<<
>>

Человек как творец культуры.

Человек как творец культуры - «второй природы» (Маркс) - постоянно «опредмечивает» свою мыслительную деятель­ность в материальных носителях и духовных символах типа на­учно-технических изобретений и инженерных сооружений, эти­ческих норм и ценностей, механизмов регуляции межличност­ного общения и общественных отношений и т.д.

Все это проис­ходит в силу того, что человечество всегда стремится к измене-

нию природной среды, приспосабливая ее к своим нуждам и интересам. Такова функция практики, которая имеет две сторо­ны: она является преобразованием реальности с целью ее пре­вращения во «вторую» (очеловеченную) природу, в веществен­ное инобытие человека, в мир субъективированных объектов, или предметное бытие культуры. А поскольку те и другие дей­ствия человека не инстинктивны, управление ими требует ин­формационного обеспечения, которое должно осуществляться в следующих необходимых и достаточных для этой цели формах. Во-первых, в форме представления, проектирования и конст­руирования (Кант) мира силой воображения идеального прооб­раза того объекта, который предстоит создать на практике, и прообраза самого субъекта, каким он хочет себя видеть. Во-вто­рых, в познании мира и самого себя в этом мире, ибо только на основе знания возможна продуктивная практика преобразова­ния бытия человеком. В-третьих, в направляющей действия субъекта некой ценностной ориентации, без которой все знания останутся нереализованными, а проекты как модели воображае­мого будущего не возникнут, пока это будущее не будет осоз­нано как желанное, то есть ценное для субъекта. И в-четвертых, в духовном общении субъектов, совместные действия которых тем эффективнее, чем выше степень согласия, взаимопонима­ния, духовного единства, достигнутая в ходе их диалога.

Осмысливая результаты своего участия в созидании куль­туры, исторический человек творит свою индивидуальность.

А усваивая культуру путем ее распредмечивания, он формирует и развивает себя как личность. Выявляя и делая доступным для каждого заключенное в предметах и символах специфически гуманитарное содержание, человек тем самым проявляет свою истинную природу. Его культура выступает ключевой характе­ристикой личности, как своеобразная мера ее духовного, нрав­ственно-этического и профессионального развития. Духовная культура человека в конечном счете реализуется в материаль­ной культуре общества. При этом дальнейшее развитие второй в принципе немыслимо без прогресса первой. Духовное и мате­риальное, выражаясь друг в друге, существуют, лишь вновь и вновь переходя друг в друга в процессе творческой человече­ской жизнедеятельности.

Таким образом, весь созданный когда-то и созидающийся в настоящее время вещественный (искусственный) мир - мир

цивилизации, взятый сам по себе, вне человека и вне связи с ним, вне отношения к нему, не может выполнять функции, свя­занные с культурным развитием людей. По сути, он является лишь носителем общечеловеческой культуры, подобно тому, как книги или дискеты являются носителями мудрости. Куль­турный человек прекрасно знает ценностное назначение много­численных изобретений разума и рук человеческих. Это знание и делает его способным к распредмечиванию носителей культу­ры. Качественные и количественные изменения естественных предметов, вещей, преобразование многих природных процес­сов на планете Земля в результате творческо-созидательной деятельности людей становятся исходным содержательным оп­ределением прежде всего самого человеческого феномена, вы­ражением социокультурной сущности человека и основанием его многомерного мира. Этот мир состоит не только из природ­ных объектов, которые творчески преобразуются людьми и к которым последние относятся как к предметам, удовлетворяю­щим их естественные потребности и духовные интересы. Чело­век является творческим субъектом деятельности, демиургом культуры, а следовательно, носителем трансцендентного мира.

Последний выражает преобразовательную направленность дей­ствий человека, степень духовной насыщенности его жизни, культуру общения и противоречивую сложность отношений с другими людьми.

Культура обнаруживает себя только в истории человечест­ва. Вне истории говорить о развертывании культуры в принци­пе не представляется возможным. Это социально-историческое явление, возникшее в результате формирования общественных потребностей и духовных запросов. Содержание культуры обу­словлено потребностью общества в закреплении и передаче со­вокупного духовного опыта новым поколениям людей. По мне­нию великого русского философа Н.А. Бердяева, культура (да­же материальная) всегда есть показатель степени развитости духа. А если культура содержит в себе духовную основу, то она есть продукт работы духа над природными стихиями. Поэтому «она направляется к практическому осуществлению могущест­ва, практической организации духа в сторону все большего ее расширения по поверхности земли» [11]. То, что история тво­рится человеком, оказалось существеннее, чем то, что делает человек в истории.

Человек - это единственное созидательно-деятельное су­щество, равного которому нет на Земле. Он не только качест­венно преобразует природные и социальные объекты, но и из­меняет самого себя как субъекта деятельности и культурного ноумена. Он сознательно творит новую социально-природную среду, продуктом которой становится сам. На новой социаль­ной базе раскрывается его духовно-историческое осознание се­бя, своих связей с другими людьми, собственного внутреннего мира.

В этой связи вспомним так называемые реформы, прово­димые в недавнем прошлом в новой России. Особую трудность для восприятия представляли содержащиеся в проектах реформ и обращенные к миллионам людей жесткие требования принци­пиального изменения традиционного образа жизни, мышления в связи с внедрением рынка. Однако невысокая способность ре­форматоров к оценке своих возможностей в этой сфере бытия сокрушила не одну реформу.

Надо было первоначально преодо­леть в культуре народа и его сознании опасность пассивного приспособления к негативным, подчас разрушительным про­цессам в обществе, избегая «гиперактивного» прожектерства. Отсюда вытекает крайняя необходимость всесторонне осмыс­ливать проблему созидания новой культуры в достаточно сложной современной ситуации.

Среди реформаторов всегда выделяется авангард, пред­ставленный выразителями ключевых идей. Вместе с тем дол­жен быть и базовый социальный слой, на который реформато­ры могли бы опираться, вовлекая в инновационную деятель­ность. Именно здесь и допускаются трагические ошибки, так как данный пласт может оказаться ненадежным. Главная же проблема заключается в том, что в определенных ситуациях, казалось бы, заинтересованные в реформах группы людей поче­му-то ведут себя пассивно, отчужденно, недоверчиво или про­сто не выказывают тех способностей, на которые рассчитывал авангард реформаторов. Неизбежен вопрос: эти люди не могут реализовать свои потенции в силу внешних причин или же в ре­зультате того, что новые духовные ценности для них чужды, что они существуют лишь для теоретиков-реформаторов, но не освоены на культурном уровне другими людьми, не стали эле­ментами содержания их образа мысли и повседневной деятель­ности?

Известный русский философ И.А. Ильин в свое время ре­зонно заметил: «Каждый народ творит то, что он может, исходя из того, что ему дано. Но плох тот народ, который не видит то­го, что дано именно ему, и потому ходит побираться под чужи­ми окнами. Россия имеет свои духовно-исторические дары и призвана творить свою особую духовную культуру... Запад нам не указ и не тюрьма. Его культура не есть идеал совершенст­ва... И нам незачем гнаться за ним и делать себе из него обра­зец. У Запада свои заблуждения, недуги, слабости и опасности. Нам нет спасения в западничестве» [12]. Для того, чтобы обще­ство приобрело новые качественные параметры, новые образцы жизнедеятельности людей, необходимо, чтобы каждый субъект (социальная группа, коллектив, личность) последовательно ос­ваивал соответствующие уровни культуры. Длительность этого процесса, если он уже реально начался, для разных групп лю­дей различна, что чревато дополнительными трудностями. Уто­пичность ориентации некоторых реформаторов на кратчайшие сроки достижения желаемых результатов неизбежно приводит к катастрофическим последствиям.

2.5.

<< | >>
Источник: ХРУСТАЛЕВ Ю.М.. ОБЩИЙ КУРС ФИЛОСОФИИ: Учебник для студенов медицинских и фармацевтических вузов. В 2 т. Т 2. - М.: ГОУ ВУНМЦ М3 РФ,2003. - 448 с.. 2003

Еще по теме Человек как творец культуры.: