<<
>>

Культура как смысловой мир человека.

Культура как смысловой мир человека является неотъем­лемой частью духовной жизни людей. По словам И.А. Ильина, культура - это то, что требует «полноты душевного участия». Смысловое значение культуры состоит в сохранении и разви­тии тех богатств, которые заложены в душе человека, ибо «че­ловеческая душа стоит дороже всех царств мира» (Н.А.

Бердя­ев). Кстати, она в определенном смысле осуществляет ту же функцию, которую у животных выполняет генетически запро­граммированное поведение. Многообразие культур в принципе подобно многообразию живых организмов. Или, как утверждал О. Шпенглер (1880-1936), культуры и есть своеобразные орга­низмы. Развивая эту биологическую аналогию, знаменитый фи­лософ культуры писал: «В судьбе отдельных, сменяющих друг друга, вырастающих друг возле друга, соприкасающихся, от­тесняющих и подавляющих друг друга культур исчерпывается содержание всей человеческой истории» [13]. Важнейшей чер­той культуры практически на всех этапах исторического разви­тия человечества является оценка ею истинной достоверности

предлагаемых новых культурологических парадигм под дейст­вием изменчивой природы исторического бытия.

Многие мыслители, такие, как Кант, Гегель, Конт, Спен­сер, Коген, Риккерт, Вундт, Авенариус, Маркс, Ленин, хотели, чтобы их философские системы осмысливали культуру как универсальное по своей сути явление. Но любая философия, не ограниченная научно-интеллектуальными параметрами оценки истории той или иной страны или народа и обладающая глуби­ной рациональной проницательности горизонты всех историче­ских эпох в целом, становится сама некой духовной эпохой. Вспомним известные слова Гегеля о том, что именно «филосо­фия есть... современная... эпоха, постигнутая в мышлении». И действительно, смысл философии культуры лежит в центре нравственно-гуманистического обоснования содержания кон­кретной эпохи, определенным образом истолковывая ее духов­но-эстетическое сущее с позиции общечеловеческих ценностей и намечая будущие контуры ее духовной эволюции.

Если куль­турно-эстетическая оценка эпохи во многом зависит от духов­ного искания отдельных гениев, то интеллектуальное постиже­ние культуры определяется не столько творческим потенциа­лом отдельных личностей, сколько состоянием философской мысли на данном этапе исторического развития.

Во все времена главнейшей задачей философии было фор­мирование самосознания внутри культурной сферы жизни на­рода. Своей метафизичностью она всегда определяла смысл и цели, возвышающие человеческое достоинство, поэтому и име­ет непреходящее морально-этическое значение как связующее звено между людьми разных эпох. Философское обоснование культуры исторически начинается с раскрытия и оформления ею внутренней сущности человеческого бытия, получающего постепенное и последовательное осознание основных своих возможностей, определяющих его природу, которая в силу об­стоятельств стремится обеспечить себя условиями гарантиро­ванной реализации такого рода потенциала. Философия спра­ведливо считается исходной формой культурологического объ­яснения природы, общества, человека. Это первая и на протя­жении длительного времени единственная система осмыслен­ного миропонимания, интеллектуально-теоретического позна­ния человеком среды своего обитания и себя в ней. С точки зре­ния философии, культура есть мир, в котором человек находит

себя. Он стремится мысленно пронизать сущностные пласты развития мира природы и человеческого бытия. Представляя собой область высочайшей теоретической обобщенности, фи­лософия по сути своей является специфической разновидно­стью культурной деятельности человека, то есть умонастрое­ния.

Выступая в качестве проявления человеческой сущности, культура охватывает все стороны жизнедеятельности индивида и предстает как процесс воспроизводства человека во всем бо­гатстве его социальных свойств и потребностей, гуманитарной универсальности. Культуру, таким образом, можно назвать процессом созидания человеком своей родовой сущности, ме­рой человеческого в человеке. Причем философский анализ культуры не может обойти и еще один ее аспект - медицин­ский.

Речь идет о чрезвычайно важном вопросе об ответствен­ности человечества за жизнь. Возникновение биомедицины обусловило появление важнейших для человека и человечества в конце XX столетия принципиально новых проблем - не толь­ко философско-методологического и научно-мировоззренче­ского, но и нравственно-аксиологического порядка. Прежде всего имеется в виду глобальная экологическая этика, согласно которой все живое в природе (включая самого человека) стано­вится предметом особых философских размышлений и нравст­венных суждений при любых попытках изменения его сущно­сти.

В предложенном культурообразующем пространстве чело­век осознает себя органической частью целостной природной среды наряду с другими биологическими объектами. А это фак­тически означает:

→ создание целостного комплекса качественно иных цен­ностных ориентаций по отношению к жизни в целом (этика преклонения перед жизнью);

→ признание того факта, что жизнь в любых ее формах и проявлениях обладает не меньшей ценностью, чем жизнь человеческая.

Таким образом, исследовательский подход неразрывно связывается с ценностным, а любой биоматериал перестает рас­сматриваться как подобие живой природы. Само «потребление природы» получает и новый количественный, и иной качест­

венный аспекты. Органическое слияние биологии с медициной однозначно ставит сегодня перед научным познанием проблему пределов экспериментирования над природной средой, ибо это вопрос жизни и смерти самого человека и человечества в це­лом.

Ныне можно считать научно доказанным, что ни перемены условий бытия (Дарвин), ни качество и характер труда (Эн­гельс) сами по себе не могли коренным образом повлиять на ка­чественное изменение биологического вида человека. Данное обстоятельство, скорее всего, обусловлено генетическими из­менениями, происходящими под воздействием внешней среды, вызывающим мутацию, то есть изменениями наследственного материала (генетического кода). Недавно установлено, что в связи с геомагнитными инверсиями (смена полюсов Земли) происходят мощные вспышки нового биологического преобра­зования.

Именно это приводит к гибели старых и формирова­нию новых видов живого. Следующая магнитная инверсия, по расчетам ученых, может произойти только через несколько ты­сячелетий. Вполне возможно, что к этому времени человечест­во раскроет истинную причину изменения генотипа. Что же ка­сается образа жизни человека, то он способствует в основном культурному развитию человеческих особей, способных наибо­лее активно адаптироваться к существующему обществу, к но­вым условиям жизни.

Сегодняшние революционные попытки переделывать ге­нотипы различных видов живой материи несут в себе немалую опасность. Надо иметь в виду, что определенная часть населе­ния обладает весьма невысокой нравственно-этической культу­рой. Это преумножает уже имеющиеся трудности. Так, опреде­ленными средствами сегодня врач может поддерживать какое- то время жизнь смертельно больного человека, даже если тот и умоляет избавить его от страданий, так как существование ут­ратило для него смысл, ценностное начало. Иногда только нравственные предписания медицинской этики и уголовный кодекс сдерживают врача, чисто по-человечески желающего пойти навстречу просьбе такого пациента. Тогда перед медика­ми встает вопрос чисто философского свойства: всегда ли чело­веческая жизнь является ценностью, а если нет, то когда она обесценивается? Сама медицина на этот вопрос не отвечает. Надо сказать, что проблемы данного порядка стоят перед абсо­

лютным большинством естественных наук. Все они так или иначе связаны с овладением жизнью или, наоборот, с ее унич­тожением и до сих пор остаются неразрешенными.

Итак, в порядке подведения первого итога философских размышлений и рассуждений о культуре нелишне вновь вер­нуться к мудрым словам Мамардашвили: «Культура - это уси­лие человека быть». Когда-то Диоген Синопский в ясный день с фонарем искал среди людей человека. И не нашел. Он был от­кровенным циником и зло смеялся над человеческой слабо­стью. Действительно, надо признать, что быть человеком в пол­ном смысле этого слова всегда непросто.

Однако именно в этом заключается призвание каждого желающего счастья себе и лю­дям, достигнуть которого возможно только с помощью гуман­ной философии, дающей морально-этическую оценку всему, что связано с человеком и его деятельностью. Не зря же гово­рят, что у человека две матери: одна дает ему жизнь, а другая - философия - ведет по жизни.

В метафизическом плане такое понимание места человека и его роли на Земле нашло свое выражение в отношении фило­софии к современной культуре и ее кризисному состоянию. В последнее столетие в обществе наметились тенденции деграда­ции, падения нравов. Христианская культура сменяется культу­рой воли. Еще Ф. Ницше предрекал глубокий нравственный кризис. Он считал, что образование подменяется пустым знани­ем, скука заглушается наркотиками и острыми ощущениями. Но главным событием, повергшим западный мир в шок, в атмо­сферу пессимизма, нигилизма и упадничества, стала, по мне­нию философа, «смерь Бога», причиной которой явилось хри­стианство. Именно оно разрушило истину, добро, красоту, лю­бовь, поставив на их место чистые фикции, которые ведут мир людей к Ничто, ввергая человека в духовную пустоту [14]. Со своей стороны добавим, что включенный в новую культурную парадигму Запада человек современной России теряет свою личностную основу и становится по сути фрагментарным, не тождественным себе. И в этом большая вина современного ис­кусства, зачастую рассчитанного на невзыскательные, а порой и извращенные вкусы.

2.6.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Культура как смысловой мир человека.: