людей вынужден порой действовать на свой страх и риск. Философско-этический анализ данной темы в контексте теории познания современной медицины, включая и науковедческий подход, показывает, что эмпирические факты и теоретические решения врачей являются общекультурными

ценностями. А дело все в том, что медики в силу их особого со­циально-культурного положения в обществе обязаны быть ори­гинальными мыслителями. Они всегда решают уравнения с множеством неизвестных. Конечно, очень важно поставить правильный диагноз, но не меньшую значимость имеет опреде­ление правильного (может быть, единственно верного) пути ле­чения. Если первое зависит от знания закономерностей того или иного заболевания, то второе - исключительно от умения понять личность пациента и позитивно воздействовать на его психику, а потом уже на его организм.

Таким образом, врач изначально призван быть не только хорошим психологом, но и тонким философом. Наличие этих качеств предполагает сама профессия медика. В данной связи хотелось бы вспомнить деятельность великого эмпирика и тео­ретика в медицине, глубоко мыслящего клинициста Н.В. Скли­фосовского, который предложил ряд принципиально новых оригинальных методов хирургического лечения, получивших в итоге мировое признание. Кроме того, с именем Н.В. Склифо­совского связано внедрение в хирургическую практику хлоро­формного и эфирного наркоза, разработанного Н.И. Пирого­вым, Ф.И. Иноземцевым, а также развитие технологии местно­го обезболивания. Кстати, экспериментальное открытие воз­можности эффективного применения средств анестезии можно отнести к величайшим достижениям XIX столетия. Боль, как и всякое другое ощущение, связана с деятельностью нервной сис­темы. Она всегда мучительна, угнетает психику индивида, ли­шает его сна, нередко делает неработоспособным и даже беспо­мощным. Порой боль убивает в человеке личность, превращая его в слабое и безвольное существо. И с этим не может не счи­таться любой лечащий врач. После всестороннего клиническо­го и экспериментального изучения действия эфира и хлорофор­ма, произведенного русскими учеными-медиками, эти обезбо­ливающие вещества надолго вошли в арсенал наркотических средств.

Врач должен уметь в любой ситуации расположить к себе больного, заставить его поверить в себя и в действия врача. А это уже воздействие особого - умственного и психического - свойства. Так, в книге В.В. Кованова «Н.В. Склифосовский» описан удивительный случай в практике знаменитого хирурга. К нему на операцию попросилась одна изнеженная францужен­

ка, страдающая обширными сокращениями в области мочеис­пускательного канала. Больная уже неоднократно оперирова­лась под хлороформным наркозом. Но положительных резуль­татов не последовало, и она обратилась за помощью к Н.В. Склифосовскому. Тот предупредил больную, что операция бу­дет длительной и тяжелой, что в течение более чем часа она вы­нуждена будет находиться в неудобном положении, при кото­ром хлороформирование применить невозможно.

Кроме того, он поставил еще два условия: операция будет проводиться в присутствии студентов, и больная не должна плакать и тем бо­лее кричать. Присутствующие на операции были поражены му­жественным поведением пациентки, простоявшей на коленях больше часа и позволившей хирургу без обезболивания иссечь огромные рубцы в промежности и затем наложить ряд глубо­ких стягивающих металлических швов. Во время этих манипу­ляций больная ни разу не вскрикнула и не попросила успокоить жуткую боль [25].

В своей практике врач нередко сталкивается с философ­ско-этической дилеммой: стоит ли говорить больному всю правду о его болезни, в определенных случаях даже готовить к худшему или от него надо скрывать часть информации во имя его же спокойствия, а значит - здоровья? Ведь слово всегда ощутимо воздействует на индивида, а слово врача вообще обла­дает огромной магической силой. Кстати, философы древности уверяли, что первое слово человек произнес для того, чтобы об­мануть другого человека, так как правда не нуждается в словах. Действительно, пациенты верят не столько словам врача, сколь­ко ему самому (пример со Н.В. Склифосовским). Следователь­но, правда - это фактическая демонстрация смысла какого-либо дела, особенно в медицине. Однако дело невозможно предста­вить себе без слов, но слов по существу. Жаль, что медицина возвела неприступный бастион из специальных терминов, кото­рые далеко не каждый пациент может понять хотя бы прибли­зительно.

В наше время написаны и изданы тысячи книг о жизни ви­русов, бактерий, микробов, о структурах и формах строения живых организмов, их функционировании, о механизмах раз­вития различных патологий, и только считанные страницы по­священы сущности самой болезни, а также тому, что представ­ляет собой больной человек, какие процессы происходят в его

внутреннем мире. При этом многие авторы увлекаются специ­альными терминами, злоупотребляют иностранными словами. В связи с этим современный философ и ученый-медик Д.С. Саркисов с горечью писал: «К сожалению, в настоящее время насыщение научных, в частности медицинских, философских и других статей новыми, непонятными, часто импровизирован­ными терминами достигло таких пределов, что затрудняет само чтение и понимание смысла написанного.

Не последнюю роль в этом играет стремление некоторых авіоров произвести на чита­теля впечатление оригинальностью, глубиной своей мысли, что выливается в обыкновенную наукообразность» [26].

Любая попытка свободного, независимого мышления в ме­дицине, любое практическое действие врача, направленное на поиск собственного метода или средства лечения, на переос­мысление способов предупреждения массовых болезней, неиз­бежно наталкивается сегодня на традиционное состояние объ­яснительного медицинского знания о прецеденте, а также на невежественность людей, неподобающее отношение к собст­венному здоровью. В такой ситуации необходимо творчески подходить к управлению качеством жизни, о чем говорил еще И. Кант.

Обычно человек начинает ощущать себя по-настоящему больным лишь при серьезных физических или психических не­домоганиях. Многие заболевания застают людей врасплох, дру­гие же развиваются медленно, постепенно. Если от внезапной болезни можно как-то защититься, то во втором случае нужно предотвращать дальнейшее развитие патологии. В данной си­туации объяснительные медицинские знания необходимы абсо­лютно всем людям, а не только медикам. Предотвращение опасных, например вирусных, заболеваний является одновре­менно делом общественным и сугубо личным. Рассмотрим пов­нимательнее эту проблему с социально-философской, мораль­но-этической позиции, исходя из здравого смысла. Медицина как сложнейшая система взаимосвязи и взаимодействия различ­ных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, функцио­нирующих на границе естественных, технических и социально- экономических наук, рассматривает человека в единстве его со­циальной и индивидуальной жизнедеятельности, как в норме, так и в патологии. В самом общем виде задача медицинского познания состоит в выявлении закономерных процессов, проис­

ходящих в организме, причин возникновения патологических состояний, а также в научном поиске наиболее эффективных способов и средств их предупреждения и устранения. Однако подчеркнем, что это весьма обобщенная формулировка задач медицинской науки, ведь содержание последних постоянно ме­няется на разных этапах развития медицины и естествознания, философии и культуры вообще.

Таким образом, медицинское познание становится специ­фическим интеграционным способом постижения жизни, фило­софского осмысления различных областей исследования и син­теза самых разных знаний, касающихся человека, его образа жизни и качества жизнедеятельности. Примечательно, что по характеру решаемых вопросов медицинское познание выходит далеко за рамки чисто научной дисциплины и в немалой степе­ни становится междисциплинарной сферой постановки и разре­шения всех человековедческих проблем. К примеру, врач-аку­шер, зная физиологический механизм родов и обладая практи­ческими навыками, принимает роды. При этом он имеет дело с огромным комплексом вопросов общемедицинского, а также социального, психологического свойства, возникающих при по­явлении на свет нового человека. Рождение ребенка - это не только социально-физиологическая функция матери. Данный процесс предполагает реализацию смысла жизнедеятельности медиков, других специалистов, ответственных за здоровье но­вых членов общества, а значит - и за будущее человечества. Именно здесь наиболее зримо проявляется гуманное и гумани­тарное назначение медицины.

Отметим, что чем сложнее та или иная медицинская про­блема, тем значимее ее роль в системной организации охраны физического и нравственного здоровья людей. Это обусловлено высоким смыслом всех тех закономерностей функционирова­ния человеческого организма, которые целостно сопряжены с духовной, морально-этической жизнедеятельностью каждого индивида и всего общества. Состояния нормы и патологии нельзя понять без использования физических, физико-химиче­ских, математических, информационных и, конечно, социаль­но-гуманитарных методов познания. Перестройка всего позна­вательного процесса в системе здравоохранения невозможна и без серьезной, высокоразвитой теоретической медицинской науки. Кстати, на теоретическое совершенствование естество­

знания и особенно медицины как научной формы человекове­дения в XX веке оказали огромнейшее влияние марксистская философская методология, а также различные философские те­чения типа неопозитивизма, феноменологии, экзистенциализ­ма, философской антропологии и другие системы метафизиче­ских представлений. Все многообразие школ и направлений философской мысли прошлого и современности так или иначе проецируется на теоретическое (понятийное) мышление меди­ков.

Таким образом, медицинское познание как особо деликат­ный способ получения целостного знания о человеке, его орга­низме, духовности объединяет и интегрирует различные формы исследования: теоретические и экспериментальные. Гуманный характер медицинских задач выходит далеко за пределы науч­ной дисциплины, которая в значительной степени становится социально-гуманитарной сферой познания и решения человеко- ведческих проблем. Современная медицина, представляя собой сложную систему дисциплин, сама развивается на стыке естест­венных, технических, гуманитарных и философских наук. Объ­ектом ее исследования остается человек, его жизнедеятельность в норме и патологии, его здоровье и болезнь. Это значит, что исходными объектами медицины являются социально-биологи­ческая, философско-нравственная, морально-этическая сферы человеческой жизни.

5.6.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Философское значение медицинского познания.: